Внеурочная деятельность
рабочая программа

Макарова Галина Владимировна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.                                    

                                                              В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

     

Программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

                        (общеинтеллектуальное направление)

 

Автор:  Макарова Г.В.

  Возраст детей: 10 -11 лет.                  

Срок реализации: 1 года

Год разработки: 2019 г.

с.Горки, 2019 – 2020 уч. год

Пояснительная записка

                                                                             

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования;
  • методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2011 г.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

ЦЕЛЬ:   развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи.

 

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Содержание курса

  1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

  1. Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

  1. Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

         вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу,

          по   собственному замыслу).

       

                          Тематическое планирование

Тема занятия

Кол - во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

Формы занятий

1.Интеллектуальная разминка

1

преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с  числами – великанами;

- пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

Решение олимпиадных задач

Беседа, игровые, практические

2. Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

Беседа, игровые, практические

3. Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ

Беседа, игровые, практические

4.Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Беседа, игровые, практические

5.Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

Беседа, игровые, практические

6. Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Беседа, игровые, практические

7.Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?»

Беседа, игровые, практические

8.В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

Беседа, игровые, практические

9.Математический марафон

1

Решение олимпиадных заданий, игра «Где есть логика».

Беседа, игровые, практические

10.«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Беседа, игровые, практические

11,12..Выбери маршрут

2

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Беседа, игровые, практические

13.Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Беседа, игровые, практические

14.Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16

Беседа, игровые, практические

15, 16, 17. Занимательное моделирование

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Беседа, игровые, практические

18. Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Беседа, игровые, практические

19. Какие слова спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

Беседа, игровые, практические

20. «Математика — наш друг!»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Беседа, игровые, практические

21. Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

Беседа, игровые, практические

22,23.В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Беседа, игровые, практические

24.Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Беседа, игровые, практические

25, 26.Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Беседа, игровые, практические

27.Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Беседа, игровые, практические

28, 29. Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Беседа, игровые, практические

30.Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Беседа, игровые, практические

31.Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

Беседа, игровые, практические

32.Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Беседа, игровые, практические

33.Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Беседа, игровые, практические

34.Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Беседа, игровые, практические

             

           

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

     

Программа внеурочной деятельности

«Учимся играть в шахматы»

(спортивно – оздоровительное   направление)

Автор:  Макарова Г.В.

  Возраст детей: 10 - 12лет.                  

Срок реализации: 1 года

Год разработки: 2019 г.

с. Горки, 2019 – 2020 уч. год

Пояснительная  записка.

В начальной  школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающие   обучение,  в значительной степени способствующая  становлению  личности младших  школьников и наиболее полному раскрытию  их  творческих способностей.

        Кружок « Шахматы – в школе» позволяет реализовать многие позитивные  идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать  обучение  радостным, поддерживать  устойчивый  интерес к знаниям. Стержневым  моментом  кружка становится  деятельность самих  учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют  закономерности.  При  этом предусматривается  широкое использование  занимательного материала, включения игровые ситуации, чтение  дидактических сказок.

        Шахматы в начальной  школе  положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как  восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

        Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное, значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, а так же использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.

Цели: развитие наблюдательности, внимания,  логическое мышление,

               памяти, творческих способностей посредством игры  в шахматы и шашки.

 Задачи:  

  • формировать умение тактически строить партию;
  • знать основы эндшпиля и миттельшпиля;
  • воспитывать доброжелательность, тактичность и уважение к партнеру,        усидчивость,  терпение.
  • привлекать внимание детей к шахматной  игре.
  •    

Программа   обучения предусматривает 51  учебных занятии, один час  в неделю. Если на первом и втором  году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Знакомство с основами эндшпиля, миттельшпиля, которые позволят учащимся строить свою игру на матовых ситуациях с помощью двумя конями, двумя слонами, двумя ладьями. Важным достижением в овладении шахматными основами является  умение детей ставить мат в 3- 4 хода  и умения владеть тактическими приемами в игре.

Учебный курс, включает в себя три  темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля”, “Основы эндшпиля”, шахматы Шифера..

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по направлению “Шахматы в школе” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанникамидавать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

   

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

                                Содержание программы.

Занятие 1. Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Занятие 2.  Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.

Занятие  3 – 15  Тактика игры. Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля. Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

Занятие 16 - 22  Стратегия игры. Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Занятие 22 – 30 Эндшпиль. Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

Занятие 31 – 39  Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов.

Занятие 40 –  43  Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Занятие 44  – 46  Сеансы одновременной игры. Проведение  сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий  учащихся.

Занятие 47 -  50   Шахматы Шифера

Занятие 51  Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обзор выполнения поставленных задач.

Тематическое планирование

Тема

Кол – во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

Формы занятий

1

Шахматная партия

10

Формировать умения использовать в игре  основы миттельшпиле, эндшпиля.

Фронтальная, индивидуальная , групповая

Беседа, практическое, теоретическое.

2

Анализ и оценка позиции.

8

Формировать умения анализировать игровые партии, ставить «мат» в несколько ходов.

Фронтальная, индивидуальная , групповая

Беседа, практическое, теоретическое.

3

Шахматная комбинация.

10

Формировать умения анализировать игровые партии,

Фронтальная, индивидуальная , групповая

Беседа, практическое, теоретическое.

4

Игровая практика.

14

4

Шахматы Шифера

9

Познакомить учащиеся с шахматами Шифера и научить их играть.

Фронтальная, индивидуальная , групповая

Беседа, практическое,

Итого

51



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности 

« Учимся играть в шахматы »

для учащихся 1- 4 классов

Срок реализации: 4 года

Составитель: учитель высшей категории

Макарова Галина Владимировна

с. Горки

2017

Пояснительная  записка.

В начальной  школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающие   обучение,  в значительной степени способствующая  становлению  личности младших  школьников и наиболее полному раскрытию  их  творческих способностей.

        Кружок «Учимся играть в шахматы» позволяет реализовать многие позитивные  идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать  обучение  радостным, поддерживать  устойчивый  интерес к знаниям. Стержневым  моментом  кружка становится  деятельность самих  учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют  закономерности.  При  этом предусматривается  широкое использование  занимательного материала, включения игровые ситуации, чтение  дидактических сказок.

        Шахматы в начальной  школе  положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как  восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

        Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное, значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, а так же использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.

Цели: развитие наблюдательности, внимания,  логическое мышление,

               памяти, творческих способностей посредством игры  в шахматы и шашки.

 Задачи:  

  • формировать умение тактически строить партию;
  • знать основы эндшпиля и миттельшпиля;
  • воспитывать доброжелательность, тактичность и уважение к партнеру,        усидчивость,  терпение.
  • привлекать внимание детей к шахматной  игре.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по направлению “Шахматы в школе” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанникамидавать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Первый год обучения.

        Программой предусматривается 36 шахматных занятий (одно занятие в неделю). Учебный курс, включает в себя шесть тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать вывод о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.           

 

        К концу первого года обучения дети должны знать:

Шахматные термины:

белое и черное поле;

горизонталь, вертикаль,  диагональ, центр;

 начальное  положение фигур белых, черных;

 ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе фигур;

 длинная и короткая  рокировка;

 шах, мат, пат, ничья;

Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила ходя и взятия каждой фигуры.

        К концу  первого года обучения  дети должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

Правильно помещать шахматную доску между партнерами;

Правильно  расставлять  фигуры  перед игрой;

Различать  горизонталь, вертикаль, диагональ;

Рокировать;

Объявлять шах;

Ставить мат;

Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Методическое обеспечение: 

Данная программа основана на следующих педагогических принципах:

  • доступности
  • наглядности
  • ценности – смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)

-     учет возрастных особенностей

Методы занятий в кружке:

  • поисковый
  • исследовательский

      -    проблемный

  • объяснительный

Формы занятия в кружке:

-    индивидуальные

  • парные        
  • групповые

 Оборудования:    кабинет,  6 шахматных досок, 6  комплектов – шахмат,

8 комплекта – шашек,  диск СD « Правила шахматной игры. Развитие    интеллектуальных способностей», « Шахматы с Гарри Каспаровым».

                         Учебно – тематический план.

Название разделов и тем.

Вид занятий.

Количество   часов.

Всего

Теория

Практика

1.

Шахматная доска.

Краткая история шахмат.

Легенда о шахматах.

География шахмат.

Беседа - лекции, игра.

    2

   

     1

      1

2.

Шахматные фигуры.

   Знакомство с фигурами.

Начальное положение.

Беседа – лекция; игра.

    13

       7

       6

3.

 Тактика игровой партии.

Шах, пад, рокировка, мат, ничья.

Беседа – лекции, игра.

     8

       3

       5

4.

Цели и задачи шахматной игры.

Правило поведения во  время игры.

Беседа.

    1

      1

       

5.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматные комбинации.

Демонстрация  коротких  партий.

  Игра.

      5

       5  

6.

Шахматный  турнир.

 Игра.

       7

         7

Итого:

     36

       12

       24

Содержание программы.

Занятие 1. Краткая история шахмат.  Легенда о шахматах.

Занятие 2. Шахматная доска.  

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,  вертикаль, диагональ, центр.

Занятие 3. Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Занятие 4. Начальное положение.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: « Ферзь   любит   свой цвет». Связь  между горизонталями, вертикалями, Диагоналями  и начальным положением фигур.  

Занятие 5. Ладья.

Место ладьи в начальном  положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Игровая  практика  (ладья против  ладьи, две ладьи против одной,  две ладьи против двух, ограничение  подвижности).

Занятие 6.   Слон.

Место  слона  в начальном положении. Ход слона, взятие.

 Белопольные и чернопольные слоны.

 Игровая практика ( слон против слона, два слона против одного, два слона против двух).

Занятие 7.  Ладья  против  слона.  

Игровая практика ( ладья против слона, две ладьи против слона, ладья  против  двух  слонов,  две  ладьи  против  двух  слонов,  сложные  положения,  ограничение  подвижности).

Занятие 8. Ферзь.

Место  ферзя   в начальном  положении. Ход ферзя, взятие.

 Игровая практика  (ферзь против ферзя).

Занятие 9. Ферзь против ладьи и слона.

Игровая практика ( ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения).

Занятие 10. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.

Игровая практика ( конь против коня, два коня против одного, один  конь против двух, два коня против двух).

Занятие 11. Конь  против ферзя, ладьи, слона.

Игровая  практика (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона).

Занятие 12. Пешка.

Место  пешки в начальном положении. Белопольные  и  чернопольные        пешки. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие на проходе.

Занятие 13. Пешка.

Игровая практика ( пешка против пешки, две пешки против одной,  одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные   положения.)

Занятие  14. Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.    Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

 Игровая практика.

Занятие 15.  Король против других фигур.

Игровая практика ( король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки).

Занятие  16. Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

 Игровая практика.

Занятие 17.  Шах.

Открытый шах. Двойной шах.

Игровая практика.

Занятие 18.  Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Игровая  практика.

Занятие 19.  Мат.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Игровая практика.

Занятие 20. Ничья, пат.

 Отличие  пата от мата.

Игровая   практика.

Занятие 21. Вечный  шах.

  Игровая    практика.

Занятие  22.  Рокировка.

Длинная  и  короткая рокировка. Правила рокировки.

Занятие  23. Правила поведения во время игры.

Занятия 24 – 26. Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения.  Демонстрация  коротких партий. Игровая практика.

Занятия 27 – 28.   Шахматные  комбинации.  Игровая практика.

Занятия 29 – 36. Соревнования между участниками кружка.

Второй год обучения

Программа  второго года обучения предусматривает 72  учебных занятия, по два  урока в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами является  умение детей ставить мат.

Учебный курс, включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”.

К концу второго  года обучения дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматные фигуры;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

шахматные комбинации и нотации.

К концу второго года обучения  дети должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

Методическое обеспечение: 

Данная программа основана на следующих педагогических принципах:

  • доступности
  • наглядности
  • ценности – смыслового равенства ( у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)

-     учет возрастных особенностей

Методы занятий в кружке:

  • поисковый
  • исследовательский

      -    проблемный

  • объяснительный

Формы занятия в кружке:

-    индивидуальные

  • парные        
  • групповые

Оборудования:  кабинет, 6  шахматных досок, 6  комплектов – шахмат,

 8  комплекта – шашек,  диск СD «Правила шахматной игры. Развитие    интеллектуальных способностей», « Шахматы с Гарри  Каспаровым».

Учебно – тематический план.

Название разделов и тем.

Вид занятий.

Количество часов.

Всего

Теория

Практика

1.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат.

Беседа- лекция, игра.

2

1

1

2.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Беседа – лекция, игра.

6

3

3

3.

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Беседа – лекция, игра.

10

2

8

4.

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Игра.

8

3

5

5.

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.  Защита от мата.

Игра

8

2

6

6.

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, пато-вые комбинации.).

Игра.

8

2

6

7.

Шахматный турнир

Игра.

4

4

Итого:

36

13

23

Содержание программы.

Занятие 1.  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.   Анатолий Карпов – чемпион мира.

Игровая практика.

Занятие 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”,             “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”.

Игровая практика.

Занятие 3. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения.

Краткая и полная шахматная нотация.

Запись шахматной партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Занятие 4. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.  Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ферзя).

Игровая практика.

Занятие 5.   ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Защита. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака).

 Игровая практика.

Занятие 6 - 9.  ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Дидактические задания “Шах или    мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

Занятие 10 - 15  ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Ферзь и король против короля. Дидактические задания   “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”.

Игровая практика.

Занятие 16 - 17. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.  

Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”.

Игровая практика.

Занятие 18 – 23  ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.

Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”.

Игровая практика.

Занятие 24 – 25.ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.

Игровая практика.

Занятие  26 – 28.ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.

Игровая практика.

Занятие 29 – 32. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Матовые комбинации. Тема блокировки.

Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.

Игровая практика.

Занятия 33 – 36.Соревнования между участниками кружка.

Третий год обучения.

Программа  третьего  года обучения предусматривает 72  учебных занятия, по два  урока в неделю. Если на первом и втором  году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Знакомство с основами эндшпиля, миттельшпиля, которые позволят учащимся строить свою игру на матовых ситуациях с помощью двумя конями, двумя слонами, двумя ладьями. Важным достижением в овладении шахматными основами является  умение детей ставить мат в 3- 4 хода  и умения владеть тактическими приемами в игре.

Учебный курс, включает в себя три  темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля”, “Основы эндшпиля”.

К концу третьего  года обучения  дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу третьего  года обучения дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Методическое обеспечение: 

Данная программа основана на следующих педагогических принципах:

  • доступности
  • наглядности
  • ценности – смыслового равенства ( у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)

-     учет возрастных особенностей

Методы занятий в кружке:

  • поисковый
  • исследовательский

      -    проблемный

  • объяснительный

Формы занятия в кружке:

-    индивидуальные

  • парные        
  • групповые

Оборудования:  кабинет, 6  шахматных досок, 6  комплектов – шахмат,

 8  комплекта – шашек,  диск СD « Правила шахматной игры. Развитие    интеллектуальных способностей», « Шахматы с Гарри  Каспаровым».

Результативность программы

Результативность данной программы подтверждают шахматные турниры :

  • «На приз Деда Мороза»,
  • «Мой край Ямал»,

посвященные Дню Защитника Отечества,

  • Дню Победы, которые проходят в школе, а так же районные и окружные соревнования.

                

Учебно – тематический план.

Название разделов и тем

Вид занятий

                    Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Игра на мат с первых ходов.

Детский мат и защита от него.

 Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур.

Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.

Борьба за центр. Безопасная позиция короля.

Гармоничное пешечное расположение.

Связка в дебюте.

Коротко о дебютах.

Беседа, игра.

10

3

7

2.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

Открытое нападение. Открытый шах.

Двойной шах.

Матовые комбинации на мат в 3 хода и комби-нации, ведущие к дос-тижению материального перевеса на темы зав-лечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения прост-ранства, уничтожения защиты, связки, “рентге-на”, перекрытия. Комбинации для достижения ничьей.

Беседа, игра.

10

2

8

3.

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания.

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи).

Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Беседа, игра.

10

2

8

4.

Шахматный турнир

Игра.

6

6

Итого:

36

7

29

                                Содержание программы.

Занятие 1 - 3. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Занятие 4 - 6. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.

Занятие 7 - 10. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата. Игровая практика.

Занятие 11 – 12. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

Игровая практика.

Занятие 13 – 16.  ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Игровая практика.

Занятие 17 – 20. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

Игровая практика.

Занятие 21 – 22. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. Игровая практика.

Занятие 23 – 26. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.  Игровая практика.

Занятие 27 - 30. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

Игровая практика.

Занятие 31 – 36. Шахматные турниры.

Четвертый год обучения

“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.

Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.

Учащиеся принимают участие в соревнованиях.

I. Шахматная партия.

О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции.

Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

III. Шахматная комбинация.

Пути поиска комбинации.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

Матовые комбинации на мат в три хода.

Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..

Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

Тематическое планирование

Тема

Кол – во часов

1

Шахматная партия

8

2

Анализ и оценка позиции.

8

3

Шахматная комбинация.

18

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Занятие 2.  Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.

Занятие  3 – 10  Тактика игры. Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля. Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

Занятие 11 - 20  Стратегия игры. Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Занятие 21 – 25  Эндшпиль. Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

Занятие 26 – 27  Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов.

Занятие 28 – 31  Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Занятие 32 – 33  Сеансы одновременной игры. Проведение  сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий  учащихся.

Занятие 34  Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обзор выполнения поставленных задач.

Литература.

1. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.

2. Весела И.  Шахматный букварь. / М: Просвещение 1983г.

3. Гик Е.Я. Беседы о шахматах.

4. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.

5. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.

6. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

7. Евгений Ильин. В стране деревянных королей. / Издательство « Малыш» М. 1985г.

8. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986

9. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

10. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1980

11. Линдер И.М.  Первые русские мастера. / М:  Физкультура и спорт. 1919г

12. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.

13. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980

14. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.

15. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.

16. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

17. Суэтин А.С. Как  играть дебют. / Ростов – на – Дону « Феникс» 2001г.

18. Шепиловой Н. Шахматное   королевство. / М: Росмэн  1996г.

19. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.

20. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.

21. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.

22. Диск CD. Правила  шахматной игры. Развитие интеллектуальных способностей.  Шахматы с Гарри Каспаровым.



Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

                                     

                                                                               

Программа внеурочной деятельности

«Развивай - ка»

                                                       (общеинтеллектуальное направление)

Автор:  Макарова Г.В.

  Возраст детей: 10 - 11 лет.                  

Срок реализации: 1 года

Год разработки: 2019 г.

                                                                   с. Горки  2019 – 2020  уч. год

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу « Развивай- ка » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с  основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом  МБОУ ГСОШ.

Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте  от 8 до 11 лет.      

Курс «Развивай - ка» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

В результате изучения данного курса в 4-ем классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями.

Содержание программы 4 класс

  1. Сравнение (2 часа) Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
  2.  Комбинаторика (3 часа) Решение задач с помощью таблиц и графов.
  3.  Элементы логики (11 часов) Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
  4. Развитие творческого воображения (13 часов) Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
  5.  Практический материал (5 часа) Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Тематическое планирование занятий кружка  "Умники и умницы»

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

Форма деятельности

Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Описывать признаки геометрических фигур.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Тестирование.

Тестирование.

Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

Познавательная  деятельность.

Игры на развитие внимания.

Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.

1

Познавательная  деятельность.

Игры на развитие внимания.

Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.

1

Соревнование

Игры на развитие  памяти.

Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания.

1

Урок-игра.

Игры на развитие  памяти.

Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая».

1

Игровая деятельность

Игры на развитие  мышления.

Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами.

1

Познавательная  деятельность

Игры на развитие внимания, воображения, мышления.

Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи.

1

Познавательная  деятельность

Задачи и упражнения на развитие  мышления, воображения, внимания.

Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления и внимания.

Тренируем внимание. Игра «Лабиринт»

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие внимания и мышления.

Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово».

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  памяти, речи, мышления.

Тренировка зрительной памяти. Игры  «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику.

1

Игровая деятельность

Игры на развитие  памяти.

Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая».

1

Познавательная  деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления.

Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета»,  «Художник», «Фантазёр». Ребусы.

1

Познавательная  деятельность

Задачи и упражнения на развитие  мышления, внимания, воображения.

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления, внимания, воображения.

Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку»

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  внимания, мышления.

Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару».

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления и внимания.

Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  памяти, речи, мышления.

Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха.

1

Познавательная  деятельность

Игры и упражнения на развитие логического

мышления.

Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек.

1

Познавательная  деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления и воображения.

Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова».

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  быстроты реакции, логического мышления.

Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Описывать признаки геометрических фигур.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления и внимания.

Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы».

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения  на развитие  внимания, мышления.

Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  памяти, речи, мышления.

Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  памяти, речи, мышления.

Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия»

1

Познавательная  деятельность

Игры и упражнения на развитие  логического мышления.

Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек.

1

Познавательная  деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления и воображения.

Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления, быстроты реакции».

Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант.

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие  мышления, внимания, речи.

Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

1

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

1

Познавательная деятельность.

Игры и упражнения на развитие  памяти, речи, мышления.

Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Игровая деятельность.

Игры и упражнения на развитие памяти, воображения.

Конкурс эрудитов.

1

Тестирование.

Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....