ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
методическая разработка

Беспалова Наиля Рустамовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ovz.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»

                                           

Доклад

НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

                     Автор доклада: Беспалова Н.Р.

                                                 Учитель начальных классов МБОУ «РСОШ №2»

 

 

Ромоданово, 2019 г

                                                   Введение.

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания равных условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ, содействия их независимой жизни. С этой целью происходит нормативное закрепление идеи о повышении качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также появляются новые тенденции развития общего образования – «Инклюзивное образование», подразумевающее доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
        Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей [2]. Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. 

Цель написания данного доклада: Выявить особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

 Для достижения цели определяются следующие задачи:
          1.Изучить методическую  литературу.

        

2.Выявить особенности формирования толерантного отношения к     детям с ограниченными возможностями здоровья детей в образовательном учреждении.

3.Рассмотреть задачи классного руководителя по формированию толерантности к детям с ОВЗ.

1.Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя

В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем заключающихся в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются. Отсутствие у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; дефиците методических разработок в этой области [4].
         С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности [4].Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

 Воспитание толерантности как личного качества у учащихся, возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья образовательном учреждении:

   - вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

  -         создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;

-         изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.

Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей [5].

1.1.Задачи классного руководителя

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик можно определить следующим образом:

1. Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка.

2. Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития. Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.

3.Установление взаимодействия с семьей  ребенка с ОВЗ.

4. Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмфатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

 Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:

-  познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, социальные акции, концерты, праздники и др.
Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии  деятельностного и интерактивного обучения и воспитания: тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество, моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов, досуговоразвлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.

Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в социальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.

Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного действия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности. Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Учащиеся с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей.

Классному руководителю важно обратить внимание на достижение метапредметных результатов – освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др. Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.

  2. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательном учреждении

           Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения:

  • руководителями образовательного учреждения (ОУ);

  • педагогами ОУ;

  • психологами ОУ;

  • родителями;

  • детьми;

Работа должна быть направлена на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии. Важное значение имеет предупреждение возникновения психотравмирующих, стрессовых и рискогенных ситуаций в системе межличностных отношений:

 ―ребенок с нарушениями развития

– обычные сверстники,

―родители ребенка с нарушениями развития

 – учитель,

 ―родители ребенка с нарушениями развития – родители обычных детей.

Среди преимуществ инклюзивного образования и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

- преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального

(коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности,

терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность

   - преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

  • преимущества  медицинского  характера:  подражание  «здоровому»

типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию

«ограниченных возможностей»;

- преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Руководитель ОУ осуществляет деятельность в следующих направлениях: организует мониторинг общественного мнения по проблеме инклюзивного обучения детей с отклонениями в развитии. На основе данных,

полученных по результатам опросов в ОУ, руководитель оценивает условия реализации инклюзивного обучения, негативные моменты, риски, степень удовлетворенности участников образовательного процесса.

         В рамках организационной деятельности в качестве подобных мероприятий могут выступать проведение праздников, конкурсов,

социальных акций, позволяющих привлечь внимание к проблеме инклюзивного образования, реализация социальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с особыми нуждами.

2.1. Реализация работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии  специалистов психологической службы ОУ.

              Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится специалистам психологической службы ОУ.

                В центре внимания психологической службы находятся дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом,

сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.

            Основной целью деятельности психологической службы является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-

психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.

               В рамках работы по формированию толерантного отношения к детям с проблемами в развитии педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

        1. Диагностика:

- оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

       -  изучение   особенностей   когнитивной,   эмоционально-волевой,

- коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии;

- изучение личностных особенностей родителей детей с особыми нуждами;

  1.  Консультирование:

        - психологическое    просвещение    учителей,     воспитателей, родителей (лиц их заменяющих).

       - консультирование и оказание помощи педагогам, воспитателям в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе и за его пределами;

       -психологическое консультирование семей, направленное на оптимизацию внутрисемейной атмосферы, формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;

        -профессиональная ориентация подростков и молодежи с нарушениями развития;

  1. Коррекция:

      - проведение   занятий   по   коррекции   эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у особых детей;

     - разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных;

      -оказание    психологической    поддержки    родителям    детей, имеющих отклонения в развитии.

       

        2.2.Инклюзивный потенциал дополнительного образования.

Дополнительное образование представляет собой уникальный ресурс, позволяющий предоставить любому ребенку возможность выбрать наиболее

нтересную для него область. Для инклюзивного образования это настоящая находка: вариативность форм позволяет разным детям найти свою нишу, развить способности, пройти социальную адаптацию.

Хочу поделиться своим опытом. Целью любого  мероприятия, проводимого в нашей школе, всегда является социальное взаимодействие детей с ОВЗ и их семей, установление или развитие социальных контактов, проживание положительных эмоций. Традиционными в нашей школе  стали «Праздник Осени», «Новогодний маскарад», «Масленица», различные тематические праздники, творческие мастерские для детей.

Каждый праздник обязательно помещен в культурный контекст – будь то народная традиция или художественный сюжет, с которым детям предстоит познакомиться. Вторым обязательным компонентом праздника является  построение на принципах деятельностной театральной педагогики, когда дети и их родители становятся активными  участниками события.  Главным остается одно: без активной помощи детей ничего не случится.

Кроме сюжетной линии, являющейся основой праздника, важную роль играют творческие мастерские, по которым путешествуют дети, помогая главному герою. Обычно их  несколько; они отличаются друг от друга и предлагают детям разные виды деятельности. Например, полоса препятствий. Если ребенок в силу своих ограничений жизнедеятельности не может самостоятельно преодолеть препятствия, на помощь ему приходит родитель или сопровождающий работу мастерской специалист. Виды помощи различны: от эмоционального подбадривания, жеста до физической помощи, если она необходима. Обязательное условие одно – участие каждого в силу своих возможностей.

Формы участия в празднике детей с ОВЗ в зависимости от их специфических особенностей ограничений жизнедеятельности также различны. Например, в процессе создания совместной картины  из соленого теста в рамках работы творческой мастерской дети с ОВЗ научатся  выполнять весь процесс самостоятельно создания своей картины, так и частично. Если и это пока недоступно ребенку, всегда можно найти посильную задачу, которая будет работать на развитие ребенка, его социальную адаптацию и взаимодействие. Например, раскрасить небо, приклеить уже заранее подготовленное облако, солнышко, звезду. Такие заготовки всегда имеются в арсенале у ведущих мастерских.

Не остаются эти дети без внимания и руководителей «Вокального кружка». В праздничной обстановке праздника «День матери» девочка пела песню о маме, которую без радостных эмоций просто невозможно было всем  слушать это исполнение.

Хорошо, когда у ребенка есть выбор – самостоятельно выполнить доступный кусочек работы или взяться за более трудную и интересную задачу вместе с помощниками, которых рядом оказывается много. В первом случае мы развиваем самостоятельность ребенка, разделяем с ребенком радость успешно выполненной задачи. Во втором – включаем в тесное социальное взаимодействие, выстраиваем контакт, создаем игровую ситуацию: «Интересно, а что мы можем сделать вместе.

                                                      Заключение.

Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог

вызвать лишь сочувствие, и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение педагогов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:

  • В  каждом  ребенке  заложены  возможности  и  способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
  • Каждый ребенок является уникальной личностью;
  • Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
  • Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;

Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. 

Список литературы

1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2013. - №3. - С. 10-17

2. Дороничева, А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс] / А. С. Дороничева, С. М. Машевская. – Режим доступа:

http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492– свободный

3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции /под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

4. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Анапа, 2013. – Режим доступа: http://anapa6school.narod.ru/cdo/mk_mru.docx– свободный

5. Перевалова, Н. Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н. Е. Перевалова. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/580261– свободный

6. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр.

7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебник. - М., 2014.-234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о городском семинаре "Организация интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство"

Тема семинара " Организация интеграции детей с ограниченными ВОЗ в общеобразовательное пространство" очень актуальна. В процессе работы рассматривались вопросы......

Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья

О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»

На  этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...