Разработки уроков, занятий внеурочной деятельности
методическая разработка

Пашкина Ирина Николаевна

Разработки уроков, занятий внеурочной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина Мой край Югорский

Слайд 2

Какие народы являются коренными жителями ХМАО?: А. Русские и украинцы. Б. Татары и башкиры. В. Ханты и манси. Г. Молдаване и чеченцы.

Слайд 3

Ханты и манси

Слайд 4

Какой город является столицей ХМАО?: А. Мегион. Б. Нижневартовск. В. Ханты-Мансийск. Г. Нефтеюганск.

Слайд 5

Ханты -Мансийск

Слайд 6

Кто является мэром города Нижневартовск?: А. Максим Клец. Б. Борис Хохряков. В. Владимир Сондыков.

Слайд 7

Максим Витальевич Клец

Слайд 8

Как называются леса ХМАО?: А. Тундра. Б. Степь. В. Тайга. Г. Пустыня.

Слайд 9

тайга

Слайд 10

Назовите самую большую реку ХМАО: А. Мега. Б. Обь. В. Иртыш.

Слайд 11

Обь

Слайд 12

Назовите губернатора ХМАО. А. Александр Кузьмин. Б. Александр Филиппенко. В. Наталья Комарова Г. Александр Масляков.

Слайд 13

Наталья Комарова

Слайд 14

Назовите самый большой город ХМАО: А . Сургут. Б. Нижневартовск. В. Мегион. Г. Лангепас.

Слайд 15

Сургут

Слайд 16

Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси?: А. Юрта. Б. Белый дом. В. Чум. Г. Хата.

Слайд 17

Чум

Слайд 18

Как ещё можно назвать Ханты-Мансийский Автономный округ?: А. Восточная Сибирь. Б. Югра. В. Азия. Г. Европа.

Слайд 20

Какой город не расположен на территории ХМАО?: А. Мегион. Б. Нижневартовск. В. Москва. Г. Ханты-Мансийск.

Слайд 21

Москва

Слайд 22

Назовите главное занятие жителей ХМАО в настоящее время . А. Охота. Б. Добыча нефти . В. Собирательство. Г. Рыбалка.

Слайд 24

Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?: А. Саночки. Б. Телега. В. Карета. Г. Нарты.

Слайд 25

Нарты

Слайд 26

Какая река не течёт по территории ХМАО?: А. Обь. Б. Лена. В. Мега. Г. Иртыш.

Слайд 27

река Лена

Слайд 28

Кто покорил Сибирь?: А. А. Суворов. Б. Д. Пожарский. В. Ермак Тимофеевич. Г. К. Минин.

Слайд 29

Атаман Ермак*

Слайд 30

При каком русском царе была присоединена Западная Сибирь к России? А. П. Первый. Б. И. Грозный. В. Екатерина 2. Г. Александр 2.

Слайд 31

Царь Иван Грозный

Слайд 32

Назовите год образования округа: А. 10 декабря 1930 года Б. 10 декабря 1940 года В.10 декабря 1950 года

Слайд 33

10 декабря 1930 года

Слайд 34

Какое животное не обитает на территории ХМАО?: А. Белка. Б. Медведь. В. Обезьяна. Г. Лиса.

Слайд 36

Какая птица из нижеперечисленных обитает на территории ХМАО?: А. Попугай. Б. Утки. В. Страус. Г. Калибри.

Слайд 38

Какое животное не обитает на территории ХМАО?: А. Белка. Б. Крокодил. В. Медведь. Г. Лиса.

Слайд 40

Какое дерево не растёт в ХМАО?: А. Эвкалипт. Б. Ёлка. В. Сосна. Г. Берёза.

Слайд 41

Эвкалипт

Слайд 42

спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД  ОКРУЖНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»

      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Директор МБОУ «СШ №18»

____________А.А. Калиновский

Методическая разработка

занятия внеурочной деятельности

 в разновозрастных группах 2, 4 классы

по программе «Социокультурные истоки»

по теме: «Сев. Жатва».

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 7 – 11 лет

                                                                        Разработчики:

                                                                        Пашкина И. Н., учитель начальных классов,

                                          Золотоверхая Н. Н., учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2019 год

Тема занятия « Сев. Жатва»

Цель для педагога:

Социокультурное наполнение категории «Труд земной»

Цель для обучающихся /

воспитанников:

 - узнать, что такое «сев» и «жатва»;

-  определить, на каких основах строится земледелие;

Задачи для педагога:

- развитие целостного восприятия к людям труда, выращивающим хлеб (трактористам, комбайнерам и т.д.);

- формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

- развитие общения в группе, ориентация на взаимопонимание;

Задачи для обучающихся / воспитанников:

- вспомнить основные моменты  крестьянского труда;

- научиться определять, что такое сев и жатва;

- научиться определять, кто такой земледелец;

- адекватно оценить достижение цели урока и своей деятельности;

Термины, понятия: сев, жатва, сеятель, пахарь, соха, плуг, борона, копна, дожинки.

Планируемые результаты:

Формируемые компетентности:

Знать:

Уметь:

Владеть:

Универсальные учебные действия:

Предметные: умеют объяснять мир: называть образы и их взаимосвязи; умеют определять своё взаимоотношение к миру: оценивать правильность поведения людей.

Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы.

Познавательные: определять тему; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; сравнивают предметы, объекты; делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учится работать в группе; слушать и понимать речь других.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы организации, методы, приёмы.

Ресурсы:

Формы организации: работа в группе, работа с учебником, ресурсный круг;

Оборудование: учебники, экран, проектор, презентация.

Наглядно-демонстрационный материал: сноп ржи, ленточка, каравай хлеба, плакат.

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Страница книги

I этап. Целеполагание

Определить тему, выявить цель.

Добрый день! Дорогие гости, 2а и 4 б классы, классные руководители Пашкина Ирина Николаевна и Золотоверхая Надежда Николаевна приветствуют вас в школе №18.

Сегодня мы представляем занятия внеурочной деятельности в разновозрастных группах. Каждая группа имеет свое название. Предоставляем наши группы: группа Зернышко, Колосок, Мельники, Крошки, Пекари. Начинаем наше занятие с таких слов.

Перед этою пашней

Шапку скинь, сынок.

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко

Вложено труда

Знает только солнышко,

Ветер да вода…

- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы с вами поговорим о хлебе, жатве, севе. 

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Высказывают свои предположения.

Слайд 2

/Под звуки песни «Колосья» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./

Мальчик

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

  Подходят к гостям подают хлеб с солью на стол.  Слайд 3

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока.

Учитель: Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как  пришел к людям, Хлеб? Мы узнаем из сообщений каждой группы.

Учитель  активизирует внимание детей:

Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняю  Слайд 10

Представители групп представляют свои сообщения.

1-я группа ЗЕРНЫШКО Слайд 4

Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. 

 2-я группа КОЛОСОК Слайд 5, 6

В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

3-я группа МЕЛЬНИКИ Слайд 7

Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

4-я группа КРОШКИ Слайд 8

А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

5-я группа ПЕКАРИ Слайд 9

Хлеб на Руси называли «ЖИТО». Оно образовано от слова жить. В годы Великой Отечественной войны дневной паек хлеба в блокадном Ленинграде весил 125 граммов и в его состав входили: семена растений, трава, древесная стружка, отруби и маленькая доля муки. По вкусу он совсем был не похож на хлеб.

III этап. Основной этап

Изучить  новый материал.

А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Слайд 11

Раньше этих людей называли  земледельцами. Слайд 11

Можно сказать с уверенностью, что успех работы хлебороба зависит от Божьего промысла и расположения. Именно поэтому крестьянину необходимо в своем труде сильное и искреннее упование на милость и благодать Бога. Испокон века умные люди на селе все делали с молитвой и по благословению Церкви. На каждый свой шаг добрый крестьянин просил у Бога помощи, и Господь благословлял урожай.

    В какое время года начинают свое дело земледельцы? Слайд 12,13

   Зима в России долгая, холодная и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. Слайд 14

   И вот весна пришла. Что же это значило для земледельца?

   Что сначала делали земледельцы на поле?

Чем пахали? Слайд 15

Работа по учебнику

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 3, 4 абзац 

Каким же был труд пахаря?

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

Как сейчас пашут землю? Слайд 16

Вспахали землю.

Что потом делают?

Чем раньше боронили? (деревянной бороной) Слайд 17

Для чего?

А сейчас как боронят землю? Слайд 18

Пахарь свою работу закончил. Ему на смену приходит сеятель. Сеятель шел по пашне и из его рук сыпался золотой дождь. Слайд 19

Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Слайд 20

 Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять.

Пшеничные поля, принадлежащие монастырю, сеются и пашутся, как и соседние совхозные, но даже неискушенному взгляду заметно, насколько пшеница на них выше и крепче, чем совхозная. Спрашивали монахов: в чем секрет? Наверное, как-то по особенному ухаживаете? Да нет, отвечали те, ухаживали обычно, разве что начинали работу с молебна, кропили поле святой водой, да не забывали просить помощи Божией в своих ежедневных молитвах.

А как сейчас происходит сев на полях?  Слайд 21

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

В конце лета начинается жатва. День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».Слайд 22

 Выходили на жатву семьями.

 

Чем жали? Слайд 23 Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

 Куда потом складывали снопы  Слайд 23

 И так было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой,  ей помогали другие. Помогали матерям дети.

 Что они могли делать? Слайд 24

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался дожинки. 

Слайд 25

 Последний сноп приносили домой, называли хозяином, поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи. Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. Этот сноп будет давать нам жизненные силы.

 Давайте и мы украсим сноп лентами.

    Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом везли? Слайд 26

А потом отправляли на мельницу, пекарню. Слайд 26

 В настоящее время зерно хранится на элеваторах. Слайд 27

С элеватора зерно отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из него и выпекают различные хлебобулочные изделия.

Учитель: Да, сколько труда нужно вложить, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, булочкой, пирогом, караваем.

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.

 Представителей, каких профессий вы можете назвать, кто потрудился над созданием хлеба? (агроном, хлебороб, комбайнер, мельник). Над этим трудятся представители более 100 профессий. Слайд 28

Работа в группах

    А теперь мы поработаем в группах, и вспомни пословицы о хлебе. Слайд 29

 

  А сейчас посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки. Загадки  помогут узнать,  без чего не испечь хлеба. Учитель загадывает загадки.

Итак,  без чего же не испечь хлеба?

 А сейчас мы услышим важные сведения от группы «Крошки». А знаете ли вы, что:

Спасибо. Сейчас мы еще раз вспомним, как пришел хлеб на стол. И посмотрим инсценирование белорусской сказки «Легкий хлеб».

 Какой вывод вы сделали? Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие.  

 У вас на столе находятся колоски, каждое зернышко в них не простое.  Соберите свои колоски и скажите, какие усилия должен вложить человек в каждый колосок.

Какие слова лишние?

Смотрите, у нас получилось поле колосков, наполненных любовью, заботой, добротой, теплом, светом.

Хлебороб

Зимой, сгребают снег в кучи, готовят необходимое оборудование.

Пора начинать работы на поле.

Пахали.

Сохой, плугом.

Открывают учебник, читают.

Тяжелым.

На помощь человеку пришли трактора.

Боронят.

Чтобы земля была рыхлой, без комочков.

С помощью трактора.

Работа по учебнику

Давайте об этом прочитаем в учебнике страница 52- 4 абзац.

Читают по учебнику.

С помощью сеялок.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. 

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Готовить снопы, носить еду и питье, нянчиться с малышами.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

В амбары на хранение.

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Работают в группе,  совещаются, контролируют правильность выполнения задания.

Задание. В группах составьте пословицы о хлебе. Зачитайте их нам. Слайд 30

  1. группа. Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  2. группа.  Худ обед, когда хлеба нет. Хлеб хлебу брат.
  3. группа. Хлеба ни куска – так и в горнице тоска. Не красна изба углами, а красна пирогами
  4. Хлеб да вода мужицкая еда. Курица по зернышку клюет, досыта живет.
  5. Плох обед, когда хлеба нет. Хлебушка - всему свету дедушка

Обучающиеся отгадывают отгадки.

  1. В воде родится, а воды боится (соль).
  2.  Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу (вода).
  3.  Горячая старушка на одном месте стоит, И из угла в угол не переставишь (печка).
  4.  Бела беляна, по полю гуляла, Домой пришла, в сусек легла (мука).
  5.  Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).
  6.  Я бел как снег, в чести у всех, И нравлюсь вам, но вред зубам (сахар).
  7. И комковато, и ноздревато, И мягко и ломко, а всех милей (хлеб).

8.   Корабль-великан не по морю плывет, Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет – урожай соберет (комбайн).

9.          Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (хлеб).

10.        Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня (тесто).

Без сахара, соли, муки, печи, воды.

1) Из одного зернышка получается около 20 мг муки. Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от 10.000 зёрен!(!) Слайд 31

 Ребята одного посёлка провели подсчет: если каждый человек недоест и выбросит 50 г хлеба за один день, это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

 Как использовать остатки хлеба: Слайд 32

1.Покормить птиц, бездомных собак.

2.Сделать сухарики или кириешки.

3.Испечь торт из молотых белых сухарей.

Инсценирование сказки «Легкий хлеб» Слайд 33

Учитель Я: Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

 Ты что ешь, человече?

 Хлеб, –

 А он вкусный?

 Да еще, какой вкусный!

 Дай мне отведать.

 Что ж, отведай.

 Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

 Ладно, научу тебя, где и как хлеб доставать.

 Прежде всего, надо землю вспахать...

 Тогда и хлеб будет?

 Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

 И можно есть хлеб?

 Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

 Тогда и хлеб будет?

 Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

 Ох, долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!

 Где там наешься! Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток.

 И буду хлеб есть?

 Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.

 И все?

 Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

 И спечется хлеб?

 Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его,

Да, легкого хлеба не бывает. 

Слова: любовь, забота, доброта, свет, вера, труд, усердие, терпение. 

Лень, безразличие, равнодушие.

Составляют колоски на доске.

Стр. 51 3, 4 абзац 

Стр. 52- 4 абзац.

Хлеб на Руси

Как наши предки выращивали хлеб

Как наши предки выращивали хлеб

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Ресурсный круг. Клип 34

Мы продолжаем идти по пшеничному полю. Давайте встанем, и посмотрит на экран. Закроем на секунду глаза. Представьте, что мы с вами идем по полю, ваших ног и рук касаются нежные колоски пшеницы, под дуновение ветерка они колышутся волнами на своих упругих стеблях. Каждый колосок наполнен зернышками.  Каждого из вас коснется колосок. Вы попробуйте высказать свои мысли, ощущения. И ответить на вопросы.

 Что вы видите?

 Что слышите?

Что чувствуете?

IV. Заключительный этап (рефлексия).

 Что особенно запомнилось на занятии?

 Завершим наше занятие такими словами:

Учитель: Вот он – хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый!

Словно солнцем залитой!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Я вижу: поле, пшеницу, золотые колоски. 

Я слышу, как поют птицы, шумят колоски, работает комбайн. 

Я чувствую, как тяжело работать в жару, сильный дождь, усталость.

Список используемой литературы и интернет источников

  1. Камкин А.В. «Истоки». Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М: издательский дом «Истоки», 2018;
  2. http://s03004.edu35.ru/attachments/category/48/Сев%20и%20жатва.doc
  3. https://fs01.metod-kopilka.ru/files/2015/02/16/Istoki_1424118673.doc
  4. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/17/uroki-istoki_sev_i_zhatva_0.docx
  5. http://s12010.edu35.ru/attachments/article/502/конспект%20урока%20Традиции%20земледельц а.doc
  6. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/29/kak_hleb_na_stol_prishel.docx
  7. http://www.maam.ru/upload/blogs/post615668/hleboroby-prezentacija_9qr6l.pptx
  8. http://s12010.edu35.ru/attachments/article/502/Земледелие.pp









Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: Творчество Л.Н.Толстого. Обобщение.

Дата 27.11.2014

Цели и задачи:

Образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности;  выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки, рассказа. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

Воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение анализировать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев.

Развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: презентация, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг;

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.   (слайд 1)

– Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов: Каждый день  нужно встречать с чистой душой, с добрым сердцем. Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?- Да, трудная задача стоит перед нами. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой  очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

- Девизом нашего урока я взяла слова: "Чуткому сердцу откроются тайны".(слайд 2)

- Кому принадлежат эти слова? (Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)

- Как вы понимаете это выражение? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

- -Ребята, какие мысли возникли у вас по поводу того, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?  (говорить о творчестве Толстого, читать)

- Почему вы так считаете?  

- Для чего нам это надо в нашей жизни? Это необходимо в жизни.

-Читая и анализируя его произведения, мы еще раз в этом убедимся сегодня. Портрет писателя (слайд3)- Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души.

- Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Что известно современным читателям о писателе?

Выступление учеников (слайд 5-7)

1.Недалеко от  г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

2.В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.

III. Повторение жанров произведений Л.Н. Толстого (слайд 8) Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов! Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё. - Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово « великий».

Физминутка для глаз.

- И сейчас мы с вами  вспомним, какие по жанру произведения писал Л.Н. Толстой? Нам надо заполнить схему:  «Произведения Л.Н.Толстого»

C:\Users\пользователь\Desktop\001.jpg

  1. Прочитайте отрывок из произведения. (слайд 9)

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть. - Из какого  произведения этот отрывок? (сказка)                                                                                           - Почему это сказка? (слово «жили»)   

- Что такое сказка? (Сказка  – произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные,  о животных)   

 - Дайте этой сказке  характеристику? (авторская, бытовая)                                                                 

2)  Послушайте одно произведение и назовите жанр произведения. (слайд 10)

- Что это за жанр? (Басня)

- Кто написал? (Л.Н.Толстой)

 – Присутствует ли в творчестве Л.Толстого жанр – басня? Назовите.  (Белка и волк)               

 - Что такое басня?  (Басня - короткий рассказ,  в котором  действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит  нравоучение – мораль)   

- Откройте басню. Чтение по ролям.    

– Чем отличаются эти басни?  (у Крылова  написана в стихотворной форме, а у Толстого – прозой).     

– Что общего есть в баснях? Прочитайте.   (мораль)      

 - Выберите подходящее по смыслу предложение к басне.   (Будь добр и ласков).

3)  Послушайте отрывок из следующего произведения. (ученик читает последний абзац из рассказа «Лебеди») (слайд 11) 

 -Определите жанр? (рассказ)  

 - Что такое рассказ?  (Рассказ – небольшое повествовательное

произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают  художественные и научно-познавательные.)

- С каким научно-познавательным  рассказом мы познакомились? («Зайцы»)

- Что нового вы узнали из жизни зайцев? Пересказ.                                                             - Выберите подходящее по смыслу предложение к рассказам.   (Будь внимательным к братьям нашим меньшим).

4) Прочитайте глаголы. Из какого произведения они взяты?   (слайд 12)

Возвращался, вертелась, забавляла, корчилась, прыгала, передразнивала. (Прыжок)                                                                                                                                          - Определите жанр произведения?  (Быль)    

- Что такое быль?  (Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии, автор был очевидцем каких-то событий)

- Найдите отрывок в тексте, где используются эти глаголы.  (1 абзац)

- Выберите подходящее по смыслу предложение к  этому произведению.  (В игре, в спорте, в труде – будь разумен ).

5) На нашей схеме осталось последнее окошечко. Прочитайте пословицы.(слайд 13)

-О ком они?  (о богатырях)

-  Писал ли Толстой о богатырях?        (Да)

 - Как  вы думаете, что это за жанр? (былина)

- С какой былиной мы с вами познакомились?    (Как боролся русский богатырь)

- Что такое былина? (Былина – произведение  русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри  наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.)

Физминутка «Богатыри»

Вывод: - Итак, наша схема заполнена. Мы повторили все изученные произведения Л.Н.Толстого. Вспомнили все жанры его произведений.
4. Миниитог урока.

На протяжении всего урока мы с вами  подбирали предложения подходящие  к нашим произведениям. Но это не просто предложения. Это советы, которые Л.Н.Толстой  давал  своему внуку: называются они    “Уроки жизни”: (слайд 14) Делай по возможности всё сам, не будь “барином”.Не будь назойлив. Будь внимательным к братьям нашим меньшим. Не надо жадничать. Не нервничай, держи себя в руках. Будь добр и ласков. В игре, в спорте, в труде – будь разумен. Будь организованным.Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся. Имей собственное мнение.

-Подходят ли эти «Уроки жизни» для нас, современных читателей?

5. Литературная викторина « Своя игра» (с использованием ИКТ) (слайд 15-30)

6.Рефлексия.

-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей? Мне хочется, чтобы вы  проанализировали свои собственные мысли и поступки. Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению. И на память об этом уроке я хочу подарить вам эти советы.

 7.Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради на с.89-91



Предварительный просмотр:

Конспект урока

  Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

 Цель: Повторить и закрепить навыки сложения и вычитания трехзначных чисел.
Задачи:

Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000, умения решать задачи;
Р
азвивающие: активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, математическую речь;

Воспитательные: воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике; дружелюбное отношение друг к другу; бережное отношение к природе.

 Оборудование и материалы: презентация, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный момент

Слайд №1

Слайд №2

Проверка готовности учеников к уроку.

- Прозвенел уже звонок,

  Ты готов начать урок?

Здравствуйте. Садитесь.

Настроение на 5,

Значит можно начинать!

Мотивация учащихся:

- Сегодня урок математики мы проведен необычно, а совместим его с уроком окружающего мира.  А поможет нам это сделать Красная книга и ваши математические навыки.

- Как вы думаете, какие математические навыки нам необходимы на уроке?

Мы сегодня повторим сложение и вычитание в пределах 1000

Итак, начинаем математическое путешествие по Красной книге.

Откройте тетради,  давайте запишем дату: 20 ноября  «Классная работа».

  1.  Проверяют наличие учебных вещей к уроку.

 

 

Умения решать задачи,  умения складывать и вычитать трехзначные числа.

ІІ. Этап закрепления знаний и способ действий.

Слайд №3

Устный счет

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

ІІI. Этап применения знаний и способов на практике.

Слад №8

Физминутка

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

IV. Рефлексия.

Слайд №13

Итог урока.

Сообщение темы и целей урока. 

-Что вы знаете о Красной книге?

Первая книга создана в 1978году.

- Если книга редких и исчезающих растений и животных названа Красной, то и страницы в ней тоже должны быть красные. Проверим это предположение.

1) Первая страница. Чтобы узнать ее,  цвет выполним следующее задание. Решите устно примеры и расположите их в порядке возрастания.

1. 1000 – 200               820 + 80
   1000 – 900               370 – 300 
   660 – 60                   150 + 150 
   820 – 800                 200 + 300 

Проверка

2. Игра « Верно – неверно» (хлопаем в ладоши) 

  1. В прямоугольнике все углы прямые?  +
  2. В любом прямоугольнике все стороны равны? -
  3. У квадрата все углы прямые? + 
  4. Число 40 не делится на 8? -
  5. 100 – самое маленькое трёхзначное число? +
  6. 999 – самое большое трёхзначное число?  +
  7. Если 9 увеличить на 3, получится 21?
  1. 3. Сравнение:
  2. 5 сот.8 дес. 3 ед. и 5 сот. 4 дес.9 ед.
  3.        49 дес. и  5 сот.

4.В парке  посадили 24 редких дерева. Две трети этих деревьев это- дерево – тис ягодный. Сколько деревьев данного вида посадили в парке?

-Как найти две трети?

-Итак, мы открыли красную страницу. На красных страницах – животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, но их еще можно спасти.

2) Страница.

Открывая следующую страницу на необходимо выполнить следующие вычисления. На какие 2 группы можно разделить эти примеры?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти неизвестное уменьшаемое?

О+436=900             О-820= 91              

39+О=555               О-412=412

О+305=401                 О-107 =48

   Полученные примеры записываем в тетрадь. У доски работает ....

Проверяем примеры.  (Самоконтроль по слайдам)

Поднимите руки, кто выполнил примеры правильно.

Мы открываем желтую страницу. На этой странице перечислены названия растений и животных, число, которых постоянно уменьшается.

3) Страница. Для того, чтобы попасть на следующую страницу нужно решить задачу. Откройте учебники. Страница 86 № 12.  Прочитайте про себя. Читает вслух…

-О чем говорится в задаче?  

 -Сколько меда дает улей?

-Сколько надо оставить на зиму?

-Какой вопрос в задаче?

-Какие слова берем в краткую запись?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

- Как узнать, сколько надо оставить на зиму?
- Зная сколько необходимо оставить на зиму, можно узнать, сколько можно взять?
- Каким действием?

- Как?
- Мы ответили на вопрос задачи?

Как решить задачу  вторым способом.

Итак, мы на серых страницах. Эти страницы Красной книги знакомят нас с организмами, которые до сих пор мало изучены.

4) Страница. Белые страницы знакомят нас с растениями и животными, численность которых невелика.

-  Чтобы это узнать, какие сюда занесены организмы вам нужно будет выполнить задание на  с.86 №11. Работаем в парах. Взаимопроверка. Оцените работу соседа, поставив оценку карандашом на полях.

Пролистав Красную книгу, мы не остановились на зеленой и черной странице. На черной странице внесены растения и животные, которые уже исчезли. С растениями и животными  зеленой странице мы будем знакомиться на уроках по окружающему миру.
Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …

-Мне показалось трудным…

- Я  могу использовать эти знания…

- Сегодня на уроке  хотелось бы отметить работу следующих детей.

Домашнее задание: для всех – с.88 №16,

дополнительно ( по желанию) с.88 №21

Красная книга- это книга, в которую заносят редкие растения и животные.

800         900

100           70

600          300

20          500

20,70,100,300,500,600,800,900

1Верно.

2.Неверно.

3.Верно.

4.Неверно.

5.Верно.

6.Верно.

7.Неверно.

  1. 5 сот.8 дес.3 ед. > 5 сот.4 дес. 9 ед.
  2.        49 дес. <  5 сот.

Надо разделить на 3 и умножить на 2.

24 разделить на 3, получится 8. 8 умножить на 2, получится 16.

Примеры на вычитание и сложение

-Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

-Надо к разности прибавить вычитаемое.

900-436=464       820+91=911

555-39=516         412+412=824

401-305=96          48+107=155

Один ребенок работает у доски.

Сверяют ответы.

В задаче говорится о меде.

Улей даем 30 кг меда

На зиму надо оставить две пятых.

Сколько меда можно взять.

В краткую запись берем слова: было,  оставить, взять.

Нет, нельзя.

Потому что не знаем, сколько надо оставить.

30 разделить на 5 и умножить на 2.

Можно.

Вычитанием.

30-12=18

Ответили.

Выражением. 30-(30:5·2)

385+419=804        279+526=805

235-67=168            452-83=369

507+17=524           604+16=720

Сегодня на уроке я узнал о страницах Красной книги.

Мне понравилась работа в парах.

Я могу использовать эти знания на уроках окружающего мира и математики.



Предварительный просмотр:

Тема урока – Дополнение.

Цель: закрепление полученных знаний о дополнении.

Задачи: 

Образовательные: совершенствовать знания учащихся о предложении;
отработать  умение распознавать в предложении дополнение, определять, каким членом предложения являются неизменяемые слова.
Развивающие: развивать наблюдательность и умение рассуждать; 
Воспитательные: воспитывать в школьниках общеучебного умения, важного для развития личности;
Оборудование: презентация, учебник.

I .Организационный момент

Деятельность учителя:

Деятельность обучающихся:

Приветствие. Урок русского языка.  Проверяем готовность. Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Проверяем посадку. Записываем число, классная работа.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний.

Беседа.

- О каких членах предложения  мы говорили на предыдущих уроках?

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

-Какой член предложения является определением?

 

- Какой член предложения является обстоятельством?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Какой член предложения является дополнением?

-Мы говорили о второстепенных членах предложения.

 

- Определение, обстоятельство, дополнение.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, чья, чьи, чье. Чаще всего – это прилагательное. В предложении подчеркивается волнистой линией.

Обстоятельство – это  второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как?

В предложении подчеркивается тире - точка.

Высказывают свои предположения.

Ш. Мотивация к учебной  деятельности обучающихся.

Учитель активизирует внимание детей:

-Затрудняетесь ответить.

Сегодня на уроке мы поставим цель: учиться находить дополнение в предложении, ставить вопросы к нему.

Слайд №1

Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. Давайте попробуем разобрать эти предложения по членам предложения.

На столе лежит книга.

Бабушка получила письмо.

-Какой вопрос мы задавали к дополнению?  (карточка ЧТО?)

Мы долго разговаривали о спектакле.

Какой вопрос мы ставили к дополнению? (О ЧЕМ?)

Микро итог.

-Какие вопросы мы ставили к дополнению?

-На какие вопросы еще может отвечать дополнение?

Слайд №2

 - От какого слово образовалось слово дополнение.  

-Какой член предложения оно дополняет?

Слайд №3

Определите, что обозначает  дополнение:

Признак предмета

Время действия

Место действия

Кому принадлежит предмет

На какой предмет направлено действие

Микроитог. Давайте подведем итог.

- Что такое дополнение?

Чтение правила на странице 106.

Слайд №4

Посмотрите на следующие предложения.

Пальто висит в шкафу. Машина мчалась по шоссе.

-Чем необычны эти  предложения?

-Как вы думаете, неизменяемые слова являются членами предложения? 

Давайте попробуем определить,  какими членами предложения они являются.

Запишем предложения в тетрадь.

Под руководством учителя разбирают предложения.

В 1 предложении неизменяемое слово является подлежащим.

Во 2 предложении неизменяемое слово является обстоятельством.

Микроитог.

- Какими членами предложения могут быть неизменяемые слова?

Читают предложения. Анализируют. Устно.

1. В предложении говорится о книге – это подлежащее. Книга что делает?-  лежит – это сказуемое. Лежит – где? – на столе- это обстоятельство.

2. В предложении говорится о бабушке. Кто?- бабушка – это подлежащее. Бабушка что сделала?  Получила – это сказуемое. Получила что? – письмо- это дополнение. Подчеркиваем пунктиром.

3.В предложении говорится о нас.  Кто мы - это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Мы что делали? Разговаривали – это сказуемое – подчеркиваем двумя чертами.  Разговаривали как? – долго – это обстоятельство, подчеркиваем тире точка. Разговаривали о чем? о спектакле - это дополнение.  Подчеркиваем  пунктиром.

Что? О чем?

Кого? чего? кому? чему? что? кем? чем?

о ком? о чем?

От слова дополнять.

Сказуемое.

На какой предмет направлено действие

Дети читают правила в учебнике.

Дополнение – это второстепенный член предложения,  который отвечает на вопросы кого, чего, кому, чему, что, кем, чем, о ком, о чем? В предложении подчеркивается пунктиром.

В этих предложениях есть неизменяемые слова.

Являются.

1.В предложении говорится о пальто- это подлежащее. Пальто что делает? – висит- это сказуемое. Висит где? в шкафу – это обстоятельство.

2. В предложении говорится о машине- это подлежащее. Машина что делает?- мчится – это сказуемое. Мчится где? По шоссе – это обстоятельство.

Формулируют выводы наблюдений.

Неизменяемые слова могут быть главными и второстепенными членами предложения.

IV. Первичное закрепление.

 Учитель организует работу по выделению дополнения в предложениях.

Выполнения упражнения из учебника с.110 упр.3

Прочитайте задание.

- Кто автор этого произведения?

- Какое задание необходимо выполнить?

Подсказка: дополнения выделены в скобках.

Пробуем читать, изменяя окончания у дополнений.

Предварительный разбор. Прочитав текст, какие орфограммы вы увидели.

Физминутка.

Письменное выполнение упражнения в тетради.

- Понятно задание? 

Приступайте к работе.

Контролирует выполнение работы.

Проверка выполненной работы через документ камеру. Нахождение дополнения, подчеркивание.

 

Александр Сергеевич Пушкин

Списать, изменяя окончания у  дополнений.

Читают отрывок.

Дети выделяют «ошибкоопасные» места, уделяют внимание написанию предлогов со словами.

Жи-ши – жили

Своею-свой

Землянке- земли

Лет- лета

Ловил- ловля

Пряла- пряжа

Выполняют упражнение в тетради.

Сравнивают образец выполненной работы со своим.

V. Самостоятельная  работа.  

Прочитайте стихотворение. Данная работа выполняется в парах.  Найдите и подчеркните  в данном тексте второстепенные члены.

Мы  не заметили жука

                            - -  - - -

И рамы зимние закрыли.

    - - - -  

А он живой, он жив пока,

                                  - .-. -. -. -.

Жужжит в окне, расправив крылья!

                  - .- .- .-                   - - - - - -

И я зову на помощь маму:

                 -. -. -. -. -.  - - - - -

– Там жук живой!

                   

Раскроем раму!

                - - - - -  

Проверка через документ камеру.

Дети внимательно читают задание.

Работая в паре, обучающиеся совещаются, контролируют правильность выполнения задания.

 

Во время проверки работы пар, учащиеся доказывают правильность выполнения заданий, остальные пары контролируют правильность ответов, поясняют, если ответ дан не полный.

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столе – это домашнее задание.  Вам необходимо составить предложения по предложенной схеме.

Для тех, кому трудно будет составлять – составлять предложения - схемы а) б). Для тех, кому легко а) б) в).

Домашнее задание: составьте

предложения по схемам:

а) 

б) 

в) 

Слушают объяснения учителя

 VII. Рефлексия.

  -Вспомним, что мы выяснили о дополнении?

 (что такое дополнение, на какие вопросы отвечает, какой частью речи может быть выражено, как подчёркивается) .

- Кому было легко работать на уроке?

- У кого были трудности?

Спасибо за урок.

Дополнение – это второстепенный член предложения,  который отвечает на вопросы кого, чего, кому, чему, что, кем, чем, о ком, о чем? В предложении подчеркивается пунктиром.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема « Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения».

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Задачи урока:

Образовательная: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;
Развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка.

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Урок русского языка мы начинаем с записи числа, классной работы, минутки чистописания.

Показывает образец написания.

Проверяют готовность к уроку.

Открывают тетради, записывают число, классная работа. Прописывают минутку чистописания.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.  

Слайд №1

     Слайд №2

На доске записано

 предложение: Зашевелились, тревожно зашумели,

 застонали, заскрипели над

 головой сосны.

-Давайте разберем это

 предложение по членам

 предложения.

–Чем интересно это предложение?

–Что мы называем однородными членами предложения?

–Как мы должны произносить однородные члены?

–Выберите подходящую схему к этому предложению.

Сейчас откройте учебник на странице 123. Найдите упражнение 1.

Прочитайте текст.

-Почему отрывок назван

 «Человеческие руки»?

Прочитайте второе предложение.  Запишите его в тетрадь. Разбираем это предложение по членам предложения и находим однородные члены предложения.

Чертим схему этого предложения.

- Это предложение мы произносим с интонацией перечисления.

- Обратите внимание, какие знаки стоят между однородными членами предложения.

Теперь найдите пятое предложение. Прочитайте. Запишите в тетрадь. Разбираем по членам предложения.

Пробуем составить схему однородных членов этого предложения.

- Что заметили?

Это слова – помощники. Их называют союзы – а,но,да.

- Что такое союзы. Прочитаем правило на странице 124.

В предложении говорится о соснах. Что сосны – это главный член предложения – подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Сосны что сделали-зашевелились, зашумели, застонали, заскрипели- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Заскрипели где? – над головой – второстепенный член предложения – обстоятельство, подчеркиваем тире- точка.

В этом предложении есть однородные члены предложения.

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.

Однородные члены предложения мы должны произносить перечислением.

Находят нужную схему. Доказывают свой выбор.

III. «Открытие» учащимися нового знания.

Открывают учебник. Читают.

Автор говорит о цене человеческих рук.

Записывают в тетрадь.

Руки – что сделали? –превратили, раздвинули, заставили расступиться- однородные сказуемые.

Ученики в тетрадях чертят схему предложения.

 Между однородными членами стоят запятые.

Записывают в тетрадь.

В предложении говорится о них (руках)- это подлежащее. Они что делают – держат – это сказуемое. Держат что? – штурвалы, рули, лопаты и микроскопы – это однородные члены предложения -  дополнения.

Составляют схему.

Однородные члены соединены не только интонацией, а еще маленькими словами.

Читают правило.

IV. Первичное закрепление знаний. Устно

Физминутка.

Найдите упражнение 2  на странице 124.Прочитайте.

Обратите внимание, что в упражнении 2 группы предложений.

Прочитайте первую группу предложений.

- Какое из двух предложений является законченным?

Докажите свое мнение.

Прочитайте вторую группу предложений.

- Определите, какое из них закончено?

Читает правило вслух.

В школьном саду росли яблони, вишни, малина и крыжовник.

Так как во втором предложении идет перечисление, и оно не закончено.

Запах ландыша струится тонко, заманчиво и свежо.

V. Включение нового в систему знаний.

Сейчас мы потренируемся в составлении предложений с однородными членами предложения,  используя слова- помощники – союзы. Для этого выполним упражнение 3.

Прочитайте задание.

Прочитайте первую пару предложений.

Составьте из двух предложений одно, используя союзы –и,а, но.

Составление предложений из следующих пар.

Выпал снег, но скоро растаял.

Весело и дружно работали школьники. В парке посадили березки, липы, тополя.

VI. Итог урока.

Слайд №3

Слайд №4

- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …

-Мне показалось трудным…

- Я  могу использовать эти знания…

- Сегодня на уроке  хотелось бы отметить работу следующих детей.

Домашнее задание: с.125 правило, составить предложения по предложенным схемам. Слайд №5

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Цели:  совершенствовать вычислительные навыки в пределах 1000; закреплять приёмы письменных вычислений, умение решать задачи.

Задачи: 

Образовательные:  совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000, умения решать задачи;
Развивающие: умение решать задачи; активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание,  математическую речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, чувство товарищества, дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг.момент.

2. Целевая установка.

Проверка готовности к уроку.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над письменными приёмами сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Проверяют готовность к уроку.

3. Устный счёт.

Слайд  №1

Слайд  № 2

Слайд  № 3

Слайд  № 4

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

1). Найдите закономерность, продолжите ряд чисел:

8, 11, 10, 13, …, …, …, … .

40, 2, 38, 2, …, …, …, … .

2). Рассмотрите расположение фигур. Определите закономерность, вставьте пропущенные фигуры:

img1

3). Укажите числа, записанные на доске:

2 сот., 3 дес., 5 ед.

3 сот., 8 дес., 0 ед.

8 сот., 0 дес., 3 ед.

67 дес.

4 сот.

49 дес.

 Расположите эти числа в порядке возрастания, убывания.

- Составьте из этих чисел 3 примера на сложение. В ответе не должно быть более 1000. Решите их устно.

4) Приучайтесь думать точно!
Всё исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких её примет,
Но одна и та же всюду
Даст нам правильный ответ.

img2

12,15,14,17

36,2,34,2

235,380,803,670,

490, 400

235, 380, 400, 490, 670, 803.

235+380=615

235+400=635

235+490=725

235+670=905

380+400=780

380+490=870

400+490=890

(Цифра 1)

4. Закрепление изученного материала.

Слайд  № 5

5. Физ-ка.

-  Сейчас мы с вами поиграем в игру “ Я умею считать и умею объяснять”.

Используя алгоритм сложения и вычитания, объясните, как выполняются действия.

Примеры, записанные в строчку:

354 + 268

876 – 354

Ваша задача записать их столбиком.

- 2  ученика  проговаривают алгоритмы, работая у доски.

А теперь, самостоятельно решите аналогичные примеры, грамотно оформив их на письме

 Затем мы с вами выполним проверку.

456+252

697-314

600+201

780-549

Мы дружно трудились, 
Немного устали. 
Быстро все сразу,
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведём.
Вот как под музыку
Все отдохнём.

Записываю сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Складываем сначала единицы 8+4 равно 12. Два пишем  по единицами, один запоминаем. Складываем десятки 5+6 будет 11, да еще 1 будет 12. Два пишем под десятками, один запоминаем. Складываем сотни3+2 будет 5 , да еще один равно 6. Читаю ответ 622.  Дети записывают примеры столбиком.

354 + 268=622

876 – 354=522

456+252=708

697-314=383

600+201=801

780-549=231

6. Продолжение работы по теме урока.

Слайд № 6

- Раскройте учебники на стр. 92.

 Задача  № 15.

Про себя прочитайте эту задачу.

- Читаем задачу.

- Подумайте над тем, как выполнить краткую запись этой задачи.

Цена

Кол-во

Стоим.

Одинаковая

8 к.

16 рублей

Одинаковая

4 к.

?

- Какие главные слова берем в краткую запись?

-Можем сразу ответить на вопрос задачи?  

- Почему?

- Можем мы узнать стоимость карандашей?

- Как?

-Зная стоимость карандаша, можно узнать стоимость 4 карандашей?

- Каким действием?

- Как?

- Мы ответили на вопрос задачи?

Открывают учебник. Читают задачу.

Краткую запись составляем в виде таблицы.

Цена, количество, стоимость.

Нет.

Потому, что не знаем стоимость карандашей.

Да.

 16: 8=2

Да.

Умножением. 2*4=8 рублей.

Да.

7. Самостоятельная работа. 

Тест

Слайд 7.

Слайд  8.

8. Итог урока.

9. Инструктаж домашнего задания.

Следующее задание будет в виде теста. Каждый из вас в тетрадях записывает только ответы. Затем проверите друг у друга.

А. 1. Найдите число, которое меньше 7 сотен на 1.

а) 600       б) 699           в) 690

2. Найдите верное неравенство:

а) 815 м 851        б) 581 м 518

в) 185 м 158

3. Сколько надо прибавить к числу 800, чтобы получилось 870?

а) 7          б) 70            в) 700

4. Если 700 увеличить на 250, то получится:

а) 750          б) 725          в) 950

5. Из произведения чисел 60 и 5 вычтите число 154

а) 164       б) 146           в) 150

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа, сверяя ответы с ответами на экране.

Б. На экране даны примеры для самостоятельной работы. Выполните примеры своего варианта.

1 вариант

2 вариант

Решите примеры:

Решите примеры:

395+143

726+59

324-163

672-237

567+323

276+692

812-409

875-539

Проверим. Комментируем ответы с места.

- Какое задание было вам наиболее интересным?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Сегодня каждый из вас получил отметку на уроке.

Домашняя работа по учебнику с.93 № 23,25

Посмотрите №23. Что надо вспомнить, чтобы выполнить это задание.

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти неизвестное уменьшаемое?

- Как найти неизвестное вычитаемое?

Все спасибо за урок.

Записывают ответы.

Правильные ответы.

1) б

1) а

3) б

4) в

5) в

395+143=538

726+59=785

324-163=161

672-237=435

567+323=890

276+692=968

812-409=403

875-539=336

Как найти неизвестное слагаемое, неизвестное вычитаемое, неизвестное уменьшаемое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»

Данная программа  занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...

Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.

Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....

Разработка урока кружка внеурочной деятельности "Ключ и Заря" в 4 классе

Разработка урока кружка внеурочной деятельности "Ключ и Заря" в 4 классе. Урок проводится в конце мая.  Занятие показывает,как много прочитали дети, обучаясь в начальной школе, поддержи...

Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»

Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит бал...

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...

Методическая разработка.Конспект занятия внеурочной деятельности"Секреты здоровья". Тема:Книжка-малышка"Сочиняем стихи о здоровье".

Данное занятие способствует формированию у учащихся основ здорового образа жизни, развитию творческой активности личности, приобщению школьников к систематическим занятиям Физическими упражнениями и с...