Площадь Искусств. Знакомство.
методическая разработка (2 класс)

Бурмаченко Ирина Владимировна

Цель занятия - познакомить детей с главными архитектурными памятниками площади Искусств, архитекторами, которые принимали участие в формировании площади, и ее историей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия кружка «Мой любимый город»

 по теме «Площадь Искусств»

Педагог дополнительного образования – Бурмаченко И.В.

Цель и задачи: 

  1. Познакомить детей с одной из знаковых площадей.
  2. Научить различать общественные здания по архитектурным особенностям.
  3. Прививать любовь к родному городу и воспитывать гордость за своих соотечественников.

- Здравствуйте! В каком городе мы с вами живем? (ответ детей – Санкт-Петербург). Как называется главная улица нашего города? (ответ детей – Невский проспект). Положите лист бумаги горизонтально. Внизу листа рисуем линию – это Невский проспект. От Невского проспекта отходит улица и  называется она Михайловская. Если посмотреть с этой улицы прямо, то мы с вами увидим удивительную по красоте площадь. Она называется – площадь Искусств (слайд). Как вы думаете, почему она так называется (ответ детей). (На площади Искусств в Санкт-Петербурге расположены Большой зал филармонии имени Дмитрия Шостаковича, Малый оперный театр, Русский музей (бывший Михайловский дворец), Михайловский театр (бывший Академический театр оперы и балета имени Модеста Мусоргского), гостиница «Европа», памятник поэту Александру Сергеевичу Пушкину.)

    С 26 сентября 1940 года площадь носит название площадь Искусств. Давайте познакомимся с достопримечательностями на площади и поймем, почему она носит такое название.

   Продолжим наше знакомство. Перед нами Михайловский дворец.(слайд) Кто знает , почему он так называется?(ответ детей). (Михайловский дворец назван в честь князя Михаила, брата императора Александра 3.)

   Рисуем на нашей карте вверху прямоугольник, подписываем – Михайловский дворец.

 - Посмотрим на карте площади какое место занимает Михайловский дворец (слайд). Вместе с детьми педагог рассматривает карту.

   Архитектор дворца Карл Росси.

   Он строил Михайловский дворец в стиле классицизм и ампир. Михайловский дворец был резиденцией императора.

   Какое скульптурное украшение дворца может нам сказать, что это дворец Великого князя? ( ответ детей – перед дворцом скульптуры львов, а лев – царь зверей).

   Какие архитектурные украшения использовал архитектор? (ответ детей – колонны и портик, высокие окна). К сожалению до нас сохранились только два помещения – вестибюль и Белый зал, которые до самых мелочей интерьера был разработан самим Карлом России.(слайд)

 - Какие элементы архитектуры вы видите? (ответ детей – колонны, скульптуры)

    Сейчас в нём находится Русский музей.

    Когда строительство Михайловского дворца было окончено, архитектор составляет первый план Михайловской площади.

 -    Давайте посмотрим на схему-карту площади(слайд).

 Справа и слева находятся два здания. Корпус Бенуа и Этнографический музей. Рисуем на карте и подписываем (педагог на доске, дети на листе бумаги).

   Корпус Бенуа получил свое название от имени художника, историка живописи и работника Русского музея Бенуа. В здании организована выставка современного русского искусства.

   Этнографический музей. Кто знает, что значит Этнографический? (ответ детей – этнос – народ). Музей был организован по указу Александра III. Архитектор Свиньин строил здание намного позже Михайловского дворца, но он вписал его очень органично в ансамбль площади.(слайд). Какие детали отделки использовал архитектор? (ответ детей – колонны и высокие окна).

  Напротив Корпуса Бенуа располагается здание (слайд)

В 1833 году по проекту архитектора Александра Брюллова с использованием проекта фасада К. И. Росси на площади Искусств было построено здание Михайловского оперного театра. Михайловский оперный театр стал камерной сценой, служил в основном для приближённых царской семьи и почётных гостей.

    Рисуем на карте театр.

     Здание имеет вид обычного жилого дома с очень скромной отделкой. За скромным фасадом Росси в стиле всей площади под куполом над зрительным залом находится театр. Внутреннее убранство, созданное Брюлловым для императорского театра, изобилует серебромбархатом, зеркалами, хрусталёмживописью и лепниной.(слайд) Кто-нибудь был в этом театре? Какие спектакли смотрели? (ответы детей - балет)

   Немного отдохнем. Сыграем в игру. Встали. Игра - «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – Балетная фигура на месте замри….»(дети показывают фигуры и отгадывают их).

Напротив - Здание Гимназии при Русском музее.(слайд)

На нашей карте рисуем квадрат и подписываем.

- Как вы думаете, что изучают дети в гимназии?(ответы детей – учатся рисовать, изучают историю живописи, театра и других искусств).

 В 1947 году по проекту архитектора А. А. Кедринского фасад стилизован под ансамбль площади. В 1989 году средняя общеобразовательная школа № 199 была преобразована в Российскую гимназию при Государственном Русском музее. На основе одного из крупнейших музеев Европы было создано первое российское учебное заведение, позволившее совместными усилиями педагогов и музейщиков решать вопросы художественно-эстетического образования и воспитания.

В 1834 году Павел Жако (при участии Росси) начинает строительство здания Дворянского собрания, которое позже стало Большим залом филармонии имени Дмитрия Шостаковича.

- А сто такое Дворянское собрание? (ответы детей – там где собираются дворяне). А чем они занимаются на собрания? (ответы детей – решают какие-то вопросы по работе города).

  В Дворянское собрание принимали молодых людей в возрасте 18 лет и имеющих звание дворянина. Они не только решали вопросы о работе города, но и веселились – проводили маскарады, балы, концерты.

  В этом зале во время Блокады прозвучала знаменитая симфония Дмитрия Шостаковича. Зал носит его имя. Если вы хотите послушать симфоническую музыку, вам на концерт именно сюда.

   Немного отдохнем. Встали. Дети играют в игру «Море волнуется…» и показывают артистов оркестра.

Здание Филармонии занимает ответственное место в ансамбле площади Искусств, оформляя участок на углу Михайловской улицы.  Первоначально трехэтажное, здание частично надстроено в 1809–1901 годах четвертым, аттиковым этажом. Фасады, обращенные на улицу и на площадь, созданы по проекту К. И. Росси. Обработка фасадов, решенных в ионическом ордере, отличается простотой и сдержанностью, характерными для всего ансамбля. Скромность архитектурной отделки зданий, входящих в ансамбль, как бы подчеркивает великолепие фасада Михайловского дворца. Обширный зал украшен коринфскими колоннами, облицованными белым искусственным мрамором.(слайд) Его торцовые стены, декорированные пилястрами, прорезаны широкими арочными проемами с ионическими колоннами. Вокруг центральной части зала расположены двухъярусные галереи.

   С другой стороны Михайловской улицы -Здание Европейской гостиницы(слайд).

   Рисуем на карте.

 — Здание с эклектическим декором фасадов построено в 18731875 годах архитектором Л. Ф. Фонтана, капитальная реконструкция в 19891991 годы по проекту архитектора В. Э. Струзман. 
Сегодня это пятизвёздочная 
гостиница «Гранд Отель Европа».

 Еще ободном здании , которое находится на площади Искусств рассказать вам – это Театр Музыкальной комедии (слайд).

В 1892 на площади Искусств была окончена последняя перестройка ранее построенного по проекту архитектора Егора Соколова Театра музыкальной комедии. Посмотрим убранство зала. (слайд) Зал оформлен весь золотом и белым, что создает веселое и хорошее настроение – это ведь театр комедии.

 - Кто знает, что такое музыкальная комедия (ответы детей – спектакль, где артисты танцуют, поют и дипломируют).

   На нашей карте осталось свободное место только в центре.

 - Как бы вы посоветовали Карлу Росси устроить это место (ответы детей – сделать сквер).

 Действительно в центре находится сквер.(слайд).

   Рисуем в центре круг (у кого есть циркуль, которым вы пользуетесь на уроках по математике, может им воспользоваться). Вы все узнали в центре сквера памятник А.С. Пушкину  работы скульптора Михаила Аникушина. Рисовать Пушкина мы не будем, а приклеим рисунок.  Он был поставлен в 1957 году. Тем самым был окончательно завершен ансамбль площади Искусств, так великолепно разработанный самим Карлом России. Пушкин стоит в такой позе как будто рассказывает нам свои стихи. Может кто-нибудь нам  расскажет стихи Пушкина. (ответы детей)

 А мне вспоминаются строки, глядя на эту поднятую руку у Пушкина «Люблю, тебя, Петра творенье…..».

А теперь подведем итоги.

 Площадь Искусств в Санкт-Петербурге – единственная площадь Петербурга с таким количеством исторических зданий культуры и искусства. А Русский и Этнографический музеи, Михайловский и Малый оперный театры и Большой зал филармонии имени Дмитрия Шостаковича делают площадь Искусств центром культурного досуга и сегодня. Архитектуру площади дополняют гостиница, школа при Государственном  Русском музее и основным акцентом является памятник Александру Сергеевичу Пушкину.

Заключительная часть.

Ребята, на какой мы площади мы сегодня были? Почему мы можем назвать эту площадь архитектурным ансамблем? Какие здания мы рассмотрели? Что нового и интересного вам запомнилось? ( ответы детей).

Молодцы! Вы сегодня были внимательны, поэтому многое запомнили. Наше занятие закончилось. На следующем занятии мы с вами более подробно познакомимся с историей и архитектурой Михайловского дворца.

C:\Users\PC-zal\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\111.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Площадь искусств

Текст выступления на конкурсе «Театрализованные вопросы»,автор: Берёзкина Людмила Павловна,педагог дополнительного образования,преподаватель истории и культуры Санкт-Петербурга...

Площадь искусств

Презентация...

Конспект занятия по истории Санкт-Петербурга "Путешествие по площадям: Дворцовая, Сенатская, Биржевая, Искусств"

Занятие на закрепление изученного построено в форме викторины с применением активного метода обучения "турне"....

Конспект занятия по истории города "Площадь Искусств. Знакомство."

Цель занятия - познакомить детей с главными архитектурными памятниками площади Искусств, архитекторами, которые принимали участие в формировании площади, и ее историей....

Конспект урока изобразительного искусства "Знакомство с пейзажем" (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о жанровых особенностях осеннего пейзажаПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое пейзаж, горизонт, дальний и ближний лес.Уметь: Обозначат...