Программа "Шахматы"
рабочая программа (4 класс)

Маслийчук Наталья Анатольевна

Пояснительная записка 3 год обучения "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn.shahmaty_4_kl.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

                                                                                              с изменениями, утвержденными приказом от ___________ номер_______________ 

                                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4


РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

                                                                                      Учебный предмет: шахматы

                                                                                Класс: 4а, 4б, 4в, 4г.

                                                                               Учитель: Маслийчук Наталья Анатольевна

                                                                               Срок реализации программы -2019-2020 уч. год

                                                                               Количество часов по учебному плану:

                                                                                всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю

Сургут, 2019 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности Радуга» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4.

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цели программы:

  • Обучить правилам игры в шахматы.
  • Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  • Создать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • Формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).    
  • Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  • Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  • Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур
  • Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  • Сформировать умение записывать шахматную партию.
  • Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю (34 ч. в год).

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый  интерес к знаниям.

 Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д. Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана.

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения курса

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;Основные тактические приемы;  что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Формы и методы обучения

Основной формой работы с детьми - индивидуальные занятия, которые позволяют более конкретно подбирать материал для каждого ребенка, с учетом психических особенностей учащегося, мотивации учебной работы, реализовать деятельностный подход к обучению. Репродуктивные задания предполагают определенную вариативность деятельности учащихся. Им необходимо припомнить предыдущие работы по образцу, частично содержавшие аналогичные требования.

      На занятиях используются следующие методы обучения: - наглядно-слуховой;  наглядно-зрительный;  словесный, практический , - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки- методические игры.

       В рамках реализации данной программы используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу третьего года обучения дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

находить несложные тактические приемы;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Ценностные ориентиры содержания курса

       Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

       Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

      Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Основное содержание программы

Раздел I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

Раздел II. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Принципы игры в дебюте:

  • Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
  • Борьба за центр.
  • Безопасная позиция короля. Значение рокировки.    
  • Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.

Классификация дебютов.

Дидактические задания.

     «Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

     «Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

     «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

     «Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

     «Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

     «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

     «Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

     «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

     «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

     «Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

     «Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

     «Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

Раздел III. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Дидактические задания.

  «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

     «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

Раздел IV. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания.

     «Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.

     «Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.

     «Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

     «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

     «Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.

     «Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.

     «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

     «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.    

5 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

5 ч.

II.

Основы дебюта.    

13 ч.

13 ч.

III.

Основы миттельшпиля.    

5 ч.

5 ч.

IV.

Основы эндшпиля.    

9 ч.

9 ч.

V.

Обобщение.    

-

2 ч.

2 ч.

ИТОГО

34 часа

Список использованной литературы

  • Закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. №273-ФЗ с изменением от 21.07.2014 г.
  • Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации. Развитие образования на 2013-2020 годы»
  • Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  • Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  • Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  • Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  • Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  • Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

Дидактические шахматные сказки

  • Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
  • Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  • Сухин И. От сказки – к шахматам.
  • Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  • Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
  • Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
  • Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  • Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Перечень диафильмов

  • Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
  • Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
  • Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  • Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  • Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  • Добрыня, посол князя Владимира (былина).
  • Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
  • Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  • Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
  • Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
  • Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
  • Остер Г. Полезная девчонка.
  • Пермяк Е. Вечный Король.
  • Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  • Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
  • Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
  • Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

  • Булычев К. Сто лет тому вперед.
  • Велтистов Е. Победитель невозможного.
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  • Крапивин В. Тайна пирамид.
  • Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Надь К. Заколдованная школа.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  • Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
  • Раскатов М. Пропавшая буква.
  • Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  • Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
  • Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  • Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
  • Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.