Приемы работы с родителями на родительском собрании.
методическая разработка

Лекция - малоэффективный прием взаимодействия с родителями. Он то и заставлял волноваться и переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я буду рассказывать, надолго ли запомнятся мои рекомендации? В данном фаиле представлена небольшая копилка приемов работы с родителями на собрании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravleno.docx21.18 КБ
Файл festival.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

 «Приемы работы с родителями  на родительском собрании».

        Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Широкова Екатерина Владимировна. Я учитель начальных классов школы № 24 г. Касли.

И прежде чем начну свое выступление, прошу обратить внимание  е на презентацию. Что вы видите на экране? ( цветок)

Какой он?( красивый, распустившийся)

Хорошо, а на следующем  слайде? ( увядший, погибший)

Первый цветок садовник поливал регулярно, рыхлил землю, подпитывал удобрениями.

А второй цветок рос сам по себе, лишь изредка садовник  поливал его водой.

Представьте, что цветы - это наши дети, а садовники – их родители. Если родители уделяют должное внимание воспитанию своих детей, из них вырастут такие же красивые цветы.  

Мы – учителя агрономы. Которые могут научить садовника как правильно ухаживать за растениями, чтобы из них выросли красивые цветы.

Сегодня представлю вашему вниманию «Приемы работы с родителями на родительском собрании».

        Не секрет, что все то, что происходит в первый раз, всегда надолго остается в памяти. Так и свое выступление на первом родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд на листочек  с текстом, за которым пытаешься спрятаться от родителей… Наверное, подобное испытывал каждый начинающий педагог.  

        А если проанализировать те приемы первого взаимодействия с родителями – банальная лекция. В итоге, я ушла с собрания неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в возможности педагогики и психологии. Такой метод работы на родительском собрании малоэффективен. Он то и заставлял волноваться и переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я буду рассказывать, надолго ли запомнятся мои рекомендации?

        Прошло время, и, проведя анализ психолого-педагогической литературы, переняв опыт старших коллег, вспомнив курс ВУЗовских лекций я создала пока еще небольшую копилку приемов взаимодействия с родителями.

        Данные приемы позволяют повысить эффективность проведения собрания за счет :

  • Создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога.
  • Вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов.
  • Предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.

В начале собрания необходимо замотивировать  родителей на активное участие в обсуждении вопросов, заинтересовать их. Для этого я предлагаю применять метафору.

        Метафора, как известно, это косвенное обобщение информации в виде поучительной истории или образа. Этот прием позволяет не напрямую, а избегая защитных реакций, достучаться до сознания человека.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков или предметов, на первый взгляд не имеющих ничего общего с темой родительского собрания. Однако, в ходе обсуждения, к родителям, отвечающим на косвенные вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет или явление на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему.

  • Метафора «Губка» ( тема: воспитание ребенка)

Данную метафору можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу личного примера.

        Фрагмент:

- Уважаемые родители, скажите, что у меня в руках? ( губка)

-Давайте попробуем перечислить характеристики данного предмета. Какое свойство имеет губка? ( хорошо впитывает жидкость)

-Представьте что будет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? ( станет синей)

-А если мы вольем в губку жидкость красного цвета? ( станет красной)

- А если мы одновременно вольем жидкости нескольких цветов? ( цвет станет неопределенным)

- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? ( предположения)

- слово «воспитание» образовано от слова «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов. Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывая его за вредную привычку. Это бессмысленно, если чадо видит как с наслаждением курит его отец или мать. Он скорее всего «впитает» в себя пример его авторитетных коллег. Или же настаивать на том, что внеклассное чтение развивает интеллект. Читать нужно каждый день. Это окажется пустой тратой времени, если ребенок ни разу не видел в руках родителей книгу. Можете ли вы сейчас назвать главнейший принцип воспитания детей? ( личный пример)

-Конечно же, это принцип воспитания личным примером!

  • Метафора «Противоположности» ( тема: отсутствие единства требований к ребенку)

Фрагмент:

- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой  картине? ( 1- фрагмент из басни Крылова «Лебедь, рак и щука. 2 – тройка лошадей)

- Каждый из героев старается, но воз так и не сдвигается с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены , как у единого целого.

- с какими двумя типами семей можно сравнить эти 2 изображения? ( высказывания)

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка исходя из собственных принципов и собственного желания.  В подобной семье родители предъявляют к ребенку противоречивые между собой требования, а так же проявляют непоследовательность в воспитании. Сегодня требуют одно, завтра –другое.  В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье главный принцип – согласованная последовательность действий и предъявлений требований к чаду.  Ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам так как всегда знает как поступят его родители.

Какой вывод можно сделать, исходя из двух типов семей? (для гармоничного развития личности ребенка необходима согласованная последовательность действий  и предъявлений требований)

  • метафора «Замок и ключи»(тема: индивидуальный  подхода к ребенку)

фрагмент:

- Посмотрите на предложенный предмет. Что это такое?( замок)

-Правильно, замок. Какой он? ( железный, закрытый)

- Что нужно, для того чтобы открыть замок? ( ключ)

- Хорошо. Вот и связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок? (нет)

-возможно на этой связке и нет нужного ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть замок. Для чего же я все это говорю? Как можно связать тему собрания с замком и ключами? ( ответы)

- действительно, замок это ребенок. А ключи – методы воспитания, формы и приемы воздействия на него. Для того, чтобы ребенок открылся нам нужно подобрать тот единственный ключик т.е. метод взаимодействия с ним.. Возможно ли открыть замок другими способами? (да)

- Какими? ( с помощью ножовки, лома, хитрой отмычки, топора)

- такие методы непременно приведу к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы и воздействия. Об этом и пойдет речь на нашем родительском собрании.

Эти приемы я предлагаю использовать на мотивационном этапе родительского собрания. В их основе лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Широкова Екатерина Владимировна Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 24 »

Слайд 3

«Приемы работы с родителями на родительском собрании».

Слайд 4

создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями; снижение напряженности родителей и педагога; вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов; предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.

Слайд 5

Метафора «Губка». Тема: « Основные принципы воспитания». Метафора: «Противоположности». Тема: « Отсутствие единства требований к воспитанию ребенка». Метафора: «Замок и ключи». Тема: «Индивидуальный подход к ребенку».

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки родителям к родительскому собранию.

Советую на каждом родительском собрании раздавать родителям памятки, включающие советы по воспитанию обучающихся. Родителям же советую завести отдельную файловую папку, где и помещать всю полученную и...

Анкета и памятки для родителей к родительскому собранию

Анкету  и памятки  можно использовать на родительском собрании по теме "Первые уроки школьной отметки"....

Работа с родителями. Разработка родительского собрания для 4 класса " Переходим в 5 класс"

Разработка родительского собрания для 4 класса " Переходим в 5 класс"...

Работа с родителями. Протоколы родительских собраний.

Работа с родителями. Протоколы родительских собраний....

Консультация для родителей на родительском собрании по теме "Формы участия родителей в помощи слабоуспевающим ученикам".

Консультация посвящена организации помощи родителей при трудностях в обучении....