Групповые приемы работы в начальной школе
методическая разработка
На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения. При таких формах обучения учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповые формы работы на уроках | 95.53 КБ |
Презентация "Групповые формы работы" | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
слайд 1 «Групповые приемы работы в начальной школе»
слайд 2 Актуальность темы
Еще Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача –
помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения. При таких формах обучения учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Групповая работа, будучи давно известной /эстонский ученый Хейно Йоханович Лийметс, 1975 год\ до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект – субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес и учебная мотивация.
Таким образом, актуальность рассматриваемого в представленной работе вопроса определяется тем, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Слайд 3 Цель исследования: изучить сущность и организацию групповых форм обучения младших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе
Слайд 4 Предмет исследования: особенности организации групповой работы младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучение литературы по исследуемой проблеме.
- Характеристика процесса обучения, групповых форм обучения младших школьников.
- Выявление особенностей организации групповой работы младших школьников.
слайд 5 Гипотеза исследования:
- При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
слайд 6 Организация групповой работы в начальной школе является процессом поэтапным, я выделила 3 этапа.
1 этап - подготовительный этап. (1 класса – 1 полугодие 2 класса)
Основные задачи этапа:
1.Сформировать положительное отношение к совместной деятельности.
2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.
У первоклассников ещё не сформированы навыки сотрудничества и коммуникативные качества, поэтому необходим подготовительный этап.
Большое внимание в первом классе уделяю работе в парах. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.
2 этап - непосредственной организации групповой работы. Организация групповой работы как самой простой – от парной до мини группы 3 человека (2 - 3 класс).
Задачей этапа является:
- Развивать коммуникационные умения и навыки совместной деятельности учащихся для повышения эффективности работы в группах.
- Использовать учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знания.
- Использовать новые структуры взаимодействия учащихся в группе для активизации учебной деятельности.
- Создать условия для формирования эффективной самостоятельной, активной, творческой деятельности учащихся, необходимой для будущей жизни.
3 этап – работа в группах (3 - 4 класс).
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
- Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд 7 Важный момент в групповой работе - разделение класса на группы. Группа - это собрание людей, включённых в познавательную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.
слайд 8 Существует несколько вариантов комплектования групп.
1.По желанию.
2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью «фантов» и т.д.
3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года и т.д.
4. Подбор группы под лидера.
Шаг 1.Выбираю семь-восемь учащихся, которые будут лидерами.
Шаг 2. Предлагаю каждому лидеру выбрать одного из учеников в свою будущую группу.
Шаг 3. Два члена будущей группы приглашают кого-нибудь из оставшихся.
Шаг 5. Три члена решают, кого они пригласят из оставшихся. и т.д.
4. По выбору педагога.
Шаг 1. Составьте список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором - равный ему или чуть слабее и т.д.
Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверьте, выполняется ли в группе условие «2: 2», если нет, сделайте соответствующую замену.
Шаг 3. Исключите из списка учащихся тех, которые попали в группу. И продолжите формирование групп.
слайд 9 Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают сами ученики.
Вот например, какие правила установлены в нашем классе:
- работать дружно
- быть внимательными друг к другу
- работать по плану
- доводить начатое дело до конца
- слушать всех
- прийти к единому решению
- все члены группы отвечают за результат
Данная работа требует нетрадиционного размещения рабочих мест. Парты ставят так, чтобы все ученики были в пределах досягаемости от членов группы.
слайд 10 Какие роли должны быть в группе? Здесь возможны разные варианты.
Представляю вашему вниманию роли, используемые в моем классе:
Чтец – ученик, который читает задание или необходимый текст
Глашатай - выступает перед классом
Писарь - записывает высказанные идеи
Хранитель времени – следит за временем выполнения работы и работает вместе с группой
слайд 11 Представляю вашему вниманию несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе:
- работа в парах;
Слайд 12 Мозговой штурм.. Является коллективным приемом поиска новых идей.
Соблюдается жесткий регламент времени.
- Распределяются роли внутри группы (чтец, писарь, глашатай, хранитель времени)
- После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; установление воздействия между учениками, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства
Слайд 13 Игра «Продолжи» - основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
слайд 14 «Пазлы». Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. (Н-р. 2 класс окружающий мир. Каждая группа получает задание: 1 группа – режим дня, 2 – группа как правильно питаться, 3 – группа Правила личн6ой гигиены, 4 группа – как ухаживать за зумами, 5 группа - С. Михалкова «Про девочку» разыграть стихотворение по ролям. Тема урока: Если хочешь быть здоров.)
слайд 15 Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
слайд 16 Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга
Особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества.
слайд 17 А какова же роль учителя во время группой работы?
Иногда перед учителями встает вопрос: «когда, и на каких уроках можно использовать групповую работу?»
Начинать групповую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное – первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Предлагаю возможные варианты заданий, которые я использую для групповой работы на различных уроках.
слайд 18 Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык
- Составление слов по звуковой схеме.
- Составление предложений по схеме.
- Выбор способа проверки орфограмм.
- Деление текста на логические части.
- Работа с деформированным предложением, текстом
слайд 19 Математика
Составление и решение задач:
- -к одной схеме на разные темы;
- -к разным схемам на одну тему;
- -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп
Литературное чтение
- Составление плана текста
- Чтение текста по ролям
- Составление рассказа о герое
- Составление вопросов по прочитанному тексту
слайд 20 Окружающий мир
- Составление плана текста
- Решение кроссвордов
- Проведение опытов
- Составление вопросов по прочитанному тексту
слайд 21 Разработка и проведение урока с использованием групповой работы включает ряд этапов:
- определение задачи урока;
- выбор способов постановки этой задачи перед группой;
-планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
- определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей;
- обеспечение необходимыми материалами;
- выбор способа оценки результатов деятельности школьников.
слайд 22 Оценивание работы групп имеет несколько направлений:
- оценка деятельности каждой группы учителем;
- оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
- самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.
Процесс оценивания выполняется следующим образом —в начале урока учитель раздает оценщикам карты оценивания, где конкретно указаны критерии к каждому заданию, по которым они должны оценивать каждого члена своей группы и выставлять баллы (такой вид оценивания называется критериальным оцениванием). В конце урока оценщики каждой группы поочередно отчитываются перед другими группами и учителем кто, сколько набрали баллов. По карте оценивания учитель подводит итоги и выставляет оценки (такая техника оценивания называется суммативным оцениванием).
слайд 23 Групповая форма организации работы имеет немало достоинств
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- Рационально распределяется учебное время
- Улучшается психологический климат в классе.
вырастает чувство ответственности за проделанную работу
- Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
- Дифференцируется работа в классе
- Дети активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, проектах и выставках
Во втором полугодии 1 класса и во 2 классе мной были проведены ряд диагностик, для подтверждения гипотезы.
слайд 24
1.При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся. Для диагностики использовалась методика М.В.Матюхиной
Слайд 25
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Для диагностики использовался тест тревожности Филлипса
слайд 26
3.В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Слайд 27
4.Улучшается психологический климат в классе. Диагностическая методика «Пьедестал»
слайд 28 Есть и некоторые трудности
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
слайд 29-30 Вывод: 1. При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся.
2.Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4.Улучшается психологический климат в классе.
слайд 31 Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую технология я считаю одной из самых важных. Моя гипотеза доказана.
Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:
Личностные: - определять свой поступок; - - уважать иное мнение; - стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные: - определять цель учебной деятельности; - составлять план выполнения задач, решения проблем; - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные: - извлекать информацию; - ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания; - перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные: - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; - понимать другие позиции; - договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Подписи к слайдам:
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци Актуальность темы
Цель : - изучить сущность и организацию групповых форм обучения младших школьников Объект исследования: - образовательный процесс в начальной школе
Предмет исследования: - особенности организации групповой работы младших школьников Задачи исследования : 1. Изучение литературы по исследуемой проблеме. 2. Характеристика процесса обучения, групповых форм обучения младших школьников. 3. Выявление особенностей организации групповой работы младших школьников.
Гипотеза исследования : 1. При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе.
Этапы : Подготовительный этап . ( 1 класса – 1 полугодие 2 класса ) 2. Этап непосредственной организации групповой работы . (2 – 3 класс ) 3. Работа в группах . (3 – 4 класс )
Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.
Варианты комплектования групп По желанию. Случайным образом. По определенному признаку. Подбор группы под лидера. По выбору педагога.
Правила организации групповой работы Работать дружно Быть внимательным друг к другу Работать по плану Доводить начатое дело до конца Слушать всех Прийти к единому решению Все члены группы отвечают за результат Роли в группе Чтец Глашатай Писарь Хранитель времени
Виды групповой работы : работа в парах Мозговой штурм Поиск новых идей Жесткий регламент времени Доклад после выработки коллективных решений
Игра “ Продолжи ” Выполнение заданий “ по цепочке ” “ Пазлы ” Деление темы на несколько частей
Приём “ Пресс-конференция ” Получив исследуемый текст, ребята составляют список вопросов к нему. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.
Роль учителя
Варианты заданий Русский язык Составление слов по звуковой схеме Составление предложений по схеме Выбор способа проверки орфограмм Деление текста на логические части Работа с деформированным предложением, текстом
Математика Составление и решение задач : К одной схеме на разные темы К разным схемам на одну тему Подобрать к задаче подходящее решение и объяснить Литературное чтение Составление плана текста Чтение текста по ролям Составление рассказа о герое, сравнивание героев разных произведений Составление вопросов по прочитанному тексту
Окружающий мир Составление плана текста Решение кроссвордов Проведение опытов
Этапы разработки и проведения урока с использованием групповой работы: - определение задачи урока; - выбор способов постановки этой задачи перед группой; -планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате; - определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей; - обеспечение необходимыми материалами; - выбор способа оценки результатов деятельности школьников.
Оценивание работы групп Самооценивание/взаимооценивание Совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися Оценка деятельности некоторых учащихся учителем Оценка деятельности всей группы учителем
Достоинства групповой работы 1.Повышается учебная и познавательная мотивация. 2.Снижается уровень тревожности учащихся. 3.Рационально распределяется учебное время. 4.Улучшается психологический климат в классе. 5.Знания усваиваются прочнее. 6.В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний. 7.Дифференцируется работа в классе. 8.Дети активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, проектах и выставках
Диагностика использования групповых форм работы При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Трудности: Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
Вывод: групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни; улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; научить можно каждого; соблюдается дифференцированный подход работа в группе помогает ребенку проявить себя, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования. ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища; реализуется принцип деятельности учащиеся усваивают больший объем материала; обеспечивается единство воспитания и обучения; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; минимальный объем домашнего задания; упрощается процедура проверки работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема "Групповые приёмы работы в начальной школе".
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци На протя...
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
Групповые формы работы в начальной школе
В данном документе раскрыты методы групповой работы....
Групповые формы работы в начальной школе
Здесь отражены формы групповой работы...
Презентация "Групповые формы работы в начальной школе".
Презентация и доклад к педагогическому совету на тему "Групповые формы работы с младшими школьниками"....
Групповые формы работы в начальной школе.
Выступление на ШМО....
выступление Групповые формы работы в начальной школе
Обучение работе в парах в начальной школе. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих метод...