Личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе
статья

В статье предлагается описание личностно – ориентированных технологий обучения, использование которых позволит направить образование на  развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obuchenii.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе

В современной начальной школе актуальным и перспективным является развитие внедрения индивидуально личностного обучения. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность. Реализация обучения оптимальна при использовании личностно-ориентированных педагогических технологий, а также при новом осмыслении профессиональных принципов педагога.

Для повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе, я использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технологии уровневой дифференциации обучения

На своих уроках все задания стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом, у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.  

2. Здоровьесберегающие технологии

Данная технология включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз на переменах. На уроках дети устают, снижается внимание, и чтобы это предотвратить, применяю различные упражнения. На письменных уроках провожу пальчиковую разминку. Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, ИКТ.

Здоровьеесберегающие технологии применяю, связывая с содержанием преподаваемого предмета. На уроке литературного чтения школьники обсуждают прочитанный материал с выводами о здоровом образе жизни, правильном питании. Например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

-Для питья можно использовать воду из водоёмов? (Нет, для питья используется только чистая вода. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.)

-Если вода прозрачная, красивая, она обязательно чистая? (Нет. В ней могут быть невидимые живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.)

3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль в учебно-воспитательной работе. Технологию групповой работы я применяю уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Предлагаю детям разделиться на группы по 3–4 человека по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло и помощника. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.

4.Технология проблемного обучения

Эта технология привлекательна новыми возможностями построения любого урока, где учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открывают сами и выражают по-своему. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример еще и здоровьесбережения;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

5. Игровые технологии

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взять. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Использую разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. 

Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе уроков чтения. Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.   Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.      

6. Информационно-коммуникативные технологии.

С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке использую информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

       Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение инновационных технологий создает условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Личностно ориентированный урок, в отличие от традиционного, в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиция ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, что позволяет говорить о личностно – ориентированном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»

Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....

Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе

Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе...

Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе.

Применение личностно-ориентированного подхода в обучении в начальной школе....