Приемы работы с родителями на родительском собрании.
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravleno.docx | 21.18 КБ |
festival.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы работы с родителями на родительском собрании».
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Широкова Екатерина Владимировна. Я учитель начальных классов школы № 24 г. Касли.
И прежде чем начну свое выступление, прошу обратить внимание е на презентацию. Что вы видите на экране? ( цветок)
Какой он?( красивый, распустившийся)
Хорошо, а на следующем слайде? ( увядший, погибший)
Первый цветок садовник поливал регулярно, рыхлил землю, подпитывал удобрениями.
А второй цветок рос сам по себе, лишь изредка садовник поливал его водой.
Представьте, что цветы - это наши дети, а садовники – их родители. Если родители уделяют должное внимание воспитанию своих детей, из них вырастут такие же красивые цветы.
Мы – учителя агрономы. Которые могут научить садовника как правильно ухаживать за растениями, чтобы из них выросли красивые цветы.
Сегодня представлю вашему вниманию «Приемы работы с родителями на родительском собрании».
Не секрет, что все то, что происходит в первый раз, всегда надолго остается в памяти. Так и свое выступление на первом родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд на листочек с текстом, за которым пытаешься спрятаться от родителей… Наверное, подобное испытывал каждый начинающий педагог.
А если проанализировать те приемы первого взаимодействия с родителями – банальная лекция. В итоге, я ушла с собрания неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в возможности педагогики и психологии. Такой метод работы на родительском собрании малоэффективен. Он то и заставлял волноваться и переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я буду рассказывать, надолго ли запомнятся мои рекомендации?
Прошло время, и, проведя анализ психолого-педагогической литературы, переняв опыт старших коллег, вспомнив курс ВУЗовских лекций я создала пока еще небольшую копилку приемов взаимодействия с родителями.
Данные приемы позволяют повысить эффективность проведения собрания за счет :
- Создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога.
- Вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов.
- Предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.
В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении вопросов, заинтересовать их. Для этого я предлагаю применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное обобщение информации в виде поучительной истории или образа. Этот прием позволяет не напрямую, а избегая защитных реакций, достучаться до сознания человека.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков или предметов, на первый взгляд не имеющих ничего общего с темой родительского собрания. Однако, в ходе обсуждения, к родителям, отвечающим на косвенные вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет или явление на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему.
- Метафора «Губка» ( тема: воспитание ребенка)
Данную метафору можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу личного примера.
Фрагмент:
- Уважаемые родители, скажите, что у меня в руках? ( губка)
-Давайте попробуем перечислить характеристики данного предмета. Какое свойство имеет губка? ( хорошо впитывает жидкость)
-Представьте что будет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? ( станет синей)
-А если мы вольем в губку жидкость красного цвета? ( станет красной)
- А если мы одновременно вольем жидкости нескольких цветов? ( цвет станет неопределенным)
- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? ( предположения)
- слово «воспитание» образовано от слова «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов. Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывая его за вредную привычку. Это бессмысленно, если чадо видит как с наслаждением курит его отец или мать. Он скорее всего «впитает» в себя пример его авторитетных коллег. Или же настаивать на том, что внеклассное чтение развивает интеллект. Читать нужно каждый день. Это окажется пустой тратой времени, если ребенок ни разу не видел в руках родителей книгу. Можете ли вы сейчас назвать главнейший принцип воспитания детей? ( личный пример)
-Конечно же, это принцип воспитания личным примером!
- Метафора «Противоположности» ( тема: отсутствие единства требований к ребенку)
Фрагмент:
- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой картине? ( 1- фрагмент из басни Крылова «Лебедь, рак и щука. 2 – тройка лошадей)
- Каждый из героев старается, но воз так и не сдвигается с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены , как у единого целого.
- с какими двумя типами семей можно сравнить эти 2 изображения? ( высказывания)
- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка исходя из собственных принципов и собственного желания. В подобной семье родители предъявляют к ребенку противоречивые между собой требования, а так же проявляют непоследовательность в воспитании. Сегодня требуют одно, завтра –другое. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье главный принцип – согласованная последовательность действий и предъявлений требований к чаду. Ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам так как всегда знает как поступят его родители.
Какой вывод можно сделать, исходя из двух типов семей? (для гармоничного развития личности ребенка необходима согласованная последовательность действий и предъявлений требований)
- метафора «Замок и ключи»(тема: индивидуальный подхода к ребенку)
фрагмент:
- Посмотрите на предложенный предмет. Что это такое?( замок)
-Правильно, замок. Какой он? ( железный, закрытый)
- Что нужно, для того чтобы открыть замок? ( ключ)
- Хорошо. Вот и связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок? (нет)
-возможно на этой связке и нет нужного ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть замок. Для чего же я все это говорю? Как можно связать тему собрания с замком и ключами? ( ответы)
- действительно, замок это ребенок. А ключи – методы воспитания, формы и приемы воздействия на него. Для того, чтобы ребенок открылся нам нужно подобрать тот единственный ключик т.е. метод взаимодействия с ним.. Возможно ли открыть замок другими способами? (да)
- Какими? ( с помощью ножовки, лома, хитрой отмычки, топора)
- такие методы непременно приведу к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы и воздействия. Об этом и пойдет речь на нашем родительском собрании.
Эти приемы я предлагаю использовать на мотивационном этапе родительского собрания. В их основе лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Приемы работы с родителями на родительском собрании».
создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями; снижение напряженности родителей и педагога; вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов; предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.
Метафора «Губка». Тема: « Основные принципы воспитания». Метафора: «Противоположности». Тема: « Отсутствие единства требований к воспитанию ребенка». Метафора: «Замок и ключи». Тема: «Индивидуальный подход к ребенку».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки родителям к родительскому собранию.
Советую на каждом родительском собрании раздавать родителям памятки, включающие советы по воспитанию обучающихся. Родителям же советую завести отдельную файловую папку, где и помещать всю полученную и...
Анкета и памятки для родителей к родительскому собранию
Анкету и памятки можно использовать на родительском собрании по теме "Первые уроки школьной отметки"....
Работа с родителями. Разработка родительского собрания для 4 класса " Переходим в 5 класс"
Разработка родительского собрания для 4 класса " Переходим в 5 класс"...
Работа с родителями. Протоколы родительских собраний.
Работа с родителями. Протоколы родительских собраний....
Интерактивные приемы работы с родителями на родительском собрании.
приемы работы с родителями на собрании...
Консультация для родителей на родительском собрании по теме "Формы участия родителей в помощи слабоуспевающим ученикам".
Консультация посвящена организации помощи родителей при трудностях в обучении....
Интерактивные приемы работы с родителями на родительском собрании.
приемы работы с родителями на собрании...