конспект курса внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
план-конспект занятия (1 класс)
Конспект курса внеурочной деятельности "Шахматы" разработан для проведения в 1 классе по теме "Скачем на коне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_konspekt_bulavkina_l.a.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Выполнила:
Булавкина Любовь Александровна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты
Ф.И.О.: Булавкина Любовь Александровна
Предмет: шахматы
Класс: 1 класс
Технологическая карта урока
Тема | Скачем на коне. |
Цели | Образовательные: познакомить учащихся с шахматной фигурой - конь; развивать умение ходить (прыгать) конем; формировать умения решать шахматные задачи (упражнения) с конём: игра «Цветочки», путешествие конём из угла в угол; учить осмысливать прыжки шахматной фигуры-конь; способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать: умение быть внимательным слушателем; уважение к чужому труду; самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей; культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятель-ности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Плани-руемый результат | Предметные: Знать названия шахматных фигур; расположение фигур на шахматной доске; знать как ходит конь. Уметь прогнозировать передвижение шахматных фигур в разных ситуациях; высказывать свое мнение; рассказывать о ходах, выражая свое отношение мнение; характеризовать шахматную фигуру – конь (по плану). Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Шахматная фигура- конь, ходит буквой «г» |
Межпред-метные связи | Русский язык- развитие речи Математика- логическое мышление |
Ресурсы: - основные - допол-нительные | - демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат для пары учеников; - презентация, карточки с дополнительным заданием |
Организа-ция про-странства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - развивать - развивать логику, память и внимание; | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Учащиеся отгадывают загадки. Ответ детей: - Шахматные фигуры. - Слон. - Пешка. - Ладья. - Ферзь. -Король. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. - В Королевство шахмат прогулку совершим. О жителях что помним, сегодня повторим. Отгадайте загадку: Не люди, не звери, не часы, а ходят? - В следующем задании вам надо разгадать кроссворд. | В шахматной учусь я школе, Тренирую память, волю: В дождь, и в ветер, и в мороз Выхожу я бегать кросс. Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: Бегать, прыгать, в шахматы играть – Сильным шахматистом можно стать! СЛАЙД 2 1) Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом не водит. 2) Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла. 3) Стою на самом краю, путь откроют-пойду, только прямо хожу, как зовут, не скажу. 4) Он в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у него широк. Может ходить, как Ладья и как Слон- и прямо и наискосок. 6) Всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей! | Знать названия шахматных фигур. | Коммуникативные УУД: уметь совместно дого-вариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь ориентироваться своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин). Цели: - организовать по-становку цели уро-ка; - сформулировать тему урока. | - Не назвали шахматную фигуру - конь. - Я думаю, это конь. - К нам на урок прискачет - конь. - Тема урока «Шахматная фигура- конь». - Мы познако-мимся с шахматной фигурой-конь. - Узнать как ходит конь. - Будем оценивать и решать разные шахматные задачи на доске с конем. | - Какую шахматную фигуру не назвали? Это слово состоит из 4 букв и в конце слова пишется мягкий знак? - Как вы думаете, какая фигура прискачет к нам? - Назовите тему нашего урока. - Ребята, какие цели поставили перед собой? - Сегодня мы познакомимся с фигурой – КОНЬ. Многих родители уже научили ходить конем. - Наша задача помочь вам научиться ещё лучше прыгать этой фигурой. | Предпола-гать по заданию ответ на вопрос. Отвечать на вопросы учителя. | Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и по-нимать речь дру-гих; пользоваться приемами слуша-ния: фиксировать тему; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться выска-зывать свое пред-положение на основе работы с материалом. | ||
III. Изучение нового. Первичное восприятие нового материала. (10 мин). Цели: - ознакомить уча-щихся с шахматной фигурой-конь; - развивать навык беглого прыжка конём; - учить осознанно воспринимать шахматные ситуации с конём; - проверить пер-вичное восприятие нового материала. | - Конь ходит буквой «г». - От белого коня – раз-два – в сторону, сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d 7). - А может вот так: раз - два – в сторону (теперь направо), конь приземлился на цифре 2 (f 7). - Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА. Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. наш конь окажется на цифре 3 (d3) или на цифре 4 ( поле f3). - Если наш конь прыгает по горизонтали, то раз - два – в сторону окажется на полях c4, c6, g4, g6. | - Сегодня к нам прискачет самая любимая фигура всех детей –КОНЬ. - Как же ходит конь? - Кто сможет показать? - А если конь прыгает по горизонтали? | Памятка: Основные правила шахматиста
| Восприни-мать на слух тексты в исполнении учащихся. Осознанно, правильно, выра-зительно читать целыми словами. | Познавательные УУД: - ориентироваться на шахматной доске; - находить ответы на вопросы, используя шахматную доску; Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; | |
IV. Закрепление нового. Анализ шахматных ситуаций (15 мин). Цель: - учить решать шахматные задачи, связанные с фигурой - конь; - учить ориен-тироваться на шахматной доске в разных шахматных ситуациях, осознавать сущность игры в разных шахматных ситуациях, само-стоятельно делать выводы, соотносить ходы разных шахматных фигур; - учить определять последовательность событий; - организовать работу в паре. | Учащиеся отвечают на вопросы. - Это, когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать. Под руководством учителя ученики расставляют цветочки-пешки вокруг коня. - Ke5-f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7. - Ka1-b3: c5-d7-e5-f7: h8 - Kh8-g6-h4-g2-e3-c2: a1 Работа в парах - При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит, приземлится на черном. -Конь бьёт только на том поле, на котором приземляется! Конь как бы перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания. | Игра «Цветочки» - Вы видели когда-нибудь стреноженного коня? - Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле e5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги. - Наша задача: расставляют цветочки-пешки вокруг коня. - Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два- в сторону. Получилось f7. - Назовите все поля, куда мечтает прыгнуть конь? Физминутка. - Наш сытый конь захотел в гости. Захотелось белому, коню, живущему на поле a1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог на шахматной доске много. - Кто сможет показать одну из них? - По дороге конь может «подкрепиться» пешкой c5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесем ответный визит. - Кто сможет показать? - Часто путе-шествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7. А вот оттуда в угол коню сразу не попасть. Придётся поучиться-помучиться! - А теперь постарайтесь попасть каждым из коней в угол. Смотрите не свалитесь с шахматной доски. Для коня c6: 1.Kc6-a7 2.Ka7-c8 3.Kc8-b6 4.Kb6-a8 Для коня g7: 1.Kg7-e6 2.Ke6-f8 3.Kf8-g6 4.Kg6-h8 Для коня a2: 1.Ka2-c1 2.Kc1-b3 3.Kb3-a1 Для коня g1: 1.Kg1-h3 2.Kh3-f2 3.Kf2-h1 -Какую особенность прыжков коня заметили? -Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Кто знает, как избежать таких ошибок? | Физкультминутка Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим! | Ориентироваться в новом материале и использовать полученную информацию в практи-ческой деятель-ности. Использовать простейшие приемы анализа: устанавли-вать причин-носледственные связи; предполагать ходы, определять последова- тельность событий. | Познавательные УУД: - уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |
V. Контролиру-ющее задание (12 мин) Цель: - проверить умение воспринимать и решать разные шахматные ситуации; - организовать вы-полнение учащи-мися самостоя-тельной работы на новое знание; - организовать само-проверку по этало-ну, самооценку; - организовать вы-явление места и причины затруд-нений, работу над ошибками. | Учащиеся выполняют задания 1-3 на шахматной доске. Выполняют самопроверку по эталону. | - А теперь проверим, кто стал настоящим шахматным джигитом, тот справится с такими заданиями: 1. Пришёл конь на поле и видит вокруг себя много цветов-пешек. Но все ли цветы он может «съесть»? Какие пешки можно побить за один ход, а какие нельзя? Можно побить: с7, …, …, … . Нельзя побить: …, …, …, … . 2. Прогуляйся конём a1 в гости к другу на h8. Нельзя попадать под удары фигур противника! 1.Ka1- 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. –h8 3.Чёрные кони плохо себя вели. Расставь коней по углам. - Проверим, как вы работали на уроке. Перед вами анкета на шахматную фигуру – конь, которую вам нужно заполнить. (Приложение 1) Учитель дает карточку детям, которые быстро выполнили тест и выполнили самопроверку по эталону. Дополнительное задание: поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы) и поиграй в Зёрнышки. Организует само-проверку по эта-лону. Организует выяв-ление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.
Домашнее задание по вы-бору: а) дома немного попрыгай конем по доске; б) если в квартире паркет квадратиками- «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец; в) перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конем во всех углах; г) поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы) и поиграй в Зёрнышки. Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход? д) нарисуй в тетради квадрат размером 8 на 8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 –пишем «2», на a5- пишем «3», b7-«4». Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске (шахматной доске), прежде чем все ходы у коня закончатся, - тот чемпион! |
Эталон для самопроверки на доске. | Осмысливать разные шахматные ситуации и высказывать собственное суждение. | Регулятивные УУД: - учиться выска-зывать свою версию на основе работы с разными шахматными ситуациями. Познавательные УУД: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД: - понимать эмоции других людей, со-переживать; - обращать вни-мание на особен-ности устных вы-сказываний других людей. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме; слушать и пони-мать речь других. Регулятивные УУД: - уметь вносить необходимые кор-рективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать но-вое содержание урока; - организовать реф-лексию и само-оценку учениками собственной учеб-ной деятельности. | - На уроке я узнал, что конь ходит буквой «г». - На этом уроке я похвалила бы себя за прекрас-ную шахматную игру с товарищем. - После урока мне захотелось поиграть с папой: обойти конем всю доску ходом коня, на каждом поле можно побывать лишь раз. - Сегодня я сумел правильно выполнить 2 задания. | - Мы переходим к последнему эта-пу. Подводим итог работы на уроке. - Выберите и продолжите любое предложение. |
| Регулятивные УУД: - уметь оценивать правильность выполнения дей-ствия на уровне адекватной ретро-спективной оцен-ки. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности. |
Литература:
- В.Г. Гришин. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.- 158с.
- В.В. Костров. Шахматы в школе и дома: Учебник 1-2 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018.-256с.: ил.
Приложение 1
Анкета на шахматную фигуру- конь
№ п\п | Вопрос | Ответ |
1 | Как зовут | Шахматный конь |
2 | Где родился | В лучезарной стране-Индии |
3 | Сколько лет | Около полутора тысяч лет |
4 | Прозвища, клички, неупотребительные в шахматной игре | Коняшка, лошадь, конница |
5 | Основной род занятий | Шахматная игра |
6 | Краткая запись в метриках | Большая буква «К» |
7 | Способ передвижения по шахматной доске | Ходы, напоминающие букву «Г», всегда на три поля-клетки |
8 | На сколько разных полей ходит со своего первоначального места, когда все фигуры и пешки стоят на исходной позиции | Только на два поля |
9 | На сколько разных сторон самое большее может перемещаться | На восемь разных сторон |
10 | Постоянное место жительство до начала игры | Поля b1 и b 8, g 1 и g 8 |
11 | Во сколько очков оценивается до начала игры | В 3 очка (три пешки) |
12 | Как называется по силе и подвижности на доске | Легкая фигура |
13 | На кого можно поменять в игре (совершить равный обмен), чтобы не обидеть себя | На три пешки, или на коня, или на слона противника |
14 | Как бьет фигуры и уничтожает пешки противника | Так же, как и ходит: на конечный «остановке» |
15 | Может ли побить пешку или фигуру противника по пути движения | нет |
16 | По каким линиям никогда не ходит | По диагональным |
17 | Особые приметы | Прыгает через свои и чужие фигуры |
18 | К чему «питает особое пристрастие» | Любит позабавиться, делая «вилку» с 2, а то и 4 зубцами |
19 | Особенности в поведении в центре доски | Может напасть сразу на восемь фигур и пешек противника |
20 | Какого цвета поле покидает при своем ходе и на поле какого цвета попадает | Если стоял на черном поле, то обязательно встанет на поле белого цвета, и наоборот |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
Конспект обобщающего занятия курса внеурочной деятельности «Физика для малышей» 2 класс по теме "Цвет"
Обобщающее занятие курса внеурочной деятельности "Физика для малышей" по теме "Цвет". Цель занятия - формирование критического мышления через осмысление понятий "цвет", "световой луч", "как получ...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания-2" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительная память и мышление) уучащихся;Планир...