Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зёрнышко»
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочного модуля «Зёрнышко» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). На основе издания «От зародыша до взрослого организма. Практикум по ботанике и зоологии. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя». – М.: ИНТ. – 20 с. / Научн. ред. канд. пед. наук Н. Виноградова.
Данный модуль расширяет естественнонаучный блок тем интегрированного курса «Окружающий мир», является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также реализует изучение природы в рамках лабораторного эксперимента, в содержании модуля внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены некоторые фундаментальные теоретические основы биологии и выделена их специфическая роль в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._zyornyshko.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 г. Калининграда
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Зёрнышко»
2 класс
Составитель: Лучкова Т.А.
учитель начальных классов
Калининград, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного модуля «Зёрнышко» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). На основе издания «От зародыша до взрослого организма. Практикум по ботанике и зоологии. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя». – М.: ИНТ. – 20 с. / Научн. ред. канд. пед. наук Н. Виноградова.
Данный модуль расширяет естественнонаучный блок тем интегрированного курса «Окружающий мир», является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также реализует изучение природы в рамках лабораторного эксперимента, в содержании модуля внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены некоторые фундаментальные теоретические основы биологии и выделена их специфическая роль в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения предмета «Зёрнышко» у школьника будут сформированы знания:
Личностные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
- предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Содержание учебного предмета во втором классе
Название разделов | Кол – во часов | Всего | |
Теоретич. | Практич. | ||
Теоретический блок | 12 ч. | Контрольные работы не предусмотрены | 12 ч. |
Практический блок | 22 ч. | 22ч. | |
Итого: | 34 ч. | 34 ч. |
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит
непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
В преподавании данного модуля используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- лабораторный эксперимент.
Тематическое планирование
Название разделов | Направление деятельности | Кол-во часов |
Теоретический блок | Что такое исследование? Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Цель и задачи исследования. Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Проблема, выдвижение гипотез. Формы и методы организации исследовательской деятельности. | 12 час. |
Практический блок | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Наблюдение. Эксперимент, проба, опыт. Работа индивидуальная и коллективная. Продукт проектной деятельности. Подготовка к защите исследовательской работы. Особенности записи исследования. Защита работ. | 22ч. |
Итого: | 34 ч. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Семёнова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
5.Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
6. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
7. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
8. Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
9. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
Контроль и оценка достижений обучающихся
(критерии оценки учебно-исследовательских работ)
№ | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
Актуальность поставленной задачи Имеет большой практический и теоретический интерес Носит вспомогательный характер Степень актуальности определить сложно неактуальна | 3 | |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Умение автора выделить и сформулировать проблему цели и задачи исследования Автор четко выделяет и формулирует проблему цели задачи исследования недостаточныйуровеньпроработанностипроблемыцелиизадачисследования проблемы цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Оригинальность методов решения задач и исследования Решены новыми оригинальными методами Имеет новый подход к решению использованы новые идеи Используются традиционные методы решения | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Новизна полученных результатов Получены новые теоретические и практические результаты Разработан и выполнен оригинальный эксперимент Имеется новый подход к решению известной проблемы Имеются элементы новизны Ничего нового нет | 4 | |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Практическая значимость работы Результаты заслуживают опубликования и практического исполнения Можно использовать в научной работе школьников Можно использовать в учебном процессе Не заслуживает внимания | 3 | |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Уровень проработанности исследования решения задач Задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования Недостаточный уровень проработанности решения Решение не может рассматриваться как удовлетворительное | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Эрудированность автора в рассматриваемой области Использование известных результатов и научных фактов в работе знакомство с современным состоянием проблемы логика изложения соблюдена убедительность рассуждений Нарушена логика изложения | 1 | |
0 | ||
Качество оформления работы Работа оформлена грамотно Есть замечания по оформлению работы Не соответствует требованиям оформления | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Итого: максимальное количество баллов - 20. |
Критерии оценки докладов
№ | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
Качество доклада Производит выдающееся впечатление сопровождается иллюстративным материалом Четко выстроен Рассказывается но не объясняется суть работы | 3 | |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Использование демонстрационного материала Автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался Использовался в докладе хорошо оформлен но есть неточности Представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо неграмотно | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Качество ответов на вопросы Отвечает на вопросы Не может ответить на большинство вопросов Не может четко ответить на вопросы | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Владение научным и специальным аппаратом Показано владение специальным аппаратом Использованы общенаучные и специальные термины Показано владение базовым аппаратом | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Четкость выводов Полностью характеризует работу нечетки имеются но не доказаны | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Итого: максимальное количество баллов -14. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Зёрнышко»
№ | Тема занятия | Дата |
Что такое исследование? | ||
Как выбрать тему исследования | ||
Обоснование выбранной темы. | ||
Цель и задачи исследования | ||
Гипотеза исследования. | ||
Познание природы человеком. | ||
Методы изучения природы. | ||
Формы и методы организации исследовательской деятельности. | ||
Наблюдение. | ||
Эксперимент. | ||
Эксперимент 1. Проращивание различных семян. | ||
Проращивание различных семян. | ||
Организация исследования. | ||
Эксперимент 2. Влияние загрязненной воды на семена и растения | ||
Влияние загрязненной воды на семена и растения | ||
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья). | ||
Представление научного материала по теме. | ||
Эксперимент 3. Рост частей растений; корни и ростки. | ||
Рост частей растений; корни и ростки. | ||
Эксперимент 4. Наблюдение фототропизма растений. | ||
Наблюдение фототропизма растений. | ||
Эксперимент 5. Наблюдение за вьющимися растениями. | ||
Стадии развития растений. | ||
Эксперимент 6. Развитие растения от стадии цветка до плода. | ||
Факторы, определяющие рост растений. | ||
Эксперимент 7. Различные факторы, определяющие рост растений. | ||
Эксперимент 8. Наблюдение фототропизма растений. | ||
Презентация. | ||
Реакция растений на стимулирующие воздействия. | ||
Эксперимент 9. Реакция растений на стимулирующие воздействия: прикосновение и освещение. | ||
Эксперимент 10. Исследование силы набухания семян | ||
Подготовка к защите исследовательской работы. | ||
33- 34 | Защита работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...