Занятие кружка "Я - исследователь" Превращения.
опыты и эксперименты (4 класс)

Корсак Марина Васильевна

Занятие - исследование кружка "Я - исследователь". Тема занятия -  "Превращения". В результате исследования ребята делают вывод о том, что все превращения можно объединить в две группы: «живые» и «неживые» превращения. И только с неживыми превращениями может происходить «обратное превращение». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashcheniya.docx939.66 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок « Я – исследователь» 4 класс

Исследовательская практика.

Тема занятия «Превращения» 2 часа

Цель занятия: формирование исследовательского стиля общения,  развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

 Формировать УУД:

Личностные: формировать позицию исследователя

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;

определять и формулировать цель своей работы; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

 Познавательные: ориентироваться на разные способы решения познавательных, исследовательских задач; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Технология  - сотрудничества

Тип занятия: исследование

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход занятия.

(Ребята делились в 4 группы по 6 человек.)

Учитель: Говорят, под Новый год,

                 Что не пожелается,

                 Все всегда произойдет,

                 Все всегда сбывается

Где же мы можем столкнуться с чудом?

     На столе учителя лежат карточки. На них изображения снежинки, елочной игрушки, елочки, снеговика. Ребята делятся на группы по жребию. Кто какую картинку вытянет.

C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_1504.JPG

     Каждая группа получает конверт, в котором ребус. Ребята разгадывают ребус и придумывают загадку о разгаданном предмете, чтобы загадать её ребятам из других групп.

( В ребусах были Царевна-лягушка, Зверь Лесной (автор Аксаков), Карлик-Нос (автор Вильгельм Гауф), Щелкунчик (автор - Эрнст Теодор Амадей Гофман)  

Варианты ребят:

  1. Мокрая, зеленая, квакает

Ждет сидит,

Когда стрела прилетит.

  1. В чаще темной он сидит

За цветком аленьким следит.

  1. Был мальчиком очень складненьким

Стал карликом очень носатеньким.

  1. Был куклой деревянной

Тук-тук-тук

Смог раскусить орех Кракатук

Картинки этих сказочных героев помещают на доску.

Учитель: Попробуйте предположить, зачем у нас в гостях сегодня эти сказочные персонажи?

Дети: (ответы детей будут представлены в сжатом варианте)

 - Это сказочные герои. Возможно, нужно назвать из каких они сказок или кто их автор.

- Может быть, надо сказать, чем они похожи?

- Да у них куча общего. Их всех ведьмы или колдуны заколдовали. Превратили в каких-то ужастиков.

-  Точно, сколько они вытерпели, пока снова людьми стали.

Учитель: Да, в сказках, действительно, и не такое бывает. А бывает ли такое, что герои сами в кого-нибудь оборачиваются?

Дети приводят примеры таких сказочных героев

Учитель: А поверите ли вы мне, если я вам скажу, что и у нас, в нашем реальном, а не сказочном мире бывают очень необычные на первый взгляд превращения?

Дети:

 - Это шутка.

- Да ничего не шутка. А как семечко в цветок превращается.

- Это что чудо что ли?

- А будто нет.

 - Ну, тогда таких превращений полно.

Учитель: Ну, раз таких превращений полно, не могли бы вы пройти в свои группы и составить схемы - цепочки таких превращений.

Далее дети в своих группах объединяются парами или тройками и рисуют схемы превращений. Затем выбирают схему, которая будет помещена на доску. Все остальные ребята будут принимать гостей из других групп, и сами будут ходить в гости, знакомиться со схемами товарищей. Одна группа девочек попытались слепить цепочку из пластилина. В результате этой работы на доске появляется ландшафтный рисунок.

       C:\Users\Учитель\Desktop\2014_12_18\IMG_2127.JPG     C:\Users\Учитель\Desktop\2014_12_18\IMG_2130.JPG

Выполнение ландшафтного рисунка у доски

C:\Users\Учитель\Desktop\2.png      

Девочки пытаются выполнить цепочку из пластилина

C:\Users\Учитель\Desktop\1.png       C:\Users\Учитель\Desktop\2.png      C:\Users\Учитель\Desktop\1.png 

Ребята принимают гостей

Дети:

- Ничего себе, все превращения происходят рядом друг с другом.

- Да они друг без друга не могут.

- Смотрите, цветы гусеницы едят, гусениц – птицы, поэтому они все рядом превращаются.

Учитель: Посмотрите внимательно на ваш рисунок. Что выбивается из вашей теории?

Дети: Превращение воды в пар и наоборот.

Учитель: Значит, вода может превратиться в пар, а затем пар опять превращается в воду. А со всеми ли превращениями такое может происходить.

     Дети обсуждают вопрос учителя

Дети:

- Что значит со всеми. Понятно дерево в семечку опять не залезет.

- И курица в яйцо не поместится.

- Так похоже не все превращения могут «перепревратиться».

- А какие значит не могут-то?

 Делают вывод о том, что все превращения можно объединить в две группы: «живые» и «неживые» превращения. И только с неживыми превращениями может происходить «обратное превращение».

     Далее учитель предлагает ребятам посмотреть видеоролик ещё об одном превращении «Развитие лягушки». После просмотра у детей возникают вопросы.

Учитель предлагает ребятам разделиться по желанию на две группы: те, кто будут задавать вопросы, и те, кто от лица лягушки будут на них отвечать.

Вопросы лягушке:

- Зачем вам такое количество икринок?

- Почему вы не заботитесь о своих икринках? Они сами по себе растут и развиваются.

- Как вас отличить от мальков рыбы?

- Зачем нужно такое количество лягушек, вы такие неприятные на ощупь?

- Какая от вас польза человеку?

На десерт был припасен сюрприз. Я ребят пригласила в необычное путешествие в тропический рай. Мы побывали в гостях у бабочек. Их было так много. Ребята от восторга не могли себя сдерживать, хотя нам сказали вести себя спокойно, чтобы не нервировать бабочек. Бабочки нас совершенно не боялись. Они садились на головы, руки, лица ребят. Эмоции просто захлестывали. Среди зимы такое чудо. На наших глазах из кокона на свет появилась бабочка. Ребята впервые увидели такое превращение. Это ли не чудо. Ребята сказали: «Чудеса и у нас есть, не только в сказках». А я добавила: «Да, нужно только захотеть их увидеть».

C:\Users\Учитель\Desktop\фотографии\фотографии\DSC00046 - копия.JPG   C:\Users\Учитель\Desktop\фотографии\фотографии\DSC00045 - копия.JPG   C:\Users\Учитель\Desktop\фотографии\фотографии\DSC00055 - копия.JPG 

 

C:\Users\Учитель\Desktop\фотографии\фотографии\DSC00063 - копия.JPG  C:\Users\Учитель\Desktop\фотографии\фотографии\DSC00044 - копия.JPG   

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Презентация к занятию кружка "Маленькие россияне" 1 занятие

Пользуясь презентацией, можно рассказать первоклассникам о России и ее символах....

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...