Чтобы не было трудно учиться в первом классе.
материал (1 класс)
Чтобы не было трудно учиться в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_ne_bylo_trudno_uchitsya_v_pervom_klasse.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы не было трудно учиться в первом классе.
Елисеева О.В.
Поговорите с учителем 1 класса - и вы узнаете, что у некоторых его учеников есть трудности в учёбе. Почему они возникают? Ведь, казалось бы детишек пока учат таким простым вещам…
« Может он не способный?»- думают родители. Но психологическое обследование показало: что способности не ниже средних. Причина в другом: ребёнок пришёл в школу недостаточно подготовленным. « Как же так?»- недоумевает мама. « Он уже читать умел, считать и писать немного…»
Оказывается этого недостаточно. И более того, не это главное. Читать и считать научить ребёнка достаточно легко, если он умеет учиться? А вот если не умеет, тогда трудностей не миновать.
Но что это значит - уметь учиться?
Учитель объясняет учебный материал. Потом он ставит задачу, например такую: « Напишите букву « а». Это центральный момент в обучении. Именно в процессе учебных задач дети усваивают знания, умения, навыки.
Поначалу задачи очень просты, учитель внимательно контролирует их выполнение каждым учеником, если надо – помогает, даёт дополнительные объяснения. Вскоре дети научатся действовать более самостоятельно. Но это происходит только в том случае, если для этого есть особые предпосылки, сложившиеся раньше – в дошкольном возрасте.
Важное условие – умение внимательно слушать учителя, выполнять простейшие указания. А для этого нужно, чтобы ребёнок понимал: - выполнение этих указаний – необходимое условие овладения знаниями. Нужно и соответствующее отношение к самим занятиям. Если они не представляют для ребёнка никакой ценности, то любовь к учителю не поможет. Она будет проявляться в попытках прикоснуться к нему, привлечь к себе внимание его, поделиться своими переживаниями, но вовсе не в выполнении заданий. Бывает и так: ребёнок хочется искренне чему – то научиться, уважает учителя, а вот сосредоточиться на его словах не умеет. То его отвлекает солнечное пятно на стене, то мысли о плюшевом мишке, оставшемся дома.
А как быть, если слова учителя ребёнку непонятны? В 1 классе всё так просто… Но для кого? Для ребёнка, у которого уровень умственного развития соответствует возрастной норме. Стоп! Ведь это мы оговорили с самого начала: у ребёнка, котором идёт речь, способности не ниже средних. Так что же – способности нормальные, а развитие отстаёт? Да, это совсем не редкий случай. Способности, т, е. потенциальные возможности не всегда полностью реализуются.
Итак. Готовность к школе – это целый комплекс различных психологических качеств. Это наличие учебно – познавательных мотивов, признание авторитета учителя, умение сосредоточиться на решении поставленной задачи, необходимый уровень умственного развития.
Но поговорим о подготовке к школе поконкретнее. И начнём мы наш разговор с того, как относится ребёнок к учению. Хочет ли он стать умнее, узнать то, чего не знал раньше? Понимает ли, что без учёбы этого не достичь? Просит ли научить его чему – либо « школьному» - читать, писать, считать? Задаёт ли вопросы об окружающем: « Почему ветер дует?» или « Откуда взялась река?» Выслушивает ли ответы, уточняя то, что ему непонятно, или задав вопрос, тут же забывает о нём?
Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребёнку, что без знаний нельзя стать ни шофёром, ни космонавтом, что « все должны учиться» и т.д. Стремления к знаниям от этого не появятся.
Другое дело - интересные, содержательные задания ,беседы и наблюдения.
Вы посадили в цветочный горшок семечко и день за днём наблюдаете, как увеличивается росток, как появляются первые листочки. Зачем они нужны растению? Они берут из воздуха кислород и кормят им весь росток .
А как они это делают, ты узнаешь в школе, когда станешь постарше. Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок. Общение с родителями – огромная ценность для малыша. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители вместо того, чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоедливых вопросов.
Мощный источник познавательной активности – детская игра. Она направляет интересы ребёнка на мир человеческих отношений. В игре он знакомится с разными профессиями - не формально, а по – настоящему, « вживаясь в образ». И в этой же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений.
Для формирования правильного отношения к учителю очень полезны игры в « школу».
…Сегодня учитель – плюшевый медвежонок. Он сидит у доски и напротив учеников – зайчики и лисички. « Начинаем урок,» - говорит Петя медвежьим голосом. – Расскажите мне стишок».
Мама помогает зайчику поднять лапку. Петя удивляется: «почему же вы не рассказываете?»
« Я поднял лапку. Это значит, что я вас попросил: учитель, вызовите пожалуйста меня, я хочу рассказать стишок».
Петя кивает: « Рассказывай , зайчик».
И в этой игре мама задаёт сыну образец поведения учеников. Он хочет что – то сказать, но не говорит, пока его не вызвали, а только поднимает руку. Он уважительно обращается к учителю.
В следующий раз, когда роль учителя возьмёт на себя мама, Петя – уже в роли ученика – постарается себя вести также. Изображая учителя он знакомится с правилами поведения ученика, изображая ученика - тренируется в их выполнении.
Поэтому надо обязательно чередовать исполнение обеих ролей.
Большое значение имеет и то, насколько сформировано у ребёнка общее уважительное отношение ко взрослым. Если он привык перебивать их , когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на « ты», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение ко взрослым будет переноситься и учителя.
А теперь о развитии внимания. И в этом поможет игра. Игру недаром называют ведущей деятельностью школьника. Она действительно « вёдет за собой» всё психическое развитие, и нет, пожалуй, такого психического качества, для формирования которого она не была бы полезна. Возьмите мяч и поиграйте с ребёнком игру « Съедобное и несъедобное». – Арбуз,- говорите вы, бросая мяч. Ребёнок ловит мяч: арбуз – съедобен. А вот если сказано « камень», мяч ловить нельзя: камень несъедобный.
Другая похожая игра « Бывает – не бывает». Когда ведущий, бросая мяч, говорит что – нибудь вроде « собаки лают», мяч нужно поймать. А вот если он скажет « коровы летают», надо побыстрее спрятать руки за спину, чтобы мяч упал на пол.
Подобные игры, в которых ребенок и взрослый поочерёдно выполняют рль ведущего, приучает внимательно слушать то , что говорится, быстро реагировать. Стоит на мгновение отвлечься – и окажется, что ты « съел самолёт» или что «деревья растут вверх корнями». Не так важно, во что именно играет ваша дочка или сын, лишь бы игра была достаточно развёрнутой, с богатым развитым сюжетом. Это обязательно скажется на умственном развитии ребёнка.
Большое значение для умственного развития имеют и другие виды детской деятельности: рисование, конструирование, пересказ рассказов и сказок и многое другое.
Рисуя ребёнок познаёт мир. Он знакомится с « устройством» предметов, человека, животных. Вот 3 – х летний ребёнок рисует человека: голова и отходящие от неё две палочки – «ноги». Что же в этом возрасте малыш вообще не знает, что у человека есть и руки, и туловище, и шея? Конечно знает. Но обобщённый образ человека, существующий в его представлении, по видимому, сходен с нарисованным. Всё остальное воспринимается как второстепенные детали, не очень понятным образом связанные с основным.
Так же как инженеру, чтобы представить себе устройство какого – либо механизма, нужно сделать его чертёж или схему, ребёнку, чтобы понять «устройство» предмета нужно его нарисовать. Кстати, детские рисунки вообще ближе к чертежу или схеме, чем к реалистическому рисунку взрослого.
Из этого можно сделать вывод: как можно раньше знакомить ребёнка с изображением самых разных объектов, сделать используемые им схемы как можно более полными и правильными.
Полезна такая схема, которая фиксирует опыт собственного исследования предмета. Поэтому, занимаясь с ребёнком рисованием, надо не давать ему готовые шаблоны, а учить наблюдать за окружающим. Такие наблюдения ценны сами по себе, но если они отражены в рисунке , их ценность возрастает: теперь они не забудутся на следующий день ( или через 5 минут), а органично включатся в жизненный опыт ребёнка.
Для развития образного мышления ( а это важнейшая для школьника форма мышления) очень полезно конструирование. Заранее сделайте образец – рисунок, на котором изображена будущая перестройка. Для детей 5 – 6 лет полезнее всего нерасчленённые образцы, на них изображается лишь общий контур сооружения, а из каких строительных деталей оно построено , не ясно. Ребёнку придётся в уме проанализировать образец, выделив в нём части, соответствующие тем или иным деталям, имеющимся в его распоряжении. Это немного похоже на деятельность архитектора, планирующего застройку нового квартала типовыми зданиями. В зависимости от того что именно вы собираетесь с ребёнком делать – строить, нужно выбирать проекцию, в которой выполнен чертёж образец. Если это двор со скамейками и песочницей, окружённый забором, то вам понадобится вид сверху ( план). Если же это грузовик, то нужно изобразить вид сбоку.
Когда деятельность со строительным материалом включается в сюжетную игру, появляется широкий простор для конструирования по условиям.
Условия – это те требования, которые предъявляет к сооружению игровая ситуация. Образец тут не нужен. Вот строится кровать для куклы. Разве так уж важно какие у неё будут спинки? Важно другое – чтобы кукла в ней поместилась.
Не пренебрегайте и конструированием по собственному замыслу. Замысел лучше обсуждать вдвоём. Постарайтесь натолкнуть ребёнка на новые темы, побуждайте разрабатывать идею как можно подробнее. Пусть он учится планировать предстоящие действия – в школе это ему пригодится.
Но вот замысел разработан. Что делать, если ребёнок оказывается не в состоянии самостоятельно его воплотить, если ему не хватает технических навыков конструирования? Конечно надо помочь, чтобы в конечном итоге всё задуманное было воплощено в жизнь.
Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем раз вития словесного мышления. Поэтому каждой стороной подготовки становится обучение ребёнка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью излагать собственные мысли. А значит и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и чёткую форму.
Возьмите книгу с большим количеством иллюстраций – чтобы каждая сцена сказки, которую вы читаете ребёнку, была проиллюстрирована отдельным рисунком. Если у вас мало таких книг , не беда, если они будут не очень художественные.
Вы прочли дочке сказку. Теперь пусть она, глядя на картинки перескажет её своей кукле. Если будет опущено что – то важное, вмешивайтесь. – Так Катя ничего не поймёт. Ты не всё рассказала про эту картинку. Что же ещё на ней нарисовано?
Через некоторое время ребёнок научится самостоятельно делать простенькие рисунки, последовательность которых создаёт как бы план сказки. Такой « план» - очень удобная основа для пересказа.
Ребёнку 5-6 лет полезно предлагать придумывать собственные сказки и истории. Толчком к этому может послужить любое событие из собственной жизни, интересная картинка или серия картинок. Например, это могут быть иллюстрации к какой – либо незнакомой ребёнку сказке. Он придумывает что – то своё с теми же героями, но с другим сюжетом.
Пока что речь шла о том, что называют общей готовностью к школе, т. е. о тех психологических качествах, которые необходимы для овладения любым школьным предметом. Существует ещё и специальная готовность, относящаяся к отдельному предмету. Сколько предметов, столько видов специальной готовности. Мы поговорим только об одном из них – о подготовке руки ребёнка к овладению письмом. Опыт показывает, что именно с этим в первом классе связано больше всего трудностей. Карандаш и ручка - очень сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки, пальцами. Как научить этому малыша?
- Пусть ещё до школы учится писать буквы или палочки, - говорят некоторые. И вот пятилетний ребёнок сидит и уныло выводит в тетради « палочки». В школу он приходит с уже сформировавшимся отвращением к этому занятию, а рука у него так и остаётся неумелой, « плохо поставленной».
Написание букв или элементов трудно для пятилетнего ребёнка.
Начальные навыки управления мелкими движениями формируются у ребёнка при использовании различных инструментов. Это отвёртка и гаечный ключ, молоток, плоскогубцы, карандаш и кисточка. Так что рисование, оказывается, важно не только для эстетического и умственного – оно вносит свою лепту и в подготовку к овладению письмом.
Для этого очень важна и лепка, хотя она осуществляется по преимуществу без инструментов. Но в лепке из пластилина или глины ребёнок осваивает чрезвычайно тонкие и сложные движения.
Есть и специальные упражнения для подготовки рук к письму. Одно из них - « езда по дорожкам». Взрослый рисует извилистую дорожку. У одного из его концов – дом, у другого – машина. Ребёнок –« шофёр». Он должен « проехать по дорожке», не выйдя за её пределы. «Проехать по дорожке» - это значит соединить машину с домом непрерывной линией, которую проводят не отрывая карандаш от бумаги. Ширина дорожки должна быть такой, что ребёнок мог справиться с заданием, но не без труда.
Задание, приучающее ребёнка регулировать силу нажима « самолёт за облаками». Взрослый рисует два самолёта, окружённые контурами облаков. Одно облако надо сделать « совсем чёрным, таким, чтобы самолёта не было видно» , а другое –« светлым, чтобы через него был хорошо виден самолёт».
Опыт обучения первоклассников показывает, что если у ребёнка сформирована общая готовность к школе, готовность руки к овладению письмом, то особых трудностей в обучении не возникает. Конечно неплохо, если ребёнок приходит в школу, имея некоторые математические представления, если он знает буквы и умеет проводить звуковой анализ слова. Но это он сможет получить в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 1 классе на тему "Чтобы зубы были здоровыми"
Методическая разработка классного часа с презентацией для 1 класса в рамках использования здоровьесберегающих технологий...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Мастер- класс кустового этапа УНК "Чтобы детям было интересно"
Мастер класс учительницы начальных классов...
Мастер-класс "Чтобы детям было интересно"
quot;Уку тизлеген устерү"-күнегүләр...
Кустовой этап конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов "Чтобы детям было интересно!"
24 марта учителя Гимаева Ф.Х., Юсупова Э.Л. приняли участие на кустовом этапе конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов " Чтобы детям было интересно!". выступили...
КЛАССНЫЙ ЧАС В 1 КЛАССЕ «ЧТОБЫ ЗУБЫ БЫЛИ КРЕПКИМИ»
Цель:формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека. Задачи:расширить представления детей о зубах и их значении в жизни че...
Классный час в 3 классе на тему: "Чтобы душа была здорова"
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа» Классный час в 3 классе на тему:«Чтобы душа была ...