Доклад « Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях ФГОС НОО»
материал

Петрова Елена Николаевна

                                                                                Если бы компьютер не был

                                                                            изобретен как универсальное

                                                                    техническое устройство,

                                                                        его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

Энтони Маллан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx679.12 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовый доклад учителя начальных классов

 филиала МОУ « СОШ п. Горный» в с. Большая Сакма

Петровой Елены Николаевны

Тема « Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях ФГОС НОО»

                                                                                Если бы компьютер не был

                                                                            изобретен как универсальное

                                                                    техническое устройство,

                                                                        его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

Энтони Маллан

  С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России, перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотьемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Важным элементом УУД обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ- компетентность).
 Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

  В образование информационные технологии пришли неоценимым помощником учителя. Школе  ни в коем случае нельзя отставать от стремительного развития современной жизни. Ведь именно школа дает человеку те необходимые знания и навыки, которые так необходимы в современной жизни. Процесс образования неразрывно связан с развитием общества. Преимущества внедрения ИКТ в школьные уроки неоспоримы.

   Изменилась логическая схема урока – учебник дополняется, а в некоторых случаях заменяется компьютером. Многократно возросла скорость поиска и предоставления информации. Значительно упростился процесс контроля знаний.

В условиях малокомплектной школы все преимущества внедрения ИКТ раскрываются ярче и многогранней. Если и раньше небольшое количество учеников в классе позволяло учителю уделять больше внимания индивидуальной работе, то с приходом информационно-коммуникационных технологий учитель малокомплектной школы получил возможность повысить качество проводимого урока. Ведь при использовании компьютера в процессе обучения  ученик может проявить гораздо больше самостоятельности, управляя процессом получения знаний. А учителю дается возможность контролировать и направлять действия ученика. И при возможности уделять достаточное время каждому ученику, использование ИКТ дает неоспоримые преимущества учителю малокомплектной школы.

  Там, где ранее большая доля информации воспринималась учениками «на слух», оставляя не занятым зрительный канал, теперь происходит полноценное восприятие (зрение-слух)..

 Применение ИКТ в школе набирает обороты. Создаются мультимедийные пособия, контрольные программы, энциклопедии и галереи. Это позволяет учителю гибко воздействовать на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые используются в создании презентаций. И бесспорно                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  преимущество видеофильмов. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.

При невысокой наполняемости классов использование ИКТ позволяет учителю малокомплектной школы точнее подобрать наиболее подходящий вид деятельности каждому ученику в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, при склонности ученика к аналитическому мышлению лучшим вариантом для него станут тестовые задания и разработка собственных схем, диаграмм и выкладок. При развитом образном мышлении ученику можно предложить создание презентаций, анимированных иллюстраций, коллажей. И в том и в другом случае, применяя комбинированный подход, можно помочь развить естественные способности ребенка, раскрыть его неиспользуемый потенциал. Уделяя больше времени индивидуальной работе с учащимися с использованием ИКТ, учитель малокомплектной школы повышает качество образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии прочно заняли свое место в процессе обучения. Это обязывает учителя полностью использовать преимущества, которые предоставляет технический прогресс. Малейшая заминка или нерешительность может привести к ухудшению качества деятельности педагога. Чтобы современный урок был полноценным и эффективным, учитель должен хорошо владеть прогрессивными средствами обучения. Без этого его уроки не станут уроками двадцать первого века.

В своей работе активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. 
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. 
Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
– усилить образовательные эффекты;
– повысить качество усвоения материала;
– построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
– осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
– организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
– повысить эффективность и качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ.


Использование мультимедийных презентаций

   Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
 Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и у самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
  Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
 Я нахожу нужную информацию, затем,  переработав, предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах,  индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу. 
 Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. 
 Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал,  исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
     Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более
интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
      Для меня, как для учителя начальной школы, главное  -  показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Самыми популярными стали физкультминутки под музыку. На экран проецируется слайд со сказочным героем, который под музыку показывает движения, а дети повторяют.

                            Использование ресурсов Интернет

   Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
  Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения.

Проектно-исследовательская деятельность


   Проектно-исследовательская деятельность – одна из форм реализации деятельного подхода в воспитании учащихся.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.

Использование модульной системы экспериментов PROlogна уроках в начальной школе

Я использую эту систему при организации исследовательской работы младших школьников на уроках окружающего мира, математики и во внеурочной деятельности.

Как организовать исследование с помощью модульной системы PROlog?

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование.

Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования.

Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

· ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

· предлагает возможные варианты решения;

· собирает материал;

· делает обобщение.

Данный комплект PROlog учит младших школьников наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его, помогает найти ответ на многие детские «почему?».

На уроках окружающего мира в 1- 4 классах при изучении тем «Температура», «Свойства воды», «Сезонные изменения в природе», выполняя лабораторную работу с помощью цифрового измерительного модуля «Температура», дети проводят экспресс-исследование и узнают:

¬ Почему лёд тает, а вода закипает?

¬ Где теплее - в классе или на улице?

¬ Почему жидкость в термосе долго остается горячей?

¬ Почему тепло в варежках?

Изучая  мир звуков, использование модуля «Звук» помогает  детям понять, что такое шум, узнать, почему тише в лесу, а не рядом с дорогой. Данную исследовательскую работу мы проводим на экскурсии, используя модуль в автономном режиме.

При проведении лабораторной работы «Измерение громкости звука» по теме «Влияние шума окружающей среды на здоровье человека» дети измеряют и анализируют уровень шума на уроке и во время перемены. При сравнении результатов измерения учащиеся делают вывод, что уровень шума на перемене равен уровню шума на рок - концерте, дискотеке. Этот эксперимент заставляет детей задуматься над тем, какой вред своему здоровью они сами себе могут причинить.

При изучении темы « Комнатные растения» с помощью модульной системы и модулей «Температура», «Влажность», «Освещенность» в ходе практической работы мы вывели правила ухода за комнатными растениями. Затем работа по данной теме продолжилась во внеурочное время в научном клубе с использованием долгосрочного исследования, где дети посадили комнатные растения и, пользуясь выведенными правилами, а также модульной системой (определяли наилучшую освещенность, влажность, температуру для своих растений),  наблюдают за ростом и развитием своего цветочка.

Модульная система PROlog обычно используется на уроках окружающего мира, но я использую данное оборудование и на уроках математики. В ходе устного счета мы играем в игру «Пиратский остров». На пиратском корабле мы плывем на остров,  при этом измеряем температуру за бортом (вода в стаканах), силу ветра в парусах( дети машут веерами), температуру воздуха. Затем составляем выражения с полученными числами, находим, где температура выше, где команда может купаться, какая команда быстрее доплывет до острова и т.д. Темы игр меняются: «Космическое путешествие», « В глубинах морей» и т.д.

Модульная система экспериментов PROLog рекомендуется для проведения экспериментов не только на уроках, но и во внеурочной и проектной деятельности учащихся.

Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, праздников и родительских собраний. 

ВЫВОД: 

  Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5832d336ef75b/informatsionnyie_tiekhnologhii_v_malokompliektnykh_siel_skikh_shkolakh_kak_sried_1.jpeg

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Лев Николаевич Толстой

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.

2. Темербекова А.А., Информационно-коммуникационные технологии в образовании - УМК, Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского университета, 2010

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0818/00018eb7-d246c56a/640/img8.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0b8b/00088382-1a9f581e/img16.jpg

http://900igr.net/datas/informatika/IKT-na-urokakh-nachalnoj-shkoly/0002-002-Ispolzovanie-IKT-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole.jpg

http://shkola12-n.ucoz.ru/_nw/4/15356853.jpghttp://www.uraledu.ru/files/images/IMG_1372.jpg

https://allatravesti.com/assets/uploads/images/materials/e5222-issledovanie-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в условиях введения ФГОС»

В настоящее время вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе является одним из наиболее актуальных. В условиях введения Федерального государстве...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают ...

Доклад " Использование информационно- коммуникативных технологий"

Доклад " Использование информационно- коммуникативных технологий"...

Использование информационно-коммуникативных технологий у условиях введения ФГОС

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, позна...