Классные часы
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Народы, населяющие Россию.
Цель:
Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками русского и татарского народов, с наиболее распространенными религиями;
Способствовать осознанию важности уважительного отношения ко всем народам России.
Ход урока
1. Актуализация знаний и умений
Учитель: «На прошлом уроке мы путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?»
2.Мотивация и целеполагание
Учитель: «Что вы знаете о народах России?». Дети высказываются.
Учитель: «Сегодня, мы продолжим путешествие по нашей стране».
Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12 учебника):
«Узнаем какие народы живут в России. Обсудим, чем они различаются и что связывает их друг с другом. В конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос».
3.Освоение нового содержания и его применение.
1)Знакомство с национальными костюмами народов России.
Учитель: «Отправиться в путешествие нам поможет отрывок из стихотворения В. Степанова:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Учитель: «Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете?»
Учитель выслушивает ответы учащихся.
Учитель: «Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Национальные костюмы народов России»( презентация №1)
Слайд№1
Учитель: «Всего на территории России проживает более 180 народов. Слайд№2
Учитель: «Русские составляют большую часть населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче - сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан. Какой цвет преобладает в русском костюме? (красный)
Слайд№3
Учитель: «Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.»
Просмотр остальных слайдов с 4-10 проводится с короткими комментариями. Внимание детей обращается на разнообразие вышивки, наличие монет, использовавшихся как украшение, преобладающие цвета.
Учитель: «Вы увидели национальные костюмы только нескольких народов России. Конечно, сейчас мы не увидим на улице людей в таких костюмах. Их можно увидеть в исторических музеях, в ансамблях народной песни».
2)Закрепление полученных знаний.
Учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители некоторых народов России.
Учитель: «Кого вы видите? Сравните костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России».
Происходит обмен мнениями и впечатлениями.
Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.
3)Беседа о русском народном празднике «Масленица».
Далее дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какой русский праздник изображен на фотографии №1?»
Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника.
Учитель предлагает вниманию детей презентацию №2 «Масленица»
Слайд №1
Учитель: «Расскажите о своих личных впечатлениях о событии и действии, происходящем на фотографии.
Масленица – народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины. «
Слайд №2
Учитель: «В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы – сжигание чучела Масленицы».
Слайд №3
Учитель: «Праздник обязательно сопровождался народными гуляниям».
Слайд №4
Учитель: «Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лед,
Пусть весна скорей придет!»
4) Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)
Учитель: «В каких играх вы участвовали на праздниках?»
Школьники делятся впечатлениями. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, проводимых на Масленицу.
Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
5) Беседа о татарском народном празднике «Сабантуй»
Презентация №3 «Сабантуй»
Слайд №1
Учитель: «В какой республике мы с вами проживаем? (Ответы детей: «Татарстан».) Половина населения Татарстана - татары. Татарский народ имеет свои национальные традиции и праздники. Какой татарский праздник изображен на фотографии №2?»(с.13 учебника)( Ответы детей: «Сабантуй»)
Слайд №2
Учитель: «Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в начале весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай. Какие конкурсы устраивали на Сабантуе?»(Ответы детей.)
Слайд №3
Учитель: «Чем угощают татары гостей на празднике? Какие татарские национальные блюда вы знаете? »
Слайд №4
Учитель:«Как открывается современный праздник Сабантуй?» Ответы детей.
6) Игра « бег с яйцом в ложке». ( вместо физкультминутки)
Учитель предлагает поиграть в одну из любимых детьми игр, проводимых на Сабантуе « Бег с яйцом в ложке»:
Дети делятся на две команды. У каждой команды деревянная ложка с яйцом. Надо добежать с ложкой с яйцом до метки и обратно. Побеждает команда, которая первая закончит бег.
7)Беседа о роли религии в жизни народов России.
Опираясь на материалы учебника( с.13), а также учитывая национальный состав класса и принадлежность семей учащихся к тем или иным конфессиям, учитель говорит о важной роли религии в жизни народов России.
Учитель:«И в России, распространено среди русского населения христианство, а среди татар – мусульманство. В нашем городе тоже проживают люди принадлежащие, разным религиям. Об этом свидетельствуют церкви, мечети, украшающие наш город. Посмотрите фото материал.(см. приложение)
Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о народах России?». Затем учитель обращает внимание на вывод (с. 13 учебника). С помощью текста вывода, который зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.
Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью вопросов и заданий на с. 13 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися
Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....
конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"
Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.
Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.
Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...