Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № от «» августа 2019 г. | Принята педагогическим советом протокол № от « » августа 2019 г. | Утверждена приказом № от « 01» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Занимательная математика»
УМК «Школа России»
для 2 «Д» класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Землянухина Анастасия Александровна
г. Семилуки
2019 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Данная программа была разработана на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321 « О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика учебного предмета.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Дополнительная образовательная программа «» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание программы
- Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата | Форма проведения занятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определение интересов, склонностей учащихся. | Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии. | |
2 | Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. | Узнают: об истории возникновения счёта, цифр, чисел. | |
3 | Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии | |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» | Научатся: решать рифмованные задачи , ориентируясь на слух. | |
5 | Упражнения с трёхзначными числами | работа с алгоритмами | Решение примеров с трёхзначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. | Научатся: выполнять арифметические действия с трёхзначными числами | |
6 | Учимся отгадывать ребусы | составление математических ребусов | Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии | |
7 | Решение олимпиадных задач. | решение практических задач | Решение задач повышенной сложности. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
8 | Арифметический диктант. Игра « Кто быстрее?» | работа с алгоритмом | Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений | Научатся: быстро считать в уме. | |
9 | Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии | |
11 | Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. | Научатся: отгадывать загадки-смекалки. | |
12 | Решение олимпиадных задач | индивидуальная работа | Решение задач повышенной сложности. | Научатся: решать олимпиадные задачи. | |
13 | Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | Решение обратных задач, используя круговую схему. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
14 | Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Поймут: как найти решение логической задачи. | |
15 | Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
16 | «Газета любознательных». | проектная деятельность | Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты | Научатся: работать в группе, искать необходимую информацию. | |
17 | Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
18 | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | Решение задач повышенной сложности. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | Решение задач международной игры «Кенгуру». | Научатся: решать олимпиадные задачи. | |
20 | Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | Решение олимпиадных задач. | Научатся: решать олимпиадные задачи. | |
21 | «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | Анализ олимпиадных работ, поиск ошибок. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии | |
22 | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | Формирование числовых и пространственных представлений у детей.Закрепление знаний о классах и разрядах | Научатся: различать классы, разряды. | |
23 | Наглядная геометрия. Конструирование | работа в группах: | Чертёж плана-развёртки «Домик», конструирование из бумаги. | Научатся: выполнять практический чертёж. | |
24 | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
25 | Знакомство с математическими фокусами. | творческая работа | Выполнение простейших математических фокусов. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии | |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку | Узнают: исторические сведения об Архимеде. | |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку | Узнают: исторические сведения о Пифагоре. | |
29 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
30 | Устный счёт со смешариками | презентация | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | Научатся: быстро считать в уме. | |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
32 | Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы; | |
33 | Математический КВН | работа в группах | Систематизация знаний по изученным разделам. | Научатся: работать в группе. | |
34 | Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | Систематизация знаний по изученным разделам. | Научатся: подводить итоги своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Информатика,логика,математика.4 класс
Разработка программы...
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и логика" (3-4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Математика и логика» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Курс входит во внеурочную деятельность по нап...