Советы родителям первоклассников
статья (1 класс)
Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже становится школьником.
1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками - мамы, папы, бабушки и дедушки - все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел
в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.
Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. И самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности.
Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
СКОРО В ШКОЛУ!
Еделькина Нурия Аббясовна,
учитель начальных классов
Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже становится школьником.
1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками - мамы, папы, бабушки и дедушки - все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел
в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.
Понаблюдайте, как ученики идут в школу в первый раз. Некоторые из них крепко держатся за мамину руку, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность и гордо шагают впереди сопровождающих их взрослых. Но даже этим смельчакам немного боязно. Встречаются и такие малыши, которые долго не могут оторваться от родителей и последовать за учителем в класс.
Для ребенка этот день - начало нового этапа в жизни. Учение становится главной его обязанностью. Теперь его поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми будут рассматриваться через призму этих новых обязанностей. Надо понять состояние внутренней тревоги новичка - очень хочется стать учеником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с ученика теперь иной спрос.
Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. И самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности.
Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.
Что элементарно должен знать ребенок, поступающий в школу
1. Общий кругозор:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Возраст.
- Как зовут родителей.
-Домашний адрес.
-В какой стране живет.
-Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
-Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- Быт людей.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
2. Мышление:
- Определение четвертого лишнего.
- Классификация, обобщение.
- Сходство/различия.
- Умение решать логические задачи.
- Сложение фигур из частей.
- Сложение из счетных палочек.
- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
3. Внимание:
- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
- Переключение.
- Распределение.
4. Память:
- Повтор 10 слов или цифр.
- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
- Пересказ текстов.
5. Речь:
- Артикуляция, произношение.
- Отвечать на вопросы и задавать их.
- Строить рассказы по картинкам.
- Сочинять сказки.
- Составлять предложения.
- Заучивать наизусть стихи, прозу.
6. Моторика:
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Писать печатную букву по образцу.
- Вырезать из бумаги.
- Аккуратно клеить.
- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
- Изготавливать аппликации.
7. Математические знания:
- Знать цифры (от 0 до 9).
- Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
ПРАВА РЕБЕНКА — СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ
Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законода¬тельных актов.
Семейный кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
* Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
* Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
* Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
* Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и
просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.
* Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах:
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);
— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106—136);
— за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150— 157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
— лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье
(ст. 69);
— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).
Рекомендации по формированию адекватной
самооценки дошкольника
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает.
Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/09/picture-14978.jpg)
Советы родителям первоклассников
В статье даются ответы на вопросы, которые часто задают родители: есть ли в 1 классе домашнее задание, можно ли давать ребёнку карманные деньги, как помочь первокласснику в учёбе и др....
Советы родителям первоклассников"
Сообщение на родительском собрании по теме "Советы родителям первоклассников"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/12/picture-155126-1407841547.jpg)
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-413418-1584964416.jpg)
Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»
Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...