Решение проблемы безопасности учащихся начальных классов в сети Интернет
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Забелина Оксана Вячеславовна

Решение проблемы безопасности учащихся начальных классов

в сети Интернет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение проблемы безопасности учащихся начальных классов

в сети Интернет

В связи с внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета.

      Информационная безопасность в школе - составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты. Сейчас и учителя-предметники, и мы, учителя начальных классов, должны владеть ИКТ на ровне с учителем информатики. Информатика становится интегрированной в другие предметы, способствует реализации  метода учебных проектов, позволяет осуществлять поиск и структурирование информации, грамотно оформить свои исследования.

Мне кажется, сегодняшний день требует от нас не только владение методикой использования ИКТ на уроке, но и владение программно - техническими мерами защиты информации, так необходимыми для решения проблем информационной безопасности личности школьника в ИКТ- насыщенной среде.

Существуют различные мнения о том, в каком возрасте нужно давать детям доступ в Интернет. Исследования специалистов показало, что запрет на доступ в Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.

В соответствии с ФГОС оправдано использование ресурсов Интернет на уроках в начальных классах в рамках курса таких предметов как русский язык, математика, изобразительное искусства и др. Помимо этого, начиная с 1 класса, все программы внеурочной деятельности так же предполагают использование Интернет - ресурсов. Доступ к оценкам, расписанию, домашнему заданию обеспечивает Электронный дневник. Не обходится без Интернета и проектная деятельность.

В связи с этим, ребенок имеет возможность самостоятельного доступа в Интернет. Однако, работая дома в сети, он будет пытаться посетить сайты, не связанные с его обучением. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за возможные последствия таких «экспериментов».

В связи с этим, по моему мнению, процесс обучения информационной культуре и грамотности целесообразно начинать с родителей учащихся начальных классов.

В помощь родителям первоклассников я разработала памятку «Ребенок в Интернете», и уже на первых родительских собраниях знакомлю с ней.

1.        создайте список домашних правил посещения Интернет для детей и требуйте его выполнения;

2.        контролируйте соблюдение временных норм нахождения ребенка за компьютером;

3.        покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому, что Вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;

4.        приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые Вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля;

5.        компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

6.        не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет;

7.        настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет;

8.        создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;

9.         приучите вашего ребенка сообщать Вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали Вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;

10.         настаивайте на том, чтобы дети предоставляли Вам доступ к своей электронной почте, чтобы Вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

В свою очередь, на классных часах и во внеурочной деятельности стараюсь приучить детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет. Объясняю учащимся, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз. Рекомендую посещать Интернет вместе с родителями, делиться с ними успехами и неудачами в деле освоения Интернет.  Регулярно напоминаю, что если в Интернет вас что-либо беспокоит, то следует не скрывать этого, а поделиться своим беспокойством со взрослыми.

Разумеется, восприятие данной информации – не легкая задача для младших школьников. Поэтому целесообразно использовать такие формы обучения как игра, сказка.

Немаловажную роль играет и технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации, исключающая доступ к такой информации. Блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Но, к сожалению, пока нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

Антивирусная программа, установленная на все школьные компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.

Считаю, для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru ,  www.detionline.org , www.interneshka.net , ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям.

Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированию безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечению информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.

Интернет – фильтры

  1. Фильтр «Интернет Цензор» можно скачать бесплатно на официальном сайте http://www.icensor.ru/
  2. KinderGate Родительский Контроль 1.0. Эта программа – фильтр предлагает 82 категории фильтрации веб - сайтов в 5 основных уровнях доступа. (www.usergate.ru)
  3. Kaspersky Internet Security 2011 (www.kaspersky.ru ) – антивирусная программа, которая защищает ваш компьютер от вирусов и в состав которой входит модуль родительского контроля.
  4. Интернет-фильтр «Кибер Папа» - бесплатная программа, которая ограничивает возможности ребенка выйти за пределы детского Интернета при использовании любого браузера. Скачать программу можно на официальном сайте http://cyberpapa.ru/ 
  5. KidsControl - программа предназначена для ограничения доступа детей к нежелательным Интернет ресурсам, а также для контроля времени нахождения в сети. Скачать программу можно на официальном сайте http://www.kidscontrol.ru/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы социализации учащихся начальной школы во внеурочное время.

В данной статье я делюсь опытом работы и пробую ответить на вопрос, как педагогу найти  путь, по которому дети  смогут прийти к социализации и связанной с ней социальной адаптацией в обществ...

Проблемы адаптации учащихся начальных классов при переходе в 5 класс

Проблемы адаптации младших школьников при переходе в 5 класс и пути их решения...

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как один из механизмов решения проблемы компетенции учащихся в рамках нового образовательного стандарта

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это все и есть наш главный ресурс, без которого невозможно во...

Безопасное использование сайтов в сети "Интернет" в образовательном процессе

Обучение и воспитание обучающихся в образовательном учреждерии...

"Безопасное поведение детей в сети Интернет"

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет.Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете.Но вместе с тем все острее встает проблема обеспече...

Классный час "Безопасное поведение школьников в сети Интернет"

Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет.Задачи:Знакомство  с правилами безопасной работы в интернете.Расширение знаний об интернете.Формировать умения безоп...