проект "Куклы"
проект
Сравнение традиционной бурятской игрушки с игрушкой массового производства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Тункинский район
МБОУ «Туранская СОШ»
Районная научно-практическая
Конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: «История семьи»
Тема: «История кукол»
Автор: Халхаева Сарюна, ученица 3 класса
Туранской СОШ Тункинского района
Домашний адрес: с. Туран, ул. Центральная 14
Телефон: 89515934551
Руководитель: Тоглохинова Анна Сергеевна
Телефон: 89085933861
с. Туран
2019 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...3
Основная часть. Игрушки бурятского народа…………….……….……...3
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства…………………..…………………………………………….…....….5
Заключение…………………………………………….………………….….5
Литература………………………………………………….………….…….6
Приложение…………………………………………………..……………....7
Введение
Как птицы из всего строят гнезда,
Так дети из всего мастерят себе куклу…
В.Гюго
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому авторы работы считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.[1] По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.[2] Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Она действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
Актуальность: Любовь к игрушкам.
Цель работы:
Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.
Объект исследования: Куклы бурятского народа разных времён.
Задачи:
1). Воссоздать историю возникновения куклы.
2).Составить типологию кукол по признакам.
3).Описать современную куклу.
Основная часть
Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве. Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой для девочек. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки.
Совсем недавно к нам в гости приезжала бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, поразилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.
Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»
Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.
Игрушки бурятского народа
Буряты очень заботились о своих детях, относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Старая колыбелька была увешана оберегами —на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.
На зимних гуляниях в честь Сагаалгана малыши играли в «шагай» - в лодыжки или косточки. Косточки по своей форме имеют позиций, и каждая имеет своё название. Особо ценились старые лодыжки, высушенные и отполированные временем, хранящие тепло ладоней предков.
В каждом доме эти косточки, предназначенные для игры, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета и их коллекции были предметом особой гордости.
Из костей же делали куколок, но для этого использовали уже кости ног коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Их одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы служили долго и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки. Поскольку буряты - потомственные скотоводы, как и, например, якуты, то это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.
В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота.
К нашему разговору присоединилась мама и рассказала историю своих кукол.
В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами и милыми именами. Кукольные художники и конструкторы Института игрушки создавали новые модели кукол. Появились куклы, Вероника и Кристина, у них, собственный дом с мебелью и разные аксессуары. Родилась прекрасная блондинка Елена, одна за другой стали рождаться русские куколки с подвижными руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу-дочку.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства
Как у традиционной бурятский народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Бурятская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком костяной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать, потому что волос, как правило, у куклы никогда не было.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар».[3]
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Заключение
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.[4] Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Литература
- http://bsosh3.ucoz.ru/kukly.docx
- http://baikal-tales.ru/traditions/crafts/30488/
- С. И. Ожегов «Толковый словарь» - С.313
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].
- Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru
6. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М. Головачёва – С. 23
7. Игра и игрушка Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47
8. Энциклопедия «Всё обо всём». Том 17. – С. 129
9. Приложение.
Речь для выступления
Слайды открываются по щелчку или с помощью стрелки вперёд.
(СЛАЙД №1) В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души. Поэтому авторы считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, сделанные своими руками. (СЛАЙД №2) У нее своя история и свой неповторимый образ. Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и популярная игрушка.
(СЛАЙД №3) Что такое кукла? В словаре русского языка Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Актуальность: моей работы - Любовь к игрушкам.
Цель работы:
Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.
Объект исследования: Куклы разных времён.
Задачи:
1) Воссоздать историю возникновения куклы.
2) Составить типологию кукол по признакам.
3) Описать современную куклу.
(СЛАЙД №4) А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки. (СЛАЙД №5)
Когда я ложусь спать, мне всегда кажется, что с наступлением ночи, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью.
Совсем недавно у нас была бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, удивилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.
Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»
Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.
(СЛАЙД №6) Буряты очень заботились о своих детях, относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Старая колыбелька была увешана оберегами —на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.
(СЛАЙД №7) На зимних гуляниях в честь Сагаалгана малыши играли в «шагай»
(СЛАЙД №8) Из костей же делали куколок.Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Их одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы служили долго и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки, это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.
(СЛАЙД №9) В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота.
(СЛАЙД №10) В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами и милыми именами - Вероника и Кристина, блондинка Елена, русские куколки: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу.
Как у традиционной бурятской куклы, так и у современной куклы есть свои плюсы и свои минусы.
(СЛАЙД №11) Традиционная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Её можно было сделать быстро. Такая кукла не повторялась.
Недостатком куклы было то, что её нельзя помыть и причесать.
(СЛАЙД №12) Современная кукла - долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она может менять профессию, побывав и врачом, космонавтом, поваром, моделью. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостаток современных кукол в том, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
(СЛАЙД №13) Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.
Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Куклы сопровождают нас всю жизнь.
(СЛАЙД №14) Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу.
У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
(СЛАЙД №15) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
[1] С. И. Ожегов «Толковый словарь» - С.313
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].
[3] Игра и игрушка Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47
[4]Энциклопедия «Всё обо всём». Том 17. – С. 129