Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (3 класс)

Гнездилова Лариса Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_3kl_18-19.docx79.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №1

от                   2018 г.

руководитель  МО ____________

Принята

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «»           2018г

Утверждаю:

Директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ №  от «»              2018г.

http://s3.docme.ru/store/data/000510655_1-00d5f19ce7e6a0198021986a4d057a28.png

                                                                                          Составитель:

Гнездилова Лариса Ивановна

учитель первой квалификационной категории

Нижневартовск, 2018

                                           

Пояснительная записка

     

Данная программа  внеурочной деятельности «Шахматы » составлена на основе  требований Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (2009г.) направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное  значение.

Программа внеурочной деятельности "Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Актуальность программы.

Необходимость данной программы вызвана тем, что сегодня, как никогда ясно, что в  начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей, возможностей полноценного самовыражения, самореализации

Цель

- содействовать  развитию интеллектуальных способностей и творчества детей

           Задачи

* прививать  детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и       переодической печатью, письменного анализа своих партий;

*умение делать выводы и ставить задачи на будущее;

* освоить в полном объёме учебную программу;

* развивать у детей с ранних лет потребности к труду, совершенствованию своих творческих возможностей;

* развивать сильные стороны характера;

* обучать абстрактно-логическому мышлению;

* развивать качества настоящего спортсмена( воли к победе, уверенности и т.д.)

           Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

Принцип активной включенности: каждого ребёнка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

             Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • Принцип манимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
  • Принцип целостносного представления о мире: при введении нового знания раскрывается  его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребёнка происходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стериотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный, репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучения шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следущий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определённое количество ходов и т.д.) Метод проблемного обучения, предусматривает разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

 - Практическая игра

 - Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

 - Дидактические игры и задания, игровые упражнения

 - Теоретические занятия, шахматные игры

       - Участие в турнирах и соревнованиях

Формы и методы реализации программы

- групповые занятия

- конкурсы решения

- турнирная практика

- разбор партий

- работа с компьютером

Личностные, метапредметные и предметные результаты :

Регулятивные :

-находить способы решения и осуществления поставленных задач;

-формировать умение контролировать свои действия;

Коммуникативные:

-активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий;

-учиться слушать собеседника, напарника по игре,

-излагать и аргументировать свою точку зрения;

-быть сдержанным, выслушивать замечания и мнения других людей;

Познавательные:

-учиться использовать знако-символические средства;

-овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шахматах);

-использовать различные способы поиска информации на заданную тему;

Научится:

-участвовать в диалогах со взрослыми и сверстниками;

-задавать вопросы  и отвечать на них;

-вести дискуссию;

-рассуждать и анализировать;

-отстаивать свою точку зрения;

-догадываться о значении незнакомых слов.

Планируемые результаты:

 Знать:

-шахматные термины, белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёр, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода, взятие фигур;

Уметь:

-ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещать шахматную доску между партнёрами , правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

     Учебно-материальная база

1.Учебный кабинет -1

2.Демонстрационная магнитная доска-1

3.Шахматные доски – 15

Календарно- тематическое  планирование занятий внеурочной деятельности

для обучающихся 3 Б класса « Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Повторение и закрепление(17ч)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

2

Ходы фигур, взятие.

1

3

Рокировка.

1

4

Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

5

Шах, мат, пат.

1

6

Начальное положение.

1

7

Игровая практика.

1

8

Шахматная нотация.

1

9

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

10

Обозначение шахматных  фигур и терминов.

1

11

Запись начального положения.

1

12

Краткая и полная шахматная нотация.

1

13

Запись шахматной партии.

1

14

Ценность шахматных фигур.

1

15

Пример матования одинокого короля

1

16

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

1

17

Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии.

1

Основы дебюта (17 ч)

18

Двух – трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

19

Решение заданий «мат в один ход». Игровая практика.

1

20

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

21

Решение заданий «поймай ладью», «поймай ферзя». Игровая практика.

1

22

Игра на мат с первых ходов партий. Детский мат. Защита.

1

23

Решений заданий. Игровая практика.

1

24

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

25

«Повторюшка – хрюшка» (чёрные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек»

1

26

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

27

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство»

1

28

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

29

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1

31

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

32

Решение заданий. Игровая практика.

1

33

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

34

Повторение изученного о дебюте.

1

Итого:

34

Календарно- тематическое  планирование занятий внеурочной деятельности

для обучающихся 3 В класса « Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Повторение и закрепление(17ч)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

2

Ходы фигур, взятие.

1

3

Рокировка.

1

4

Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

5

Шах, мат, пат.

1

6

Начальное положение.

1

7

Игровая практика.

1

8

Шахматная нотация.

1

9

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

10

Обозначение шахматных  фигур и терминов.

1

11

Запись начального положения.

1

12

Краткая и полная шахматная нотация.

1

13

Запись шахматной партии.

1

14

Ценность шахматных фигур.

1

15

Пример матования одинокого короля

1

16

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

1

17

Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии.

1

Основы дебюта (17 ч)

18

Двух – трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

19

Решение заданий «мат в один ход». Игровая практика.

1

20

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

21

Решение заданий «поймай ладью», «поймай ферзя». Игровая практика.

1

22

Игра на мат с первых ходов партий. Детский мат. Защита.

1

23

Решений заданий. Игровая практика.

1

24

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

25

«Повторюшка – хрюшка» (чёрные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек»

1

26

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

27

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство»

1

28

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

29

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1

31

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

32

Решение заданий. Игровая практика.

1

33

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

34

Повторение изученного о дебюте.

1

Итого:

34

Календарно- тематическое  планирование занятий внеурочной деятельности

для обучающихся 3 Г класса « Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Повторение и закрепление(17ч)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

2

Ходы фигур, взятие.

1

3

Рокировка.

1

4

Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

5

Шах, мат, пат.

1

6

Начальное положение.

1

7

Игровая практика.

1

8

Шахматная нотация.

1

9

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

10

Обозначение шахматных  фигур и терминов.

1

11

Запись начального положения.

1

12

Краткая и полная шахматная нотация.

1

13

Запись шахматной партии.

1

14

Ценность шахматных фигур.

1

15

Пример матования одинокого короля

1

16

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

1

17

Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии.

1

Основы дебюта (17 ч)

18

Двух – трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

19

Решение заданий «мат в один ход». Игровая практика.

1

20

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

21

Решение заданий «поймай ладью», «поймай ферзя». Игровая практика.

1

22

Игра на мат с первых ходов партий. Детский мат. Защита.

1

23

Решений заданий. Игровая практика.

1

24

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

25

«Повторюшка – хрюшка» (чёрные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек»

1

26

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

27

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство»

1

28

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

29

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1

31

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

32

Решение заданий. Игровая практика.

1

33

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

34

Повторение изученного о дебюте.

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...