ПК 4.1
материал (3 класс)

Галдина Екатерина Ивановна

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

окружающий мир 3 класс

Дата

Тема

урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Основные предметные знания

Универсальные учебные действия

Виды контроля

07.04

Экономика и экология.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов П: поиск необходимой информации и её понимание Р: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Тест

09.04

Экономика и экология.

Урок-исследование.

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

П: структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Р: Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации

Самостоятельное практическое задание

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

14.04

Золотое кольцо России.

Урок-путешествие.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Объяснять значение слова «финифть».  Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

П: построение логической цепи рассуждения К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Л: становление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение» Р: соотнесение выявленной учебной информации с собственными

Самостоятельное практическое задание

16.04

Золотое кольцо России.

Урок-путешествие.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов П: поиск необходимой информации и её понимание Р: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Самостоятельное практическое задание

21.04

Золотое кольцо России.

Урок-викторина.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

П: структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Р: Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации

Викторина

23.04

Проект «Музей путешествий».

Урок-проект.

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

П: построение логической цепи рассуждения К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Л: становление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение» Р: соотнесение выявленной учебной информации с собственными

Презентация и демонстрация экспонатов

28.04

Наши ближайшие соседи.

Урок-путешествие.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов П: поиск необходимой информации и её понимание Р: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Сообщения

Самостоятельное практическое задание

30.04

На севере Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

П: структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Р: Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации

Самостоятельное практическое задание.

Сообщение

12.05

Что такое Бенилюкс.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

П: построение логической цепи рассуждения К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Л: становление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение» Р: соотнесение выявленной учебной информации с собственными

Сообщения

Самостоятельное практическое задание

14.05

В центре Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов П: поиск необходимой информации и её понимание Р: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Сообщения

Самостоятельное практическое задание

19.05

На юге Европы

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина.

Называть страны юга Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

П: структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Л: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Р: Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации

Сообщения

Самостоятельное практическое задание

21.05

По Франции и Великобритании (Франция).

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

П: построение логической цепи рассуждения К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Л: становление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение» Р: соотнесение выявленной учебной информации с собственными

Самостоятельное практическое задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплекс « Перспективная начальная школа »

Слайд 2

Основная идея УМК « Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого , то в роли обучающего , то в роли организатора учебной ситуации.

Слайд 3

Содержательные линии индивидуального развития 1) формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учёта индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;

Слайд 4

2) развитие умственных способностей , творческого мышления ; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности ; 3) воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; 4 ) воспитание физической культуры младшего школьника ;

Слайд 5

5 ) формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса ; 6) социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей .

Слайд 6

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из образовательных областей филология математика и информатика искусство естествознание и обществознание музыкальное образование

Слайд 7

Основные принципы концепции УМК « Перспективная начальная школа» 1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребёнка.

Слайд 8

2. Принципы прочности и наглядности. Через рассмотрение частного к пониманию общего, от общего, т.е . от постигнутой закономерности, к частному, т.е . к способу решения конкретной учебной задачи . 3. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей ‒ формирование у обучающихся привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня и др.

Слайд 9

Типические свойства методической системы Комплектность предусматривает единство установки формирования общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации, умение делового общения . Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований.

Слайд 10

Инструментальность ‒ создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации. Интерактивность ‒ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.

Слайд 11

Отличительные особенности УМК «ПНШ» максимальное размещение методического аппарата , включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника ; использование единой системы условных обозначений во всем УМК ;

Слайд 13

систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками ; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.

Слайд 14

Основные методические особенности УМК «ПНШ» УМК по каждому учебному предмету включает в себя: учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».

Слайд 15

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя предметные линии учебников : Русский язык Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А. Математика . Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А .

Слайд 16

Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка . Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология . Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.

Слайд 17

Обложки учебников по математике для 1 класса (в 2 частях), Чекин А.Л. Учебники

Слайд 18

Хрестоматии, тетради для самостоятельных работ по учебным предметам Обложки: 1. Литературное чтение. Хрестоматия. 1 класс ( Чуракова Н.А.); 2. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс ( Гольфман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 1 класс ( Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г.).

Слайд 19

Методические пособия Обложки: 1. Математика. Методическое пособие. 1 класс (Чекин А.Л.); 2. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс ( Чуракова Н.А., Гольман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Методическое пособие. 1 класс (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплекс «Школа России»

Слайд 2

мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных , метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; постоянно обновляющаяся , наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. УМК «Школа России» ‒ это:

Слайд 3

Учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта ‒ Андрей Анатольевич Плешаков , кандидат педагогических наук . В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»

Слайд 4

Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества . Её основа ‒ это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Главная концептуальная идея программы «Школа России»

Слайд 5

приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»

Слайд 6

проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии ; игровые технологии ; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»

Слайд 7

1. Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребёнка . 2. Граждански-ориентированный характер образования , предусматривающий воспитание ребёнка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма . Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

Слайд 8

3. Глобально-ориентированный характер образования , отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. 4. Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

Слайд 9

Обучение грамоте и чтению Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Русский язык (2 линии ) Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Автор Климанова Л.Ф . УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

Слайд 10

Математика . Авторы: Моро М.И. и др. Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. Изобразительное искусство (2 линии ) Авторы: Неменская Л.А . ( 1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс). УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:



Предварительный просмотр:

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

+

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

+

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

-

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

+

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

-

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

-

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

-

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

+

содержание учебного предмета

+

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

+

место и роль учебного предмета в обучении

+

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

+

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

+

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

+

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

+

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

+

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

+

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

+

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

+

необходимое количество часов для изучения раздела

+

содержание учебного раздела

+

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

+

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

+

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

-

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

-

технические средства обучения

-

цифровые образовательные ресурсы

-

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

-

Выводы:

Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

Данная программа разработана в соответствии с:

Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

В программе присутствует региональный компонент. Четко разграничено время для изучения каждого раздела и прописано содержание учебного предмета. Очень подробно расписаны предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и личностные результаты освоения учебных предметов. Отсутствует пояснительная записка. Не указаны цели и задачи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Начальная общеобразовательная школа №95 города Челябинска»

СОГЛАСОВАНО:

ььььььььььььььь

УТВЕРЖДАЮ:

ььььььььььььььь

 «     »   ьььььььь        2020г.

 «    »  ььььььььььь2020г.

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕЕНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ  «РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»

Направление: Художественно – эстетическое

Авторы рабочей программы:

Вид: художественное творчество

Галдина Е.И.

Возраст детей: 9-10 лет

Подгорская Т.А.

Срок реализации: 1год

Челябинск, 2020

Галдина, Е.И., Подгорская, Т.А. Программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления: Русские умельцы / Е.И. Галдина, Т.А. Подгорская. – Челябинск, ГБОУ «Челябинский педагогический колледж №1», 2020. – 23с.

Программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Русские умельцы» составлена для обучающихся младшего школьного возраста (3 класс) для того, чтобы приобщить младших школьников к народным ремеслам России, сформировать знания о декоративно – прикладном искусстве, художественной росписи и ее  значении в современном мире.  Сформировать понимание своей родной художественно культуры, роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека отдельно. Решить важные задачи эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На реализацию программы отводится 68 часов, из расчета 2 часа неделю.

Материалы программы могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Рецензент: Н.В.Мотовилова, преподаватель теории и методики преподавания изобразительного искусства – МДК01.10, высшей квалификационной категории ГБПУ ЧПК№1.

ГБПОУ ЧПК №1,

                                                                 ©   2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.  Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Одним из самых древних видов народного искусства является художественная роспись. 

Дымковские игрушки, Гжельский фарфор  вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Филимоновские игрушки, хохломская посуда, Городецкие блюдца и доски, все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

В ходе кружковой работы, учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, расширят свои знания в области декоративно -  прикладного искусства и освоят технологию нескольких росписей.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры у ребенка через декоративно – прикладное искусство посредством русской народной росписи

Планируемые результаты:

Познавательные:

  • формирование начальных знаний по композиции и орнаменту
  • умение различать виды росписей

Личностные:

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Метапредметные:

  • освоение художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
  • формирование способности оценивать результаты творческой деятельности

Сроки реализации программы «Русские умельцы» рассчитаны на 1 год, 68 часа, 2 часа в неделю.

Программа рассчитана на младший школьный возраст: 9-10 лет.

Занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности. Следует отметить, что на занятиях ИЗО формируются такие свойства личности, как аккуратность и трудолюбие.

Формы работы:

Мастер класс; исследование; путешествие; круглый стол; проект.

Форма проверки:

Выставка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММ «РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»

Разделы темы программ

Количество часов

Формы организации деятельности, учащихся на занятии

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Дымковская расписная глиняная игрушка (16 часов)

Знакомство с русскими народными промыслами

1

1

-

Занятие путешествие в Дымково (интерактивное)

Тема 1. Дымковская игрушка.

Элементы росписи

1

-

1

Мастер класс

Тема 2.

Дымковская игрушка «Индюшка»

2

-

2

Занятие исследование

Тема 3.

Дымковская игрушка «Петух»

2

-

2

Занятие исследование, создание работ

Тема 4.

Дымковская игрушка «Баран»

2

-

2

Занятие исследование

Тема 5.

Дымковская игрушка «Конь»

2

-

2

Мастер класс

Тема 6.

Дымковская игрушка «Барыня»

2

-

2

Занятие исследование

Тема 7.

Подготовка выставки «Дымковские игрушки»

2

-

2

Подготовка выставки

Тема 8.

Выставка «Дымковские игрушки»

2

-

2

Урок экскурсия в картинную галерею

Раздел 2.

Гжельская роспись по фарфору

Тема 1.

Знакомство с русским народным промыслом

1

1

-

Занятие путешествие в село Гжель

(интерактивное)

Тема 2.

Элементы Гжели

2

-

2

Занятие путешествие на Гжельский завод художественной росписи

Тема 3.

Гжельская роза

2

-

2

Мастер класс

Тема 4.

Гжельская птица

2

-

2

Занятие исследование

Тема 5.

Гжельская ваза

2

-

2

Занятие исследование

Тема 6.

Гжельское блюдце

2

-

2

Занятие исследование

Тема 7.

Гжельская деревня

2

-

2

Мастер класс

Тема 8.

Подготовка к выставке «Гжельская роспись»

1

-

1

Подготовка выставки

Тема 9.

Выставка «Гжельская роспись»

1

-

1

Занятие экскурсия

Раздел 3.

Филимоновская игрушка

Тема 1.

Знакомство с русским народным промыслом

1

1

-

Занятие путешествие в Филимонова (интерактивное)

Тема 2.

Элементы росписи

1

-

1

Мастер класс

Тема 3.

Филимоновский петушок

2

-

2

Занятие исследование

Тема 4.

Филимоновский конь

2

-

2

Занятие исследование

Тема 5.

Филимоновский всадник

2

-

2

Занятие исследование

Тема 6.

Филимоновская крестьянка

2

-

2

Занятие исследование

Тема 7.

Подготовка к выставке «Филимоновская игрушка»

1

-

1

Подготовка к выставке

Тема 8.

Выставка «Филимоновская игрушка»

1

-

1

Занятие экскурсия

Раздел 4.

Городецкая роспись по дереву

Тема 1.

Знакомство с русским народным промыслом

1

1

-

Занятие путешествие в Городец (интерактивное)

Тема 2.

Элементы росписи

1

-

1

Мастер класс

Тема 3.

Городецкие цветы

2

-

2

Занятие исследование

Тема 4.

Городецкая фазан

2

-

2

Занятие исследование

Тема 5.

Городецкая петух

2

-

2

Занятие исследование

Тема 6.

Городецкая павлин

2

-

2

Занятие исследование

Тема 7.

Городецкий Вороной конь

2

-

2

Занятие исследование

Тема 8.

Городецкая деревня

2

-

2

Подготовка к выставке

Тема 9.

Подготовка к выставке «Городецкая роспись»

1

-

1

Выставка  

Тема 10.

Выставка «Городецкая роспись»

1

-

1

Занятие экскурсия

Раздел 5.

Хохломская роспись по дереву

Тема 1.

Знакомство с русским народным промыслом

1

1

-

Занятие путешествие в деревню Хохлома (интерактивное)

Тема 2.

Элементы росписи

1

-

1

Мастер класс

Тема 3.

Хохломская травяная роспись

2

-

2

Занятие исследование

Тема 4.

Хохломская птица «Жар – птица»

2

-

2

Занятие исследование

Тема 6.

Хохломская бабочка

2

-

2

Занятие исследование

Тема 7.

Хохломская рыба

2

-

2

Занятие исследование

Тема 8.

Подготовка к выставке «Хохломская роспись»

1

-

1

Подготовка к выставке

Тема 9.

Выставка «Хохломская роспись»

1

-

1

Занятие экскурсия

Содержание занятий

Раздел 1. «Дымковская расписная глиняная игрушка»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенности расписной игрушки. Рассматривают иллюстративный материал и экземпляры настоящей дымковской игрушки.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов росписи дымковской  игрушки, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Дымковская Индюшка (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Индюшка». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют Дымковскую расписную игрушку «Индюшка».

Тема 4. Дымковский Петух (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Петушок». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Петушок».

Тема 5. Дымковский Козел (2 ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Козел». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Козел».

Тема 6. Дымковский Конь (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Конь». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Конь».

Тема 7. Дымковская Барыня (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Барыня». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Барыня».

Тема 8. Подготовка выставки «Дымковская игрушка» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов, а так же цветовой гамме на стенды. Украшают стенды.

Тема 9. Выставка «Дымковская игрушка» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 2. «Гжельская роспись по фарфору»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенностях гжельской росписи. Рассматривают иллюстративный материал и экземпляры настоящей гжельской росписи по фарфору.

Тема 2. Элементы Гжели (1ч.)

Рисуют основные элементы гжельской росписи: капелька, мазок с тенью, бордюр.

Тема 3. Гжельская роза (2ч.)

  1. Поэтапно выполняют рисунок гжельской розы.
  2. Отрабатывают навык «теневой мазок».

Тема 4. Гжельская птица (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности гжельской расписной птицы. Начинают выполнять рисунок.
  2. Поэтапно выполняют рисунок гжельской птицы.

Тема 5. Гжельская ваза (2ч.)

  1. Рассматривают иллюстрации ваз, обсуждают особенности композиционного строя. Придумывают композицию и форму для своей вазы.
  2. Выполняют рисунок гжельской вазы.

Тема 6. Гжельское блюдце (2ч.)

  1. Рассматривают иллюстрации блюдец, обсуждают особенности композиционного строя. Придумывают композицию и форму для своего блюдца.
  2. Выполняют рисунок гжельского блюдца.

Тема 7. Гжельская деревня (2ч.)

  1. В парах придумывают эскиз для композиции «Гжельская деревня» на формате А3.
  2. В парах создают композицию «Гжельская деревня» на формате А3.

Тема 8. Подготовка к выставке «Гжельская роспись» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Оформляют стенды.

Тема 9. Выставка «Гжельская роспись» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 3. «Филимоновская игрушка»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенности расписной игрушки. Рассматривают иллюстративный материал и экземпляры настоящей филимоновской игрушки.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов росписи филимоновской  игрушки, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Филимоновский петушок (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Петушок». Начинают рисовать филимоновскую игрушку.
  2. Рисую филимоновскую игрушку «Петушок».

Тема 4. Филимоновский конь (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Конь». Начинают рисовать филимоновскую игрушку
  2. Рисую филимоновскую расписную игрушку «Конь».

Тема 5. Филимоновский всадник (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Всадник». Начинают рисовать филимоновскую игрушку
  2. Рисую филимоновскую расписную игрушку «Всадник».

Тема 6. Филимоновская крестьянка (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Крестьянка». Начинают рисовать филимоновскую игрушку
  2. Рисую филимоновскую расписную игрушку «Крестьянка».

Тема 7. Подготовка к выставке «Филимоновская игрушка» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Украшают стенды.

Тема 8. Выставка «Филимоновская игрушка» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 4. «Городецкая роспись по дереву»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенностях городецкой росписи по дереву. Рассматривают иллюстративный материал и изделия, выполненные в технике городецкой росписи.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов городецкой росписи, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Городецкие цветы (2ч.)

  1. Поэтапно выполняют рисунок городецкого розана: подмалевок, теневка, оживка.
  2. Поэтапно выполняют рисунок городецкой купавки и ромашки: подмалевок, теневка, оживка.

Тема 4. Городецкая фазан (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкой птицы «Фазан». Начинают рисовать городецкую птицу.
  2. Рисую городецкую птицу «Фазан».

Тема 5. Городецкая петух (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкой птицы «Петух». Начинают рисовать городецкую птицу.
  2. Рисую городецкую птицу «Петух».

Тема 6. Городецкая павлин (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкой птицы «Павлин». Начинают рисовать городецкую птицу.
  2. Рисую городецкую птицу «Павлин».

Тема 7. Городецкий Вороной конь (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкого «Вороного коня». Начинают рисовать городецкого коня.
  2. Рисую городецкого «Вороного коня».

Тема 8. Городецкая деревня (2ч.)

  1. В парах придумывают эскиз для композиции «гороецкая деревня» на формате А3.
  2. В парах создают композицию «городецкая деревня» на формате А3.

Тема 9. Подготовка к выставке «Городецкая роспись» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Оформляют стенды.

Тема 10. Выставка «Городецкая роспись» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 5. «Хохломская роспись по дереву»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенностях хохломской росписи по дереву. Рассматривают иллюстративный материал и изделия, выполненные в технике хохломской росписи.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов хохломской росписи, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Хохломская травяная роспись (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности травяной росписи. Начинают расписывать рисунок солонки.
  2. Расписывают рисунок солонки травяной росписью. Изучают прием «рисование тычком»

Тема 4. Хохломская птица «Жар – птица» (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности хохломской птицы «Жар – птицы». Начинают рисовать «Жар - птицу»
  2. Рисую хохломскую птицу «Жар – птица».

Тема 5. Хохломская бабочка (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности хохломской бабочки. Начинают рисовать бабочку.
  2. Рисую хохломскую бабочку.

Тема 6. Хохломская рыба (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности хохломской рыбы. Начинают рисовать хохломскую рыбу.
  2. Рисую хохломскую рыбу.

Тема 7. Подготовка к выставке «Хохломская роспись» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Украшают стенды.

Тема 8. Выставка «Хохломская роспись» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Личностные результаты

Прогнозируемый воспитательный  результат:

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  • овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • обретение чувства гордости за искусное мастерство русского народа
  • развитие наблюдательности и фантазии

Выставка «Дымковская игрушка».

Выставка

 «Гжельская игрушка»

Выставка «Филимоновская игрушка»

:

Октябрь

Декабрь

Февраль

Метапредметные

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • мотивация учащихся в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства
  • формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах росписи
  • умение обсуждать и анализировать художественную деятельность с позиции творческих задач темы занятия, с точки зрения содержания и средств его выражения

Выставка «Городецкая роспись»

Выставка «Хохломская роспись»

Апрель

Май

Методическое оснащение

1) Для учащихся

Обязательная литература:

  1. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Гжель 1 / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  2. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Дымковская игрушка / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  3. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Городецкая роспись / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  4. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска хохлома / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.

Дополнительная литература:

  1. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Гжель 2 / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  2. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска  Россиночка Гжельская роспись  / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  3. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска  Россиночка Дымковская роспись / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  4. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска  Россиночка Городецкая роспись / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.

Интернет ресурсы:

  1. FISHKI.Net - М.: Режим доступа WWW.URL: https://fishki.net/1923921-stili-russkoj-rospisi.html - 08.05.2019

2) Для учителя

Обязательная литература:

  1. Голубева, З.В. Русские традиции. Азбука свободной кистевой росписи / З.В., Голубева. – М.: Союз художников, 2012 – 128с.
  2. Величко, Н.К. Русская роспись. Энциклопедия / Н.К. Величко. – М.:  Хоббитека,  2018. – 147с.
  3. Емельянова, Т.И. Золотая хохлома / Т.И. Емельянова. - М.: Интербук-бизнес, 2001. – 168с.
  4. Алексахин, Н. Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2008. - 304 c.

Дополнительная литература:

  1. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество / Л.В. Шевчук. - М.: Просвещение, 1985 – 128с.
  2. Виноградова, Н.В. Праздники, традиции и ремесла народов России / Н.В. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2011
  3. Антонов, В. П. Народные художественные промыслы России  / В. П. Антонов. – М.: Интербукбизнес, 2000 - 248с.

Интернет ресурсы:

  1. Путеводитель по русским ремёслам: CC BY-SA 3.0. – М.: Режим доступа: WWW.URL:http://ru.russianarts.online/86868-obraz-konya-v-russkix-remyoslax/. – 01.05.2019.

Материально техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Техническое оснащение

Наименование

Кол-во

Компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Принтер

1

Канцелярия

Наименование

Кол-во

Гуашь

12 наборов

Листы для акварели

800 листов

Ватман

20 листов

Кисточка беличья №2

12 шт.

Кисточка беличья №5

12 шт.

Кисточка беличья №7

12 шт.

Стаканчики для воды

12 шт.

Палитра

12 шт.

Библиографический список

  1. Виноградова, Н.В. Праздники, традиции и ремесла народов России / Н.В. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2011
  2. Горский, В. А., Тимофеев, А. А., Смирнов Д. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов. – М. : Просвещение, 2014. — 111 с.
  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2013. – 214 с.
  4. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – С. 15-26.
  5. Путеводитель по русским ремёслам: CC BY-SA 3.0. – М.: Режим доступа: WWW.URL:http://ru.russianarts.online/86868-obraz-konya-v-russkix-remyoslax/. - 2015.
  6. Русские ремесла: russianarts – М.: Режим доступа WWW.URL: https://store.russianarts.online/ru/dymkovskaya-igrushka/425-indyuk-srednij-dymkovskaya-igrushka.html - 2017 . 04.04.2018
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. доп. на 2011 г. / М - во образования науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
  8. Чарнецкий, Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня / Я.Я. Чарнецкий. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
  9. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010. – 96с.

Приложение

Критерии оценивания выставочных работ:

  1. Соответствие тематике
  2. Полная заполняемость листа формата А4 и А3
  3. Ритмичность в изображении элементов
  4. Соответствие цветовой гамме
  5. Удачное композиционное решение
  6. Соблюдена техника выполнения элементов росписи