Безопасная прогулка "Зкспериментирование с почвой"
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасная прогулка.
Тема: «Экспериментирование с почвой».
Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы.
Оборудование: Почва (сухая и влажная); поднос; бутылка с водой; ситечко; стаканчики; лупа; лист белой бумаги; совочки; заготовка для проведения опыта «Всасывание воды из почвы растениями»
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы познакомимся с одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.
(Педагог показывает емкость и просит определить, что в ней находится (почва).)
- Что такое почва?
- С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче. Но что мы о ней знаем? Из чего состоит почва? (Дети высказывают свои версии.)
-А давайте мы это проверим.
(Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.)
- Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).
- Чем почва похожа на песок? Чем отличается?
- Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей.
- Давайте выясним, какими же свойствами обладает почва?
Опыт 1.
(Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.)
- Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? (Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы.)
- Как изменилась почва при воздействии воды?
- Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)
Опыт 2.
(Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем, как вода впитывается: быстро или медленно?)
- Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для растений? Почему?
Опыт 3.
(Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.)
-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?
Физкультминутка «Дождик»:
Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)
Опыт 4.
(Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы.)
- Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая?)
(Затем детям предлагается взять влажную почву.)
- Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).
-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Давайте это проверим?
Опыт 5.
(Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой.)
- Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?
- Человек с давних пор использует почву в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).
Опыт 6.
- А сейчас мы проведем опыт и увидим, как растения впитывают влагу из почвы своими корнями. (Проводится опыт)
(В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.)
-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : «Почва. Почвы Ставропольского края».4класс Плешаков А.А.
Материал с региональным компонентом....
Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"
В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....

Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"
Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...
Образование и разрушение почв. Охрана почв.
Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")
Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

«Безопасность жизнедеятельности» на тему: 1. Антропогенное воздействие на почву 2. Социальные опасности 3. Обморожение и замерзание: признаки. Оказание первой медицинской помощи.
Почва занимает особое положение в природных ландшафтах и в экосистемах. Она является важнейшим блоком экосистем, выступает как фактор плодородия для растений и как самая насыщенная организмами средств...