Эссе "Я-педагог"
статья
Предварительный просмотр:
Конкурсная работа
учителя начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Красносельская средняя школа» Красносельского муниципального района Костромской области
Шишовой Елены Витальевны
Эссе
« Я- педагог»
п. Красное-на-Волге
2020 г.
Эссе « Я- педагог»
«Уча других, мы учимся сами...»
Л. Сенека
Современный учитель- это учитель, который идёт в ногу со временем. Умение и готовность постоянно учиться- то качество , которое лучше всего отражает нашу профессию.
С выбором жизненного пути у меня не возникало трудностей. Помню себя маленькой, первоклассницей. После школы рассаживала своих кукол и объясняла то, что запомнила на уроках, запомнились старые тетради моего старшего брата, которые я регулярно «проверяла». И вот я -выпускница. В стране перестройка, идёт реформа образования, резко вырос конкурс в педагогические ВУЗы, но это не останавливает. Став студенткой Одесского педагогического института, я с упоением читывала книги Ш. А. Амонашвили, мы с друзьями обсуждали такое интересное направление как педагогика сотрудничества, мечтали учить по- новому, воспитывать будущее поколение свободных людей. Годы учёбы пролетели незаметно, и я вернулась в родную школу, но уже как учитель. Первое «Здравствуйте, дети!», первые победы и первые поражения. И я снова учусь. Учусь у своих опытных коллег. Девяностые годы были сложными для страны, но и очень интересными. В нашу школу пришли молодые педагоги. Мы вместе пробовали соединить традиционные и новаторские методики, старые учебники и новые пособия, которые стали появляться. Опорные схемы и методика опережающего обучения С.Н. Лысенковой, рабочие тетради по математике Л.Г Петерсон и другие методики и пособия помогали сделать процесс обучения интересным и развивающим.
За 13 лет я выработала свой стиль преподавания, использовала приёмы. которые помогали достигать намеченных целей. Но жизнь круто изменилась в связи с переездом в Россию. Десять лет пришлось работать в другой сфере. И только 1 сентября, провожая своего ребёнка в школу, ощущала боль в сердце.
Но в 2014 году появилась возможность вернуться в школу. Были сомнения: а смогу ли я? Новая школа, новые программы, новые требования к учителю, да и я уже не молодая и романтичная девочка.
И снова я учусь. На курса повышения квалификации я узнаю о новых подходах к образованию и требованиях ФГОСа. Я радуюсь, что идеи, которыми мы, выбравшие профессию учителя в конце восьмидесятых годов прошлого века, вдохновлялись, зафиксированы в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273 . Это и право учителя на методическую, содержательную и прочую свободу, диалоговая форма общения учителя и ученика. Я учусь пользоваться компьютером, создавать презентации, открываю безграничные ресурсы интернета. В учебном процессе применяю современные обучающих технологии, позволяющее разнообразить формы и средства обучения: проблемное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления. Учу ребят работать в группах, вежливо общаться, слушать друг друга. Развиваю умение адекватно оценивать себя, анализировать свои ошибки, и стараться не допускать их.
В моём классе дети с ЗПР и дети с умственной отсталостью, дети с проблемным поведением. И опять я учусь, учусь работать в разноуровневом классе. Трудно найти золотую середину грамотного общения с детьми, к каждому нужно найти особый подход, увлечь его и научить учиться. «Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком», - считал В. Сухомлинский. Я стараюсь быть хорошим учителем, но не всегда получается. Важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Ведь этому я учу и детей.
В моём новом классе все дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален: у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже. В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия в оптимальном для него темпе. Ребёнок должен постоянно находиться «в состоянии успеха» - так говорит прекрасный педагог Виктор Фёдорович Шаталов. Я разрабатываю памятки, опорные схемы, применяю наглядность. Это помогает усваивать материал моему ученику с РАС. Да, я опять учусь. Я узнала о проблемах детей с РАС, об эффективных методиках взаимодействия с особенными детьми. Пытаюсь применить знания на практике.
Я провожу много разных внеклассных мероприятий, пытаюсь сдружить детей , дать возможность раскрыть себя в неформальной обстановке. Часто я приглашаю на мероприятия родителей и не только в качестве зрителей, но и как участников представлений.
"Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут". Я согласна с
В.В.Путиным. В своей работе я использую разные форматы общения: родительские собрания, индивидуальные беседы, социальные сети и мессенджеры.
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. Современный учитель должен обладать коммуникабельностью, креативностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, способностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Только такой учитель может воспитать человека, который будет востребован в будущем, будет развивать Россию.