Кружок "Мультимедийный технологии"
методическая разработка (2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Вид внеурочной деятельности: познавательный.
Новизна программы: заключается в использовании компьютерных технологий для создания яркого представления об окружающем мире через вовлечение в творческую деятельность при создании мультимедийных презентаций.
Актуальность программы: определяется потребностью у младших школьников в использовании средств ИКТ для самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, а также представления собственного результата.
Представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся начальной школы. Мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах и продуктах, привлечь внимание к возможностям повышения самообразования по различным предметам школьного курса.
Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей младшего школьного возраста количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный именно для учащихся возраста 8 -11 лет. Составление самопрезентации способствует самоанализу собственной деятельности, стремление обогатить большим количеством информации свою презентацию, что имеет большое воспитательное значение. Знакомство с презентациями ровесников способствует расширению кругозора детей, их представление о возможностях досуговой деятельности. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что в программу включён разнообразный познавательный и развивающий материал по изучению компьютерных технологий и различного программного обеспечения в различных областях человеческой деятельности; по созданию мультимедийных презентаций, обработке различных рисунков, схем и изображений; составлению и разработке проектов. Компьютерные технологии значительно развивают образное и пространственное мышление, помогают ребёнку разбираться в различного рода программном обеспечении и его применении в решении различных задач, воспитывает внимательность и аккуратность.
Цель программы: формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа; подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Задачи программы:
Личностные:
1. Прививать у обучающихся деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
2. Развивать чувство прекрасного;
3. Воспитывать навыки речевой культуры общения.
Метапредметные:
- Создавать у обучающихся потребности в саморазвитии;
- Развивать познавательную активность ребёнка;
- Развивать внимание, память, аналитическое мышление и самоанализ;
- Формировать активную жизненную позицию.
Предметные:
1. Обучать учащихся создавать, обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий;
2. Включать учащихся в практическую исследовательскую деятельность;
3. Формировать практические навыки работы на ПК;
4. Обучать художественной грамотности;
5. Развивать мотивацию к сбору информации.
Отличительные особенности программы: предмет информатика в школе изучается учащимися со 5 класса, но знакомство с ПК начинается с 1-го класса. Количество часов для практического знакомства с программой MS PowerPoint, приобретения навыков составления презентаций и для реализации метода проектов не отводится, поэтому возникла необходимость в разработке и создании данной дополнительной образовательной программы.
Возраст участников в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 8 – 11 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы: программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся 3-4 классов.
Формы и режим занятий:
Режим: занятия проводятся по одному часу еженедельно. Общее количество занятий в год 37 (с учетом каникул).
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, предусматривает использование индивидуальной и групповой форм выполнения задания. Планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрации. Программа имеет практическую направленность.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Планируемые результаты и формы их оценки:
Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, способны составить несложную компьютерную презентацию, слайд-фильм, по выбранной теме создать и защитить проект.
Личностные результаты:
- развивать познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
- формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала
- подготовить детей к продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- привить любовь к информатике и ИКТ;
- развивать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- прививать ценности здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- формировать умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование; контроль ; коррекция; оценка.
- обучить основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- научить осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- учить выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИК.
Предметные результаты:
К концу 1 года обучения:
- познакомить с интерфейсом MS PowerPoint, правилами составления презентаций, настройками эффектов анимации, правилами вставки рисунка, звука.
- научить создавать мультимедиа презентацию, слайд-фильм.
К концу 2 года обучения:
- познакомить с понятием «проектная деятельность» и этапами разработки проекта;
- научить определять тему для создания проекта, выполнять проект по выбранной теме исследования.
- формировать навыки подготовки доклада для защиты проекта.
- учить анализировать свою работу, выделять успешные и неудачные моменты.
Формы оценки планируемых результатов реализации программы:
В конце 1 года обучения – конкурс самопрезентаций. Защита творческих работ с использованием мультимедиа
технологий.
В конце 2 года – защита проектов с использованием мультимедиа технологий.
Формы проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых
родители, бабушки, дедушки ребят.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. | 2 | 1 | 1 |
3 | Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. | 4 | 2 | 2 |
4 | Вставка рисунка, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации. | 5 | 2 | 3 |
5 | Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). | 6 | 2 | 4 |
6 | Демонстрация самопрезентации | 2 | - | 2 |
7 | Теория создания слайд фильмов. | 3 | 3 | - |
8 | Создание слайд фильма «Мультфильм». | 10 | - | 10 |
9 | Конкурс слайд фильмов. | 2 | - | 2 |
10 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | - |
Итого: | 37 | 12 | 25 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Подготовительный этап в работе по созданию проекта Создание рабочих групп. Проектная деятельность учащихся. | 5 | 2,5 | 2,5 |
3 | Организационный этап Определение темы и цели Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы. | 3 | 1,5 | 1,5 |
4 | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | 5 | 2 | 3 |
5 | Поисково – информационный этап Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. | 10 | 1,5 | 7,5 |
6 | Обоснование проектов Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | 5 | 2 | 3 |
7 | Защита учебных проектов. Демонстрационный этап. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути её решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом. | 7 | 1 | 6 |
8 | Заключительное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 37 | 12 | 25 |
Содержание программы.
1 год обучения.
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Необходимость умение в современном мире создавать презентацию. Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.
Практическая часть. Просмотр презентаций учащихся старших классов, учителей
2.Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. .Заполнение слайдов
Теоретическая часть. Запуск программы. Ознакомление с правилами заполнения слайдов.
Практическая часть. Фронтальная практическая работа: знакомство с окном программы MS PowerPoint. Использование изученных правил на практике
3.Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации.
Теоретическая часть. Использование конструктора слайдов для создания презентации. Изучение правил настройки эффектов анимации.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
4.Вставка рисунка, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации.
Теоретическая часть. Вставка рисунка, звука, гиперссылок при создании презентации. Демонстрация презентации.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
5.Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).
Теоретическая часть. Научить использовать сканер для перевода информации в цифровой вид. Практическая часть. Составление презентации о себе по изученным правилам
6.Демонстрация самопрезентации.
Практическая часть. Демонстрация созданных презентаций для членов кружка. Конкурс презентаций.
7.Теория создания слайд фильмов.
Теоретическая часть. Объяснение материала по созданию слайд фильмов на примере создания слайд фильма «Мультфильм».
Практическая часть. Демонстрация слайд фильма.
8.Создание слайд фильма «Мультфильм».
Практическая часть. Создание слайд фильмов «Мультфильм» в группах (3- 4 чел.): выбор темы, сбор информации, создание слайд фильма.
9.Конкурс слайд фильмов.
Практическая часть. Создание жюри из родителей учащихся. Просмотр всех созданных слайд фильмов. Выбор лучшего.
10.Заключительное занятие.
Теоретическая часть. Подведение итогов работы кружка за год. Разгадывание кроссвордов по теме «Компьютерные презентации»
Содержание программы.
2 год обучения.
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Создание целевых установок обучения. Введение.
2. Подготовительный этап в работе по созданию проекта. Создание рабочих групп.
Теоретическая часть. Проектная деятельность – способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).
3. Организационный этап. Определение темы и цели
Теоретическая часть. Планирование результата при решении той или иной практической задачи
Практическая часть. Выбор темы проекта. Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.
4. Поисково-информационный этап.
Теоретическая часть. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Определение источников информации. Распределение ролей в команде.
Практическая часть. Анализ проблемы. Определение источников информации.
5. Обобщающий этап. Создание проекта
Теоретическая часть. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»).
Практическая часть. Сбор и уточнение информации для разработки проекта. Выполнение проекта.
6. Обоснование проектов
Теоретическая часть. Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Оценка.
Практическая часть. Работа над проектом. Подготовка доклада.
7. Демонстрационный этап. Практическая часть. Рефлексия. Анализ своей работы. Анализ достижения поставленной цели. Защита проекта.
Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути её решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом
Практическая часть. Представление продукта работы над проектом.
8.Заключительное занятие
Теоретическая часть. Подведение итогов работы кружка за год. Разгадывание кроссвордов по теме «Компьютерные презентации»
Методическое обеспечение программы первого года обучения.
№ п/п | Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Методические пособия | Форма подведения итогов. |
1 | Вводное занятие. | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный | Самопрезентации учащихся самопрезентации учителей. | |
2 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. | Лекция, практикум. | Метод поисковый Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
3 | Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. | Лекция, практикум. | Метод поисковый Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
4 | Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации. | Лекция, практикум. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
5 | Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). | Практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
6 | Демонстрация самопрезентации | Защита творческих работ | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
7 | Теория создания слайд фильмов. | Лекция практикум. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
8 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | Практикум. | Метод поисковый | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
9 | Конкурс слайд фильмов. | Защита творческих работ. | Демонстративный. | Игровая | |
10 | Заключительное занятие. | Беседа, Групповые формы работы. | Рефлексия. | Кроссворды по теме «Компьютерная презентация». | Итоги викторины «Кроссворд». |
Методическое обеспечение программы второго года обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Приемы и методы | Методические пособия | Форма подведения итогов. |
1 | Вводное занятие. | Беседа, практикум. | Объяснительно-иллюстративный, | Примеры проектов, | |
2 | Проектная деятельность учащихся на уроках | Лекция. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум. | Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы | |
3 | Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей | Лекция, | Метод поисковый Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум. | ||
4 | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Лекция, | Метод поисковый Демонстративный. Объяснительно-иллюстративный, исследовательский практикум. | Источники информации по выбранной проблеме | |
5 | Сбор и уточнение информации. «Мозговой штурм». | Практикум | Метод поисковый Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, исследовательский | Источники информации по выбранной проблеме | |
6 | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, исследовательский | Защита проекта | |
7 | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. | Практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, исследовательский | Источники информации по выбранной проблеме | |
8 | Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути её решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом. | Практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, исследовательский | Выставка работ | |
Заключительное | Беседа | Опрос |
Литература для педагога
1. Гейн А.Г. Информационная культура - Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003
2. Леготина С. Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика» - Волгоград,
ИТД «Корифей», 2006
3. Макарова Н.В. Практикум по технологии работы на компьютере. – М., Финансы и статистика, 2000
4. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике»,
учеб.-методич. Пособие – Волгоград, 2002
5. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2003
6. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики, Методическое пособие 5-6 класс - Санкт-Петербург,
БХВ-Петербург, 2002.
Литература для детей и родителей
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
- Учебник (руководство) по html.
- Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
- Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
- Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
- Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г.