Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Шахматы 1 - 4 классы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматы | 100.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорьевская средняя школа»
Рассмотрена Руководитель ММО ______Александрова И.А. Протокол от 29.08.2017 г. №1 | Согласована Зам. директора по УВР ______Крутова Е.Н. 29.08.2017г. | Утверждена приказом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» от 30.08.2017 г. № 158-о |
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» для 1 – 4 классов
(33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 - 4 классах)
Составитель программы: учитель начальных классов первой категории
Александрова Ирина Алексеевна
Принята
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.17 г. №1
2017 – 2018 год |
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, на основе УМК «Шахматы в школе. 1-4 классы» Э.Э. Уманской, Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой, созданный при поддержке фонда «Шахматы в школе»
Линия УМК «Шахматы в школе» создана Шахматной федерацией Москвы совместно с Фондом «Шахматы в школе» и предназначена для изучения в рамках 3 часа физической культуры, во внеурочной деятельности, а также в форме занятий с детьми во второй половине дня (дополнительное образование).
В методический комплект входит учебник
Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2017. — 176 с
Шахматы в школе. Второй год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2017. — 176 с
Шахматы в школе. Третий год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2017. — 176 с
Шахматы в школе. Четвертый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2017. — 176 с
Программа рассчитана на четыре года обучения.
Изменений в авторскую программу не внесено.
Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Данная программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
формирование основ шахматной культуры;
формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
уважительное отношение к сопернику;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Положительные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игры.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования)
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года
обучающиеся научатся:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигуры;
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;
овладеть способом «взятия на проходе»;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
К концу второго учебного года (второго класса) обучающиеся научатся:
овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся научатся:
владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество.
К концу четвертого учебного года (четвертого класса) обучающиеся научатся:
владеть основными шахматными понятиями;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;
знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
уметь реализовывать материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
Содержание учебного предмета.
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на
изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | |||||
1 | Сведения из истории шахмат | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 29 | 20 | 20 | 22 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||||
3 | Конкурсы решения позиций | – | 4 | 4 | 2 |
4 | Соревнования | 3 | 8 | 8 | 8 |
5 | Шахматные праздники | – | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Примерное тематическое планирование (1–4 классы)
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 класс (33 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. | Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. | Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
2 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. | Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
3 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное |
«спёртый мат». | выполнение. | |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. | Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. | Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции |
Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
спортивно-шахматном | Общаются и взаимодействуют со | |
празднике. | сверстниками. | |
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. |
Поурочное планирование
1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
(1-ый год обучения)
№ урока | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечания | |
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий. Шахматы - мои друзья. | ||||||
2. | Шахматная доска. | ||||||
3. | Горизонталь. | ||||||
4. | Вертикаль. | ||||||
5. | Диагональ. | ||||||
6. | Шахматная нотация | ||||||
7. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | ||||||
8. | Ладья. | ||||||
9. | Слон. | ||||||
10. | Ферзь. | ||||||
11. | Конь | ||||||
12. | Пешка. | ||||||
13. | Превращение пешки. | ||||||
14. | Король. | ||||||
15. | Ценность фигур. | ||||||
16. | Нападение. | ||||||
17. | Взятие. Взятие на проходе. | ||||||
18. | Шах и защита от шаха. | ||||||
19. | Мат. | ||||||
20. | Пат, ничья. | ||||||
21. | Рокировка. | ||||||
22. | Основные принципы игры в начале партии. | ||||||
23. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | ||||||
24. | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. | ||||||
25. | Мат ферзём и королём одинокому королю. | ||||||
26. | Материальное преимущество. | ||||||
27. | Ошибочные ходы в начале партии. | ||||||
28. | Партии – миниатюры. | ||||||
29. | Запись шахматной партии. | ||||||
30. | Шахматный этикет. | ||||||
31-33. | Шахматный турнир. |
2 класс
№ урока | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечания |
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира | Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. | Личностные: ориентация на моральные нормы и их выполнение; формирование основ шахматной культуры; формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой; уважительное отношение к сопернику; приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умение управлять своими эмоциями; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Познавательные УУД: умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Коммуникативные УУД: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Предметные УУД: овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; защищать свои фигуры от нападения и угроз; решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; ставить мат одинокому королю ладьей и королем; разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; реализовывать большое материальное преимущество | |||
2. | Шахматные фигуры. | Называть фигуры, описывать их, отличать друг от друга | ||||
3. | Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повторение материала за 1 – й класс) | Уметь видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, | ||||
4. | Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повторение материала за 1 – й класс) | Уметь матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ладьей и королем.
ферзём, королём и ладьёй. | ||||
5. | Защита в шахматной партии Уход из – под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигурой, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Знать способы защиты в шахматной партии. Уметь видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра. | ||||
6. | Защита в шахматной партии. Перекрытие, контра нападение, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Знать способы защиты в шахматной партии. Уметь видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра. | ||||
7. | Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?» Решение позиций | Решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | ||||
8. | Шахматная комбинация: двойной удар. Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Видеть элементарные шахматные комбинации, иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. | ||||
9. | Шахматная комбинация: связка. Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Видеть шахматные комбинации: связку, знать, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдать правила поведения за шахматной доской. | ||||
10. | Конкурс решения позиций Решение позиций по темам «Связка» и «Двойной удар» | решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | ||||
11. | Ловля фигуры Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Видеть шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
12. | Сквозной удар. Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар» | Видеть шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
13. | Мат на последней горизонтали Слабость последней горизонтали, «форточка», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Видеть слабость последней горизонтали, уметь делать «форточку». Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
14. | Конкурс решения позиций | Решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | ||||
15. | Открытый шах. Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Уметь выполнять тактический прием «открытый шаг», уметь правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
16. | Двойной шах. Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Видеть шахматные комбинации: открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||||
17. | Шахматный турнир Игровая практика | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
18. | Шахматный турнир Игровая практика | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
19. | Шахматный турнир Игровая практика | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
20. | Шахматный турнир Игровая практика | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки Детский мат, мат Легаля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Знать основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Анализ коротких партий. | ||||
22. | Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля Просмотр и анализ коротких партий. | Знать основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Анализ коротких партий | ||||
23. | Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля Просмотр и анализ коротких партий. | Знать основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Анализ коротких партий | ||||
24. | Основы эндшпиля: реализация большого материально- го преимущества Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Знать основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Анализ коротких партий. | ||||
25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Знать основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Анализ коротких партий. | ||||
26. | Повторение пройденного материала Отработка техники матования одинокого короля различными фигурами, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | Уметь матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ладьей и королем.
ферзём, королём и ладьёй. | ||||
27. | Повторение пройденного материала Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (двойной удар, связка, ловля фигуры) | Видеть элементарные шахматные комбинации, иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. | ||||
28. | Основы анализа шахматной партии. | Уметь анализировать простую шахматную партию. | ||||
29. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | ||||
30 – 33. | Шахматный турнир. | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | ||||
34. | Шахматный праздник. | Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
3-й класс
3 класс | ||||
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахмат- ных соревнований. | |||
2 | Матование одинокого короля разными фигурами (повторе- ние) | |||
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | |||
4 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «от- крытый шах» (повторение) | |||
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |||
6 | Тактический приём «завлече- ние» | |||
7 | Тактический приём «отвлече- |
ние» | ||
8 | Тактический приём «уничто- жение защиты» | |
9 | Тактический приём «спёртый мат» | |
10 | Сочетание тактических приё- мов | |
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
12 | Борьба за инициативу | |
13 | Основы дебюты: атака на не- рокировавшегося короля | |
14 | Атака на рокировавшегося ко- роля | |
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
16–19 | Шахматный турнир | |
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против коро- ля с пешкой | |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | |
26 | Теоретические позиции пе- шечного эндшпиля: ферзь против пешки | |
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
28 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | |
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | |
30–33 | Шахматный турнир | |
34 | Шахматный праздник | |
4 класс | ||
1 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | |
2 | Основные принципы игры в дебюте | |
3 | Перевес в развитии фигур | |
4 | Атака на короля | |
5 | Перевес в пространстве | |
6 | Оценка позиции |
7 | План игры | |
8 | Выбор хода | |
9 | Открытые дебюты | |
10 | Полуоткрытые дебюты | |
11 | Закрытые дебюты | |
12 | Гамбиты | |
13 | Тактический приём «мельни- ца» | |
14 | Тактический приём «перекры- тие» | |
15 | Тактический приём «рентген» | |
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход | |
18–21 | Шахматный турнир | |
22–25 | Простейшие ладейные энд- шпили: ладья с пешкой и ко- ролём против ладьи и короля | |
26 | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слона- ми одинокому королю. | |
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и сло- ном одинокому королю | |
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
29 | Роль шахмат в жизни челове- ка. |
Как стать сильным шахмати- стом. | ||
30–33 | Шахматный турнир | |
34 | Шахматный праздник |
1. Повторение правил техники безопасности.
История возникновения соревнований по шахматам,
правила проведения соревнований, личностные качест-
ва шахматиста – спортсмена
Правила техники безопасно-
сти. Повторение истории воз-
никновения шахматам. Зна-
комство с историей возник-
новения шахматных соревно-
ваний, правилами поведения
шахматистов во время сорев-
нований.
2. Матование одинокого короля разными фигурами (по-
вторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода.
Повторение. Разыгрывание
позиций, решение позиций на
мат в 2 хода, закрепление по-
лученных знаний в динами-
ческих шахматных играх.
Шахматные комбинации - повторение Связка, двойной удар, ловля
фигуры, сквозной удар.
3. Шахматные комбинации - повторение Открытый и двойной шахи
4. Конкурс решений Решение позиций
5. Завлечение Знакомство с новым тактиче-
ским приемом, завлечение
фигур под тактический удар,
закрепление полученных зна-
ний в динамических шахмат-
ных играх.
6. Отвлечение Знакомство с новым тактиче-
ским приемом, отвлечение
фигур от защиты, закрепле-
ние полученных знаний в и-
намических шахматных иг-
рах.
7. Уничтожение защиты Знакомство с новым тактиче-
ским приемом, способом
применения его в практиче-
42
ской игре, рассмотрение и
анализ типичных позиций на
данную тему, закрепление
полученных знаний в дина-
мических шахматных играх.
8. «Спѐртый мат» Ввести новое понятие «спѐр-
тый мат», разобрать класси-
ческую партию на «спѐртый
мат», закрепление получен-
ных знаний в динамических
шахматных играх.
9. Сочетание тактических приемов. Просмотр партий на тему
«сочетания различных такти-
ческих приемов», закрепле-
ние полученных знаний в и-
намических шахматных иг-
рах.
10. Конкурс решений Решение позиций
11. Борьба за инициативу Начало атакующих действий,
закрепление полученных зна-
ний в динамических шахмат-
ых играх.
12. Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля Знакомство со способами
атаки на короля, который не
успел сделать рокировку:
вскрытие центральных ли-
ний, быстрое развитие, моби-
лизация фигур, закрепление
полученных знаний в дина-
мических шахматных играх.
13. Атака на рокировавшегося короля Жертва фигуры с целью
вскрытия пешечного прикры-
тия короля, уничтожение за-
щитника, закрепление полу-
ченных знаний в динамиче-
ских шахматных играх.
14. Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?» Решение позиций
15. Шахматный турнир Игровая практика
43
16. Шахматный турнир Игровая практика
17. Шахматный турнир Игровая практика
18. Шахматный турнир Игровая практика
19. Шахматный турнир Игровая практика
20. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в
ферзи
Знакомство c элементарными
пешечными окончаниями,
игрой пешки против короля,
пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, пешка
проходит в ферзи при помо-
щи своего короля, закрепле-
ние полученных знаний в и-
намических шахматных иг-
рах.
21. Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата гра пешки пр тив короля,
пешка проходит в ферзи без
помощи своего к роля, пешка
проходит в ферзи при помо-
щи своего кор ля. Знакомство
с правилом «квадрата», а-
крепление полученных зна-
ний в динамических шахмат-
ных играх.
22. Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом Повтор: игра пешки пр тив
короля, пешка проходит в
ферзи без помощи своего ко-
роля, пешка проходит в ферзи
при помощи своего кор ля,
правило «квадрата». Знаком-
ство с правилом«отталкива-
ние плечом», закрепление по-
лученных знаний в динами-
ческих шахматных играх.
23. Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней
пешки
Повтор: игра пешки пр тив
короля, пешка проходит в
ферзи без помощи своего ко-
44
роля, пешка проходит в ферзи
при помощи своего кор ля,
правило «квадрата, правило
«отталкивание плечом». Зна-
комство понятием «ключевые
поля», закрепление получен-
ных знаний в динамических
шахматных играх.
24. Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней
пешки
Повтор: игра пешки пр тив
короля, пешка проходит в
ферзи без помощи своего ко-
роля, пешка проходит в ферзи
при помощи своего кор ля,
правило «квадрата, правило
«отталкивание плечом», по-
нятие «ключевые поля». Зна-
комство с общими рекомен-
дациями по игре в пешечном
эндшпиле, закрепление полу-
ченных знаний в динамиче-
ских шахматных играх.
25. Повторение пройденного материал Повтор: тактические при мы
«завлечение», «отвлеч ние»,
«уничтожение», «защ ты».
26. Повторение пройденного материала Повтор: атака на короля
27. Повторение пройденного материала Повтор: разыгрывание пе-
шечных эндшпилей
28. Шахматный турнир Игровая практика
29. Шахматный турнир Игровая практика
30. Шахматный турнир Игровая практика
31. Шахматный турнир Игровая практика
32. Шахматный турнир Игровая практика
33. Спортивно – шахматный праздник Решение заданий, игровая
практика
4 – й класс
45
1. Повторение техники безопасности.
Развитие шахматной культуры и спорта в России.
Беседа о ТБ.
Повтор: история возникнове-
ния шахмат. Знакомство де-
тей с историей развития
шахматной культуры в Рос-
сии, с историей развития
шахматного спорта в Ро сии.
2. Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шах-
матные деятели России.
Повтор: развитие шахматной
культуры и спорта в России.
Знакомство д тей с историей
возникновения шахмат на Ру-
си с выдающимися шахмат-
ными деятелями России.
3. Многообразие шахматных комбинаций
(повторение материала за 3 – й класс)
Решение заданий
4. Шахматные комбинации. Конкурс решений
(повторение материала за 3 – й класс)
Решение заданий
5. Основы игры в дебюте
(повторение материала за 3 – й класс)
Повтор правил игры в дебю-
те, ошибочные ходы в нач ле
партии и их последстви и,
закрепить полученные
знания в динамических
шахматных и рах.
6. Слабый пункт f2/f7 така на короля. Зн комство
со слабым пунктом у белых
f2, Знакомство со слабым
пунктом у черных f7, план
атаки на короля, испол зуя
пункты f2/f7, закрепить по-
лученные знания в дина-
мических шахматных иг-
рах.
7. Перевес в ра витии озиционное пр имущество,
атака на короля. Знакомство с
понятием «перевес в разви-
тии», с использованием пере-
веса в развитии, закрепление
полученных знаний в дина-
мических шахматных играх.
46
8. Открытые дебюты: Итальянская партия Знакомство с историей воз-
никновения дебюта «италь-
янская партия», с о новными
вариантами ходов в «италь-
янской партии», основные
принципы игры в «итальян-
ской партии», закрепление
полученных знаний в дина-
мических шахматных играх.
9. Открытые дебюты: Защита двух коней шибочные ходы в нач ле
партии и их последстви ми.
Знакомство с историей воз-
никновения дебюта «защита
двух коней», с основными ва-
риантами ходов в «защите
двух коней», основные прин-
ципы игры в «защите двух
коней», закрепление полу-
ченных знаний в динамиче-
ских шахматных играх.
10. Открытые дебюты: Русская партия Знакомство с историей воз-
никновения дебюта «ру ская
партия», с основными вари-
антами ходов в «русской пар-
тии» основные принципы иг-
ры в «русской партии, закре-
пление полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
11. Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках бщие рекоменд ции по игре
в миттельшпиле, атака на ко-
роля. Знакомство с планом
атаки на короля при односто-
ронних рокировках, закреп-
ление полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
12. Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках бщие рекоменд ции по игре
47
в миттельшпиле, атака на ко-
роля. Знакомство с планом
атаки на короля при разно-
сторонних рокировках, закре-
пление полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
13. Шахматная комбинация: «Мельница» атериальное пр имущество.
Знакомство с тактическим
приемом «мельница», закреп-
ление полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
14. Шахматная комбинация: «Перекрытие» Повтор: материальное пре-
имущество. Знакомство с так-
тическим приемом «перекры-
тие» , закрепление получен-
ных знаний в динамических
шахматных играх.
15. Шахматная комбинация «Рентген» Повтор: материальное пре-
имущество. Знакомство с так-
тическим приемом «рен ген»,
закрепление полученных зна-
ний в динамических шахмат-
ных играх.
16. Конкурс решений Решение заданий
17. Шахматный турнир Игровая практика
18. Шахматный турнир Игровая практика
19. Шахматный турнир Игровая практика
20. Шахматный турнир Игровая практика
21. Шахматный турнир Игровая практика
22. Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой про-
тив ладьи
Знакомство с простейшими
ладейными эндшпилями: ла-
дья с пешкой пр тив ладьи,
закрепление полученных зна-
48
ний в динамических шахмат-
ных играх.
23. Позиция Филидора Знакомство с простейшими
ладейными эндшпилями:
«позиция Филидора», закреп-
ление полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
24. Позиция Лусены Знакомство с простейшими
ладейными эндшпилями:
«позиция Лусены, закрепле-
ние полученных знаний в и-
намических шахматных иг-
рах.
25. Простейшие легкофигурные окончания Знакомство с простейшими
легкофигурными окончания-
ми: техника матования двумя
слонами (простые случаи),
техника матования слоном и
конем (простые случаи), а-
крепление полученных зна-
ний в динамических шахмат-
ных играх.
26. Конь против коня Знакомство с простейшими
легкофигурными окончания-
ми: конь против коня и пеш-
ки, закрепление полученных
знаний в динамических шах-
матных играх.
27. Слон против коня Знакомство с простейшими
легкофигурными окончания-
ми: слон против коня и пеш-
ки, переход в пешечный энд-
шпиль, закрепление получен-
ных знаний в динамических
шахматных играх.
28. Одноцветные и разноцветные слоны Знакомство с простейшими
легкофигурными окончания-
49
ми: игра при о ноцветных
слона, игра при разноцветных
сл нах переход в пешечный
эндшпиль, закрепление полу-
ченных знаний в динамиче-
ских шахматных играх.
29. Шахматный турнир Игровая практика
30. Шахматный турнир Игровая практика
31. Шахматный турнир Игровая практика
32. Шахматный турнир Игровая практика
33. Шахматный турнир Игровая практика
34. Спортивно – шахматный праздник Решение заданий, игровая
практика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...