Рабочая программа по внеурочной деятельности "Буква за буквой"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Жаворонкова Ольга Дмитриевна

Программа внеурочной деятельности для учащихся 2-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_za_bukvoy.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 «ВЗЛЕТ» ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

 С.В. ИЛЬЮШИНА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

РАССМОТРЕНО

на заседании МО    

учителей начальной школы

Протокол № 1                          

от «25» августа 2019 г.

Председатель МО

___________/ Николаева Н.В.

                                             

ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УВР

__________ /В.В. Колесникова

«28»  августа 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО 

Директор

___________ Е.Н. Кожухова

Приказ №  283 от 29.08.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности для учащихся 2 «Б» класса

«Буква за буквой»

Форма организации: кружок

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1 год

Программа разработана учителем

  МБОУ Школы  № 108 «Взлёт»

 г.о. Самара

Жаворонковой  Ольгой

Дмитриевной

Пояснительная записка

   Данная программа внеурочной деятельности «Буква за буквой» разработана на основе следующих документов:

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего -образования.

-  Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ Школа №108 «Взлет» г.о. Самара.

          - Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под редакцией В.А. Горского. – 4-е изд. -  М. : Просвещение, - 2014 г

Актуальность

Внеурочная деятельность «Буква за буквой» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Занятия внеурочной деятельностью «Буква за буквой» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. «Русский народ создал язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» - Л. Н. Толстой. Также занятия направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Кроме того, работа в кружке позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок на письме и при чтении, а не «бороться» с ними по мере появления, таким образом, предлагаемая методика носит пропедевтический характер, а также корректировать уже имеющие ошибки.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку; показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку; сформировать личность, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

   Задачи: 

   Обучающие:

  • Расширение и углубление программного материала по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • обогащение  словарного запаса.

Воспитывающие:

  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • совершенствование у учащихся коммуникативной культуры.

Развивающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

  • совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, смекалки, сообразительности, воли);

  • развитие творческого потенциала.

Режим занятий

Срок реализации 1год обучения. Во 2 классе - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 40 мин.

Процент  пассивности учащихся в процессе реализации  программы

        

                В процессе реализации программы процент пассивности учащихся предусматривается не более 30 %.

Уровень  воспитательных результатов

Программа внеурочной деятельности «Буква за буквой» обеспечивает  1- 3 уровни воспитательных результатов.

- приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:

-развитие ценностного отношения школьников к окружающим людям и близким, воспитание чувства сопереживания к товарищам;

- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и интеллектуального

образования детей: углубление и расширение способности правильно выполнять действия;

-получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком:

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • сформированность чувства прекрасного  умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

                Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные слова. Антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова. Правила правописания слов с изученными орфограммами. Состав слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Признаки родственных слов.

Учащиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком. Делить слова на слоги. Выделять в слове ударную гласную, ударный слог. Переносить слово по слогам. Употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения. Писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных. Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Пересказать текст. Запоминать простые стихотворения.

Содержание курса

1.Раздел «Мир полон звуков»

2.Раздел «Путешествие в страну Слов»

3.Раздел «Как делаются слова»

В мире безмолвия и невиданных звуков.

Просмотр праздника ребят московской прогимназии «В мире безмолвия  и  невиданных  звуков». Знакомство с пальчиковой азбукой. Разыгрывание немых сцен. «Знаешь сам – расскажи нам».

   В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги. С.Маршака «Весёлое  путешествие от  А  до  Я»,  «Дорожная  азбука», пальчиковая  азбука,  азбука  «Что означают наши имена». Знакомство со словарями. Занимательные  игры  с  буквами. Просмотр  презентаций  «Азбука». Диктант букв. Чтение логогрифов.

В Стране Говорящих скал.

Просмотр презентации «Как люди научились писать». Рассказ учителя о тайнах рисуночного  письма,  о  том,  как наши  предки  научились  писать.

Путешествие в страну гласных звуков.

Знакомство        с   артикуляционным аппаратом (рассматривание схемы и  своего  рта).  Артикуляционная гимнастика         по методике Е.Ф. Архиповой. Расскажи о звуке по плану-схеме. Чтение стихотворений        про        гласные, заучивание наизусть  по  выбору. Игры «Волшебный мешочек»,  «Кто лишний». Разгадывание загадок.  Чтение    чистоговорок. Работа   на   карточках   «Вставь пропущенные гласные». Отыщи гласные буквы в газете.                

Хитрые гласные (гласные 1 и 2 ряда).

Просмотр  презентации «Гласные звуки и буквы» (1 ряда). Сказка о гласных  буквах  Я,  Е,  Ё,  И  и согласной й. Игры «Скажи на оборот»,   «Исправь   ошибки». Работа   в   карточках   «Вставьте

пропущенные        буквы». Диктант только гласных букв в предложении.                        

Интересные согласные Н, Р, М, Л, Й.

Рассматривание артикуляции. Загадки. Игра        «Чудесный мешочек».        Рисование букв шнурком. Игра        «Придумай интересные   слова».   Работа   на карточках «Вставьте пропущенные буквы». Чтение                весёлых стихотворений   про   эти   буквы, инсценировки.                        

Удивительный фокусник мягкий знак.

Рассматривание артикуляции. Загадки. Игра        «Чудесный мешочек».        Рисование букв

шнурком. Игра        «Придумай интересные   слова».   Работа   на карточках «Вставьте пропущенные буквы». Чтение весёлых стихотворений   про   эти   буквы, инсценировки.                

Два разделительных брата.

Сказка        про  мальчика  Незнайкина. «Забавные истории». Чтение стихотворений с ь        и ъ.

Упражнения, тесты на закрепление данной темы. Игра «Поле чудес».

Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству).

Пальчиковая        азбука.        Шифровки букв        и        слов.        Рисование        букв различными способами (шнурком, на  манной  крупе,  карандашами).Придумывание ребусов.

Эти интересные сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Заучивание запоминалок. Тренировочные        игры-упражнения        на        эту тему. Выполнение тестов.        

Сомнительный согласный (парный).

Стихотворение        Н. Матвеевой «Путаница»,   «Весёлые   буквы». Игра  «Перепутаница». Заучивание скороговорок.        Игра «Сомнительный        согласный». Тренировочные        упражнения. Просмотр   презентации   –   игра-соревнование        «Парные согласные».                                

  Эти интересные сочетания: чк, чн, щн, нщ.

Заучивание запоминалок. Тренировочные        игры        и упражнения        на        эту        тему.

Выполнение тестов.                        

Создание памятки «Правила переноса»

Правила        составления        памятки. Работа  по  составлению  памятки. Тренировочные  упражнения.  Игра «Исправь   ошибки».   Проведение опытов.                                

Волшебник ударение

Сказка   «Волшебник        ударение», «Ударные и безударные гласные», «Почему Ё всегда ударная» (чтение сказок  вверх  ногами).  Шифровка слов.  Гласные  без  хлопот.  Работа со словами-омографами. Разгадывание загадок.                

Волшебное средство – самоинструкция.

Знакомство        с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции

(проверь свою работу). Работа  по составлению инструкции. Тренировочные упражнения.

Правила о непроизносимых согласных «Нам давно должно быть ясно».

Стихи  – запоминалки. Тренировочные   упражнения   на карточках.        Чтение стихотворений «О  чем-то  необычном,  о  чем-то непривычном».                        

Память и грамотность.

Рассказ  о  видах  памяти  –  показ презентации. Зарядка для развития памяти.  Тренировка  памяти  через специальные игры.

Ошибкоопасные слова.

Ребусы         по разгадыванию словарных слов. Рисование словарного слова. Написание словарного диктанта.                        

Секреты родственных слов.

Занятие        в        форме        рассказывания сказки. Игры «Замечательный сад», «Третий лишний». Упражнения на        подбор родственных        слов,        использование зарифмованного материала. Работа со словообразовательным словарём. Тавтология.        

Заколдованные буквы (безударные гласные).

Сказка «Заколдованные буквы». Игры и упражнения на безударную гласную, проверяемую ударением. Составление        схемы        «Проверка безударных гласных в корне

слова». Отгадывание ребусов.

Внимание, корень!

Сказка        «Почему        корень        назвали корнем». Тренировочные упражнения        «Кто командует корнем!»   (ударение   и   смысл). Зашифруй   и   расшифруй   слова. Работа  на  карточках  «Найди  в словах корни»                                        

Такие разные приставки.

Чтение стихотворений про приставки. Работа на карточках по дифференциации предлогов и приставок,    «Найди    в    словах приставки», зашифруй        и расшифруй слова.                                

Такие разные суффиксы.

Сказка        «Суффикс. Зашифруй и расшифруй. Работа  на  карточках  «Найди  в словах суффиксы»                

Что нам стоит слово построить.

Сказка «Как подарок превратился в икподар», «Знакомство с окончанием». Работа на карточках «Вставьте подходящее окончание», исправьте ошибки.

Игры с предлогами.

Изготовление памятки «Предлоги». Игра с весёлым Колобком. Тренировочные упражнения.                                                

Слова - спорщики.

Сказка  про  антонимы  «Людоед  и принцесса,   или   всё   наоборот». Просмотр презентации   –   «Мой первый  словарик». Отгадывание загадок.   Игра   с   мячом        «Все

наоборот». Игра «Найди пару».        

Слова – друзья

Стихотворение про        синонимы  «Про опрятного        неряху». Отгадывание  загадок.  Задание  с перфокартой «Найди пару».

Чудеса в Стране слов.

Чтение стихотворений с многозначными словами. Угадывание слов по их значению.

«Надел на нос Егор очки и подсчитал свои...»

Слова  –  омонимы.  Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Просмотр презентации    -    «Мой    первый словарик».        

Слова-омофоны.

Рассказ        учителя        о        словах-двойниках. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.        

Учимся составлять кроссворд, придумывать ребус.

Разгадывание        кроссвордов ребусов. Придумывание кроссворда, ребуса.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

В мире безмолвия и невиданных звуков.

1

В гости к Алфавиту.

1

В Страну Говорящих скал.

1

Путешествие в страну гласных звуков.

1

Хитрые гласные (гласные 1 и 2 ряда).

1

Интересные согласные Н, Р, М, Л, Й.

1

Удивительный фокусник мягкий знак.

1

Два разделительных брата.

1

Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству).

1

Эти интересные сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Сомнительный согласный (парный).

1

Эти интересные сочетания: чк, чн, щн, нщ.

1

Создание памятки «Правила переноса»

1

Использование памятки «Правила переноса»

1

Волшебник ударение

1

Волшебное средство – самоинструкция.

1

Правила о непроизносимых согласных «Нам

давно должно быть ясно».

1

Память и грамотность.

1

Ошибкоопасные слова.

1

Секреты родственных слов.

1

Заколдованные буквы (безударные гласные).

1

Внимание, корень!

1

Такие разные приставки.

1

Такие разные суффиксы.

1

Что нам стоит слово построить.

1

Игры с предлогами.

1

О пользе знаков препинания.

1

Слова - спорщики.

1

Слова – друзья

1

Чудеса в Стране слов.

1

«Надел на нос Егор очки и подсчитал свои...»

1

Слова-омофоны.

1

Учимся составлять кроссворд, придумывать ребус

1

Итоговое занятие – викторина, награждение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...