Безопасная прогулка "Зкспериментирование с почвой"
план-конспект

Стаховская Галина Михайловна
Тема: «Экспериментирование с почвой». Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. Оборудование: Почва (сухая и влажная); поднос; бутылка с водой; ситечко; стаканчики; лупа; лист белой бумаги; совочки; заготовка для проведения опыта «Всасывание воды из почвы растениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_pochva.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасная прогулка.

Тема«Экспериментирование с почвой».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. 

Оборудование: Почва (сухая и влажная); поднос; бутылка с водой; ситечко;  стаканчики; лупа; лист белой бумаги; совочки; заготовка для проведения опыта «Всасывание воды из почвы растениями»

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

(Педагог показывает емкость и просит определить, что в ней находится (почва).)

- Что такое почва?

- С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче. Но что мы о ней знаем? Из чего состоит почва?         (Дети высказывают свои версии.)

-А давайте мы это проверим.

(Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.)

- Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).

- Чем почва похожа на песок?  Чем отличается?

- Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей.

- Давайте выясним, какими же свойствами обладает почва?

Опыт 1.

(Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.)

- Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? (Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы.)

- Как изменилась почва при воздействии воды?

- Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком(Если да, то почему)

Опыт 2.

(Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем, как вода впитывается: быстро или медленно?)

- Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Опыт 3.

(Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.)

-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Делают прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)

Опыт 4.

(Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы.)

- Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая?)

(Затем детям предлагается взять влажную почву.)

- Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Давайте это проверим?

Опыт 5.

(Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой.)

- Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?

- Человек с давних пор использует почву в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).

Опыт 6.

- А сейчас мы проведем опыт и увидим, как растения впитывают влагу из почвы своими корнями.       (Проводится опыт)

(В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.)

-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"

В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....

Почва. Состав почвы.

В презентации представлены опыты по определению состава почвы....

Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...

Образование и разрушение почв. Охрана почв.

Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

«Безопасность жизнедеятельности» на тему: 1. Антропогенное воздействие на почву 2. Социальные опасности 3. Обморожение и замерзание: признаки. Оказание первой медицинской помощи.

Почва занимает особое положение в природных ландшафтах и в экосистемах. Она является важнейшим блоком экосистем, выступает как фактор плодородия для растений и как самая насыщенная организмами средств...