Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа

Дикарёва Юлия Фёдоровна

Рабочая программа внеурочной деятельности для учителя-дефектолога в начальной школе (2-4 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx52.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Школа № 1363»

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

ГБОУ Школа № 1363

Протокол №_______

от «____»_________20__года

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ГБОУ Школа № 1363

_________________ Е. В. Лавриненко

Приказ №______

от «____»___________20____ года

Программа внеурочной деятельности

«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

           Направленность: познавательные процессы младшего школьника

                                                         Уровень программы: _______________________

Возраст учащихся: 8-11 лет

Срок реализации: 68 часов в год, 2 часа в неделю

 

Автор-составитель:

Дикарева Ю. Ф.

должность:

учитель-дефектолог

Москва, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты

6

Содержание коррекционного курса

8

Годовое тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для 2-4 классов составлена на основе результатов диагностики, полученных в процессе выявления причин, лежащих в основе трудностей, возникающих в ходе обучения воспитанников 2 -4 классов для учащихся с ОВЗ и детей группы риска.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы коррекционно-развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1. Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

2. Повышение уровня общего развития учащихся.

3. Развитие высших психических функций.

4. Способствование усвоению знаний, умений и навыков.

7. Формирование навыков чтения, счета, письма.

Предмет коррекции и развития: познавательные процессы младшего школьника  и развитие высших психических функций.

Объект развития и коррекции: дети 8-11 лет с ОВЗ (ЗПР) и дети группы риска.

Система специального обучения детей предусматривает проведение групповых форм коррекционных занятий с учащимися указанных категорий.

Материал систематизирован по блокам, тем не менее, работа по развитию всех психических процессов проводиться комплексно на каждом занятии.

При организации коррекционных занятий учитель -дефектолог исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа плюсами и др.).

Занятия для детей проводятся в группах. Продолжительность занятий составляет 40-45 минут.

Педагогические технологии, используемые в процессе реализации рабочей программы, направлены на достижение соответствующих уровню начального общего образования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В соответствии с системно-деятельностным подходом используются технологии деятельностного типа, в т. ч. информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения.

Данный модуль составлен на основе курса «Развитие познавательных способностей» Мищенковой Л. В. «36 занятий для будущих отличников».

Основные принципы коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.

2. Принцип взаимосвязи и взаимосвязанности коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.

3. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

4. Принцип единства диагностики и коррекции.

5. Принцип учёта индивидуальных особенностей учащегося.

6. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей).

7. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения).

8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций).

Приёмы педагогической коррекции:

1. Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития.

2. Специальные приёмы организации обучения.

3. Логические приёмы переработки информации.

4. Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Данные приёмы коррекционной работы обеспечивают формирование УУД.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

1. Наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности.

2.Поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями.

3. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей).

Основные направления коррекционной работы:

1. Развитие мышления и мыслительных операций. Стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

2. Развитие восприятия окружающей действительности (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;

коррекция и развитие внимания (устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, повышение объема, переключение, самоконтроль).

3. Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой, зрительной, слуховой, опосредованной памяти).

4. Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации.

5. Развитие высших психических функций.

Формы контроля:

1. Тестовые и творческие задания, наблюдение.

2. Контроль за достижением планируемых результатов осуществляется в форме диагностики.

Основными направлениями изучения являются: развитие памяти, внимания, мышления, логики, ФЭМП, зрительное восприятие, ознакомление с окружающем миром, пространственно-временная ориентировка, развитие моторики.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира.

Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.

Рекомендуемая модель занятия во 2 классе по РПС:

- «Мозговая гимнастика»;

- Разминка;

- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (памяти, внимания, воображения);

- Веселая переменка;

- Логически-поисковые и творческие задания.

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Рекомендуемая модель занятий по РПС в 3 и 4 классе:

- «Мозговая гимнастика»;

- Разминка;

- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (памяти, внимания, воображения);

- Гимнастика для глаз;

- Логически - поисковые задания;

- Веселая переменка;

- Нестандартные задачи.

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности.

Обязательно в занятие во всех классах включаются:

-графические диктанты (направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также способствуют развитию пространственной ориентировки и мелкой моторики);

-упражнения по коррекции мыслительной деятельности на учебном материале.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы направлена на достижение у обучающихся младших школьников с ЗПР и детей группы риска личностных, предметных, метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:

- сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность);

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости;

- уважительное отношение к иному мнению;

- развитость этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- мотивация к творчеству.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности.

Познавательные:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

7. Познавательная активность (интерес к новым знаниям): овладение        начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных).

8. Умение рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные:

1. Умение планировать свои действия, умение их контролировать и оценивать.

2. Умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям.

3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям.

5. Умение ставить цель и определять пути ее достижения.

6. Осуществление контроля в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

7. Уметь самостоятельно выполнять алгоритм учебных действий.

8. Осознано строить речевые высказывания, в соответствии с коммуникативными задачами.

Коммуникативные:

1. Овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению.

2. Умение корректно выразить свои чувства: недовольство отказ, просьбу.

3. Готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы других

умение задавать вопросы.

4. Умение контролировать действия партнёра.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастет в познавательный мотив учебной деятельности. У детей наблюдается улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти, внимания и мышления.

Планируемые результаты учащихся за курс 2 класса

В результате изучения курса «Коррекция и развитие познавательных                            процессов» ученик должен освоить:

1. Названия времен года, месяцев, дней недели, частей суток

2. Название направлений, сторон.

Уметь:

1. Ориентироваться во временных понятиях.

2. Ориентироваться в схеме своего тела, в пространстве.

3. Запоминать информацию, воспринятую на слух.

4. Концентрировать своё внимание, переключать с одного вида деятельности на другой.

5. Пользоваться образцом-схемой        при работе с аппликацией, моделированием из бумаги, работе с конструкторами и мозаиками.

6. Находить нелепицы на картинках.

Планируемые результаты учащихся за курс 3 класса

В результате изучения курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» ученик должен освоить:

1. Названия основных профессий с их орудиями труда.

2. Свои анкетные данные.

Уметь:

1. Воспринимать изображения, представленные в зашумленном виде.

2. Составлять свою анкету.

3. Работать с мозаиками, аппликациями, конструкторами без образца.

4. Запоминать информацию при помощи приёма-ассоциации.

Планируемые результаты учащихся за курс 4 класса

В результате изучения курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» ученик должен освоить:

1. Алгоритм сравнения предметов, явлений.

Уметь:

1. Выделять признаки предметов и явлений.

2. Узнавать предметы, явлений по заданным признакам.

3. Выделять существенные признаки предметов и явлений.

4. Обобщать простейшие понятия.

5. Выявлять закономерность в заданиях        типа продолжения ряда чисел, фигур, слов, действий.

6. Находить сходство и отличие предметов, изображений.

7. Находить скрытый смысл в рассказах, пословицах.

8. Запоминать информацию при помощи приёма – классификации.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Для занятий используются интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира.

Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.

Основными принципами распределения материала являются: 

- системность: задания располагаются в определенном порядке; 

- принцип «спирали»: через каждые 2-3 занятий задания повторяются; 

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 

- увеличение объема материала; 

- наращивание темпа выполнения заданий; 

- смена разных видов деятельности; 

- принцип разнообразия творческо-поисковых задач. 

При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Названия и содержание занятий-указанные в годовом тематическом планировании, носят условный характер и могут быть изменены (с учетом психофизических особенностей учащихся).

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Развитие функции восприятия

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия- научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Чтобы младшие школьники не допускали замен букв и цифр, зеркально их не изображали, необходимо научить их сравнивать сходные предметы, находить между ними различия.

Развитие временных представлений о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. Развитие ориентировки в схеме собственного тела, развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти и слухового восприятия

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Развитие фонематического восприятия, эмоциональной памяти, долговременной слуховой логической памяти.

Упражнения на запоминание различных предметов (5 -6 предметов без учета месторасположения): игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах: “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); игры: “Внимательный художник”, “Запутанные дорожки”.

Развитие мышления

Во 2 классе представляется важным развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками, конструированием, моделированию из бумаги. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы: сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее” на предметном материале, картинки - нелепицы, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие внимания

Работа над улучшением устойчивости и концентрацией внимания. Расширение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).

Развитие восприятия целостности предметов и явлений

Развитие восприятия “зашумленных” объектов, упражнения «Зашифрованный рисунок”, развитие восприятия литературных произведений, чтение литературных текстов, работа над пересказом. Работа над восприятием социальных явлений. Знакомство с анкетами, игра «Профессии»,

Развитие мышления

Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков, “Мозаика”. Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Работа с конструкторами, мозаиками без использования образца, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно - логических умозаключений.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1 -2 особенностей, лежащих в основе выбора, Противоположное слово”,

“Подбери пару”.

Развитие воображения

Игры на перевоплощение, сочинения, придумывание окончания для рассказов, изобразительная деятельность на различную тематику. Конструирование и моделирование по замыслу.

Развитие памяти.

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз. Развитие логической памяти, опосредованной, через ассоциации.

Упражнения аналогичные, используемые на 1 -м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения).

ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ

«Развитие и коррекция познавательных процессов у обучающихся в 2-4 классах»

Названия и содержание занятий- указанные в годовом тематическом планировании, носят условный характер и могут быть изменены, с учетом психо-физических особенностей учащихся.

№ занятия

Тема

Упражнения/Игры

Раздел 1

Развитие объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания. Корригирование кратковременной памяти. Формирование произвольности.

1

Внимание и память

1. Найди слова. Приложение 1

2. Запомни картинки. Приложение 2

3. Корректурная проба. Приложение 3

4. Ищи безостановочно. Приложение 4

2

Внимание и память

1. Найди слова. Приложение 5

2. Запомни картинки. Приложение 6

3. Корректурная проба. Приложение 7

4. Заметь всё. Приложение 8

3

Внимание и память. Произвольность.

1. Найди слова. Приложение 9

2. Запомни картинки. Приложение 10

3. Корректурная проба. Приложение 11

4. Перепиши без ошибок. Приложение 12

4

Внимание и память. Произвольность.

1. Найди слова. Приложение 13

2. Запомни картинки. Приложение 14

3. Корректурная проба. Приложение 15

4. Ищи безостановочно. Приложение 16

5

Свойства внимания. Память.

1. Найди слова. Приложение 17

2. Запомни картинки. Приложение 18

3. Корректурная проба. Приложение 19

4. Заметь всё. Приложение 20

6

Произвольность внимания. Память.

1. Найди слова. Приложение 21

2. Запомни картинки. Приложение 22

3. Корректурная проба. Приложение 23

4. Перепиши без ошибок. Приложение 24

Раздел 2

Развитие фонематического слуха, концентрации внимания. Формирование приемов самоконтроля, пространственных и временных представлений. Корригирование графо-моторных навыков.

7

Восприятие и внимание. Самоконтроль.

1. Графический диктант. Приложение 25

2. Корректурная проба. Приложение 26

3. Хлопни, если правильно. Приложение 27

4. Копирование точек. Приложение 28

8

Концентрация внимания. Самоконтроль.

1. Графический диктант. Приложение 29

2. Корректурная проба. Приложение 30

3. Хлопни, если правильно. Приложение 31

4. Число-контролёр. Приложение 32

9

Фонематический слух. Мелкая моторика.

1. Графический диктант. Приложение 33

2. Корректурная проба. Приложение 34

3. Хлопни, если правильно. Приложение 35

4. Лесенка. Приложение 36

10

Формирование приемов самоконтроля. Мелкая моторика.

1. Графический диктант. Приложение 37

2. Корректурная проба. Приложение 38

3. Хлопни, если правильно. Приложение 39

4. Копирование точек. Приложение 40

11

Ориентировка в пространстве и времени. Моторика.

1. Графический диктант. Приложение 41

2. Корректурная проба. Приложение 42

3. Хлопни, если правильно. Приложение 43

4. Число-контролёр. Приложение 44

12

Пространственное мышление, речь.

1. Графический диктант. Приложение 45

2. Корректурная проба. Приложение 46

3. Хлопни, если правильно. Приложение 47

4. Лесенка. Приложение 48

Раздел 3

Развитие произвольности, концентрации и устойчивости внимания. Формирование предпосылок учебной деятельности, умения выполнять задание по устной инструкции. Совершенствование пространственных и временных представлений.

13

Концентрация и устойчивость внимания.

1. Графический диктант. Приложение 49

2. Найди отличия. Приложение 50

3. Хитрые картинки. Приложение 51

4. Поверни квадрат. Приложение 52

14

Предпосылки учебной деятельности.

1. Графический диктант. Приложение 53

2. Найди отличия. Приложение 54

3. Хитрые картинки. Приложение 55

4. Внимательно слушай и рисуй. Приложение 56

15

Внимание (концентрация и устойчивость). Предпосылки учебной деятельности.

1. Графический диктант. Приложение 57

2. Найди отличия. Приложение 58

3. Хитрые картинки. Приложение 59

4. Скажи наоборот. Приложение 60

16

Ориентировка в пространстве и времени. Произвольность внимания.

1. Графический диктант. Приложение 61

2. Найди отличия. Приложение 62

3. Хитрые картинки. Приложение 63

4. Поверни квадрат. Приложение 64

17

Ориентировка в пространстве и времени. Произвольность внимания.

1. Графический диктант. Приложение 65

2. Найди отличия. Приложение 66

3. Хитрые картинки. Приложение 67

4. Внимательно слушай и рисуй. Приложение 68

18

Произвольность. Предпосылки учебной деятельности.

1. Графический диктант. Приложение 69

2. Найди отличия. Приложение 70

3. Хитрые картинки. Приложение 71

4. Скажи наоборот. Приложение 72

19

Ориентировка в пространстве и времени. Произвольность. Предпосылки учебной деятельности.

1. Графический диктант. Приложение 73

2. Найди отличия. Приложение 74

3. Хитрые картинки. Приложение 75

4. Ищи безостановочно. Приложение 76

Раздел 4

Развитие произвольности, объема и распределения внимания. Формирование приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Корригирование кратковременной памяти, фонематического слуха.

20

Произвольность. Самоконтроль. Фонематическое восприятие.

1. Рисование по точкам. Приложение 77

2. Вычеркни число. Приложение 78

3. Чего не стало? Приложение 79

4. Сделай так же. Приложение 80

21

Произвольность. Самоконтроль. Память.

1. Рисование по точкам. Приложение 81

2. Вычеркни число. Приложение 82

3. Чего не стало? Приложение 83

4. Таблицы. Приложение 84

22

Память. Внимание. Фонематическое восприятие. Произвольность.

1. Рисование по точкам. Приложение 85

2. Вычеркни число. Приложение 86

3. Чего не стало? Приложение 87

4. Хлопни, если правильно. Приложение 88

23

Память. Внимание. Фонематическое восприятие. Произвольность.

1. Рисование по цифрам. Приложение 89

2. Вычеркни букву. Приложение 90

3. Чего не стало? Приложение 91

4. Лесенка. Приложение 92

24

Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу.

1. Рисование по цифрам. Приложение 93

2. Вычеркни букву. Приложение 94

3. Чего не стало? Приложение 95

4. Копирование точек. Приложение 96

25

Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу.

1. Рисование по цифрам. Приложение 97

2. Вычеркни букву. Приложение 98

3. Чего не стало? Приложение 99

4. Заметь всё. Приложение 100

Раздел 5

Формирование приемов учебной деятельности, произвольности. Корригирование графо-моторных навыков. Развитие пространственных представлений, логического мышления.

26

Произвольность. Моторика. Ориентировка в пространстве.

1. Графический диктант. Приложение 101

2. Выложи фигуры из палочек. Приложение 102

3. Четвертый лишний. Приложение 103

4. Продолжи ряд. Приложение 104

27

Логическое мышление, речь. Моторика.

1. Графический диктант. Приложение 105

2. Выложи фигуры из палочек. Приложение 106

3. Рисуй под диктовку. Приложение 107

4. Читай только чёрные буквы. Приложение 108

28

Ориентировка в пространстве. Логическое мышление. Моторика.

1. Графический диктант. Приложение 109

2. Выложи фигуры из палочек.  Приложение 110

3. Какая фигура потерялась? Приложение 111

4. Лабиринты. Приложение 112

29

Логическое мышление, речь. Моторика.

1. Графический диктант. Приложение 113

2. Выложи фигуры из палочек. Приложение 114

3. Четвертый лишний. Приложение 115

4. Продолжи ряд. Приложение 116

30

Ориентировка в пространстве. Произвольность. Логическое мышление.

1. Графический диктант. Приложение 117

2. Выложи фигуры из палочек. Приложение 118

3. Рисуй под диктовку. Приложение 119

4. Читай только чёрные буквы. Приложение 120

31

Ориентировка в пространстве. Произвольность. Логическое мышление.

1. Графический диктант. Приложение 121

2. Выложи фигуры из палочек. Приложение 122

3. Какая фигура потерялась? Приложение 123

4. Лабиринты. Приложение 124

Раздел 6

Формирование произвольности деятельности, учебной мотивации. Развитие объема и основных свойств внимания (концентрации и устойчивости). Корригирование графо-моторных навыков.

32

Внимание и произвольность.

1. Графический диктант. Приложение 125

2. Найди отличия. Приложение 126

3. Таблицы. Приложение 127

4. Раскрась фигуры. Приложение 128

33

Концентрация и устойчивость внимания.

1. Графический диктант. Приложение 129

2. Найди отличия. Приложение 130

3. Таблицы. Приложение 131

4. Перепиши без ошибок. Приложение 132

34

Внимание и учебная мотивация.

1. Графический диктант. Приложение 133

2. Найди отличия. Приложение 134

3. Таблицы. Приложение 135

4. Ищи безостановочно. Приложение 136

35

Внимание и учебная мотивация.

1. Графический диктант. Приложение 137

2. Найди отличия. Приложение 138

3. Таблицы. Приложение 139

4. Раскрась фигуры. Приложение 140

36

Основные свойства внимания. Произвольность.

1. Графический диктант. Приложение 141

2. Найди отличия. Приложение 142

3. Таблицы. Приложение 143

4. Перепиши без ошибок. Приложение 144

37

Основные свойства внимания. Произвольность.

1. Графический диктант. Приложение 145

2. Найди отличия. Приложение 146

3. Таблицы. Приложение 147

4. Ищи безостановочно. Приложение 148

Раздел 7

Корригирование механической и долговременной памяти. Развитие общего интеллекта, произвольности деятельности, концентрации внимания. Формирование приемов учебной деятельности.

38

Механическая память.

1. Графический диктант. Приложение 149

2. Найди все буквы. Приложение 150

3. Запомни и зарисуй. Приложение 151

4. Запомни точки. Приложение 152

39

Долговременная память.

1. Графический диктант. Приложение 153

2. Найди все буквы. Приложение 154

3. Запомни и зарисуй. Приложение 155

4. Запомни точки. Приложение 156

40

Память и мышление.

1. Графический диктант. Приложение 157

2. Найди все буквы. Приложение 158

3. Запомни и зарисуй. Приложение 159

4. Запомни точки. Приложение 160

41

Память и мышление.

1. Графический диктант. Приложение 161

2. Найди все буквы. Приложение 162

3. Запомни и зарисуй. Приложение 163

4. Запомни точки. Приложение 164

Раздел 8

Развитие понимания грамматических конструкций, наглядно - образного мышления.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков. Корригирование графо-моторных навыков.

42

Мышление и речь.

1. Графический диктант. Приложение 165

2. На что похоже? Приложение 166

3. Конкретизация абстрактного. Приложение 167

4. Математическая дорожка. Приложение 168

43

Мышление и речь.

1. Графический диктант. Приложение 169

2. На что похоже? Приложение 170

3. Конкретизация абстрактного. Приложение 171

4. Математическая дорожка. Приложение 172

44

Мышление, речь. Моторика.

1. Графический диктант. Приложение 173

2. На что похоже? Приложение 174

3. Конкретизация абстрактного. Приложение 175

4. Математическая дорожка. Приложение 176

45

Мышление, речь. Моторика.

1. Графический диктант. Приложение 177

2. На что похоже? Приложение 178

3. Конкретизация абстрактного. Приложение 179

4. Математическая дорожка. Приложение 180

Раздел 9

Развитие тонкой моторики пальцев рук. Формирование приемов учебной деятельности. Развитие объема внимания, кратковременной памяти. Корригирование пространственно-временных представлений.

46

Мелкая моторика. Внимание. Память.

1. Хитрые картинки. Приложение 181

2. Таблицы. Приложение 182

3. Копирование точек. Приложение 183

4. Лабиринты. Приложение 184

47

Ориентировка в пространстве и времени. Внимание. Память.

1. Хитрые картинки. Приложение 185

2. Таблицы. Приложение 186

3. Копирование точек. Приложение 187

4. Лабиринты. Приложение 188

48

Мелкая моторика. Внимание. Память.

1. Хитрые картинки. Приложение 189

2. Отметь все числа по порядку. Приложение 190

3. Копирование точек. Приложение 191

4. Лабиринты. Приложение 192

49

Ориентировка в пространстве и времени. Внимание. Память.

1. Хитрые картинки. Приложение 193

2. Отметь все числа по порядку. Приложение 194

3. Копирование точек. Приложение 195

4. Лабиринты. Приложение 196

Раздел 10

Формировать умение планировать свои действия. Развитие логического запоминания, речи.

Развитие наглядно-образного мышления. Корригирование логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

50

Планирование действий. Мышление. Память.

1. Графические дорожки. Приложение 197

2. Математическая пирамида на сложение. Приложение 198

3. Перечисли, что увидел. Приложение 199

4. Поверни квадрат. Приложение 200

51

Операции мышления. Логическая память. Речь.

1. Графические дорожки. Приложение 201

2. Математическая пирамида на сложение. Приложение 202

3. Перечисли, что увидел. Приложение 203

4. Перепиши без ошибок. Приложение 204

52

Планирование действий. Мышление. Память.

1. Графические дорожки. Приложение 205

2. Математическая пирамида на вычитание. Приложение 206

3. Перечисли, что увидел. Приложение 207

4. Копирование точек. Приложение 208

53

Планирование действий. Мышление, речь. Память.

1. Графические дорожки. Приложение 209

2. Математическая пирамида на вычитание. Приложение 210

3. Перечисли, что увидел. Приложение 211

4. Дорисуй половинку. Приложение 212

Раздел 11

Формирование приемов учебной деятельности. Развитие произвольности и концентрации внимания. Развитие восприятия, общего интеллекта. Корригирование графо-моторных навыков.

54

Внимание, восприятие. Произвольность.

1. Повтори по клеткам. Приложение 213

2. Определи время. Приложение 214

3. Кроссворд. Приложение 215

4. Раскрась по номерам. Приложение 216

55

Внимание, восприятие. Моторика.

1. Повтори по клеткам. Приложение 217

2. Определи время. Приложение 218

3. Кроссворд. Приложение 219

4. Раскрась по номерам. Приложение 220

56

Концентрация внимания. Восприятие. Произвольность.

1. Повтори по клеткам. Приложение 221

2. Определи время. Приложение 222

3. Кроссворд. Приложение 223

4. Раскрась по номерам. Приложение 224

57

Произвольное внимание. Восприятие. Моторика.

1. Повтори по клеткам. Приложение 225

2. Определи время. Приложение 226

3. Кроссворд. Приложение 227

4. Раскрась по номерам. Приложение 228

Раздел 12

Развитие уровня произвольности, волевой сферы. Формирование пространственных и временных представлений. Развитие графо-моторных навыков.

58

Произвольная деятельность.

1. Найди предметы. Приложение 229

2. Найди отличия. Приложение 230

3. Заметь всё. Приложение 231

4. Рисование по точкам. Приложение 232

59

Волевая сфера.

1. Найди предметы. Приложение 233

2. Найди отличия. Приложение 234

3. Заметь всё. Приложение 235

4. Рисование по цифрам. Приложение 236

60

Произвольная деятельность и волевая сфера.

1. Найди предметы. Приложение 237

2. Найди отличия. Приложение 238

3. Заметь всё. Приложение 239

4. Зачеркни букву. Приложение 240

61

Произвольная деятельность и волевая сфера.

1. Найди предметы. Приложение 241

2. Найди отличия. Приложение 242

3. Заметь всё. Приложение 243

4. Прочитай от маленькой до большой буквы. Приложение 244

Раздел 13

Развитие мелкой моторики, фонематического восприятия. Корригирование зрительно-моторной координации. Формирование навыка самоконтроля, устойчивости и произвольности внимания.

62

Произвольность и основные свойства внимания.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 245

2. Назови задуманное слово. Приложение 246

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 247

4. Математический сканворд. Приложение 248

63

Произвольность и основные свойства внимания. Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие пространственных представлений, навыка фонематического анализа и синтеза. Формирование навыка самоконтроля, устойчивости и произвольности внимания.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 249

2. Назови задуманное слово. Приложение 250

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 251

4. Математический сканворд. Приложение 252

64

Произвольность и основные свойства внимания. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Корригирование навыка фонематического анализа и синтеза. Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 253

2. Назови задуманное слово. Приложение 254

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 255

4. Математический сканворд. Приложение 256

65

Произвольность и основные свойства внимания. Развитие пространственных представлений, кратковременной зрительной памяти. Корригирование зрительно-моторной координации. Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 257

2. Назови задуманное слово. Приложение 258

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 259

4. Математический сканворд. Приложение 260

66

Произвольность и основные свойства внимания. Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие межполушарного взаимодействия, фонематического восприятия. Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 261

2. Назови задуманное слово. Приложение 262

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 263

4. Математический сканворд. Приложение 264

67

Произвольность и основные свойства внимания. Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие межполушарного взаимодействия, кратковременной зрительной памяти, воображения. Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 265

2. Назови задуманное слово. Приложение 266

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 267

4. Математический сканворд. Приложение 268

68

Произвольность и основные свойства внимания. Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие координации рук. Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

1. Каждой руке- своё дело. Приложение 269

2. Назови задуманное слово. Приложение 270

3. Алфавитный лабиринт. Приложение 271

4. Математический сканворд. Приложение 272

На усмотрение учителя задания можно изменить и/или дать дополнительные.

Для всех классов задания одинаковые, но уровень сложности разный.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

- Л. В. Мищенкова: 36 занятий для будущих отличников, 2017

- Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова: Коррекционные и развивающие игры для младших школьников, 2016

- Е. Бортникова: Развиваем пространственно-временные представления, 2018

- Н. П. Локалова: Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников», 2018

- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов педагогических учреждений, 2017

- Н. Г. Салмина, О. Д. Филимонова: Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах, 2016

- А. И. Росликова: Игровые тренинги для развития познавательных способностей младших школьников, 2017

- А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина: Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения, 2017

- Ю. В. Царева: Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр, 2016

- С. Д. Забрамная, О. В. Боровик: Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий, 2016

- С. Д. Забрамная: От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ, 2016

-  Л. И. Перслени: Психодиагностичсекий комплекс методик для опредления уровня развития познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст, 2019

- Н. Я. Семаго, М. М. Семаго: Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст, 2017

- Онлайн Библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...