Классные часы
классный час (3 класс)

Ооржак Шенне Валерьевна

Разработки классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstva.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Народы, населяющие  Россию.

Цель:

Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками русского и татарского народов, с наиболее распространенными религиями;

Способствовать осознанию важности уважительного отношения ко всем народам России.

Ход урока

1. Актуализация знаний и умений

Учитель: «На прошлом уроке мы  путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?»

2.Мотивация и целеполагание 

Учитель: «Что вы знаете о народах России?». Дети высказываются.

Учитель: «Сегодня, мы продолжим путешествие по нашей стране».

Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12 учебника):

«Узнаем какие народы живут в России. Обсудим, чем они различаются и что связывает их друг с другом. В конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос».

3.Освоение нового содержания и его применение. 

1)Знакомство с национальными костюмами народов России.

Учитель: «Отправиться в путешествие нам поможет отрывок из стихотворения В. Степанова:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Учитель: «Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете?»

Учитель выслушивает ответы учащихся.

Учитель: «Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Национальные костюмы народов России»( презентация №1)

Слайд№1

Учитель: «Всего на территории России проживает более 180 народов. Слайд№2

Учитель: «Русские составляют большую часть населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче - сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан. Какой цвет преобладает в русском костюме? (красный)

Слайд№3

Учитель: «Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку,  зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.»

Просмотр остальных слайдов с 4-10 проводится с короткими комментариями. Внимание детей обращается на разнообразие вышивки, наличие монет, использовавшихся как украшение, преобладающие цвета.

Учитель: «Вы увидели национальные костюмы только нескольких народов России. Конечно, сейчас мы не увидим на улице людей в таких костюмах. Их можно увидеть в исторических музеях, в ансамблях народной песни».

2)Закрепление полученных знаний.

Учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны  представители некоторых народов России.

Учитель: «Кого вы видите? Сравните костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России».

Происходит обмен мнениями и впечатлениями.

Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.

3)Беседа о русском народном празднике «Масленица».

Далее дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какой русский праздник изображен на фотографии №1?»

 Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника.

Учитель предлагает вниманию детей презентацию №2 «Масленица»

Слайд №1

Учитель: «Расскажите о своих личных впечатлениях о событии и действии, происходящем на фотографии.

 Масленица – народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины. «

Слайд №2

Учитель: «В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы – сжигание чучела Масленицы».

Слайд №3

Учитель: «Праздник обязательно сопровождался народными гуляниям».

Слайд №4

Учитель: «Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лед,

Пусть весна скорей придет!»

4) Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)

Учитель: «В каких играх вы участвовали  на праздниках?»

 Школьники делятся впечатлениями. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, проводимых на Масленицу.

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

5) Беседа о татарском народном празднике «Сабантуй»

Презентация №3 «Сабантуй»

Слайд №1

Учитель: «В какой республике мы с вами проживаем? (Ответы детей: «Татарстан».) Половина населения Татарстана  - татары. Татарский народ имеет свои  национальные традиции и праздники. Какой татарский праздник изображен на фотографии №2?»(с.13 учебника)( Ответы детей: «Сабантуй»)

Слайд №2

Учитель: «Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в начале весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай. Какие конкурсы устраивали на Сабантуе?»(Ответы детей.)

Слайд №3

Учитель: «Чем угощают татары гостей на празднике? Какие татарские национальные блюда вы знаете? »

Слайд №4

Учитель:«Как открывается современный праздник Сабантуй?» Ответы детей.

6) Игра « бег с яйцом в ложке». ( вместо физкультминутки)

Учитель предлагает поиграть в одну из любимых детьми игр, проводимых на Сабантуе « Бег с яйцом в ложке»:

Дети делятся на две команды. У каждой команды деревянная ложка с яйцом. Надо добежать с ложкой с яйцом до метки и обратно. Побеждает команда, которая первая закончит бег.

7)Беседа о роли религии в жизни народов России.

Опираясь на материалы учебника( с.13), а также учитывая национальный состав класса и принадлежность семей учащихся к тем или иным конфессиям, учитель говорит о важной роли религии в жизни народов России.

Учитель:«И в России,  распространено среди русского населения христианство, а среди татар – мусульманство. В нашем городе тоже проживают люди принадлежащие, разным религиям. Об этом свидетельствуют церкви, мечети, украшающие наш город. Посмотрите фото материал.(см. приложение)

Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о народах России?».  Затем учитель обращает внимание на вывод (с. 13 учебника). С помощью текста вывода, который зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью вопросов и заданий на с. 13 учебника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...