Формирование познавательных интересов младших школьников
статья
Формирование познавательных интересов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavat_interesov.docx | 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов младших школьников
в учебной деятельности.
Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности – работа, порождающая внутренний процесс возникновения у школьников положительных мотивов учения. Наша система образования заинтересована сделать ученика активным участником обучения. Большими возможностями в этом отношении обладает формирование интересов школьников, позволяющее решать актуальные проблемы обучения.
Формирование интересов к познанию доступно в условиях тесной связи теории и практики в обучении. При развитии познавательного интереса необходимо знание теоретико-методологических основ.
Познавательный интерес – важное образование личности, формирующееся в социальных условиях существования ребёнка, а не присущее ему от рождения. Структура интереса сложна, она состоит из отдельных психических процессов и объективно- субъективных связей ребёнка с миром, выраженных в отношениях. Существо познавательного интереса состоит в стремлении школьников проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, а постоянном желании заниматься предметом своего интереса.
Важными условиями и факторами, влияющими на развитие познавательных интересов, являются: активность и самостоятельность школьников; содержание учебного материала, которым овладевают учащиеся; педагогически организованный процесс познавательной деятельности; общение между учениками, между ними и учителем, в котором складываются разнообразные отношения, способствующие развитию интереса к познанию.
Чтобы успешно работать над формированием познавательных интересов, нужно знать и учитывать особенности познавательного интереса данного возраста. Развитие интереса к познанию у младших школьников является сложным процессом, входящим в общую направленность обучения, развития, воспитания. Стремление школьников к знаниям обретает новый стимул развития в виде успешного результата деятельности. Интерес возникает из духовной потребности, но становится ею лишь на высшем уровне его развития.
Успех формирования познавательных интересов у младших школьников в учебной деятельности определяется тем, насколько педагог учитывает индивидуальные различия детей. Индивидуализация- это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия детей, уровень их способности к учению.
Педагогу нужно знать индивидуальные, типологические особенности учеников, оказывать помощь в формировании их индивидуального стиля деятельности.
Для развития познавательных интересов младших школьников в своей работе я использую специальные методы: эмоциональное стимулирование. Создание ситуаций познавательного спора, проблемные ситуации, познавательные игры. Каждый метод реализую через приём. К приёмам формирования познавательных интересов относятся: приёмы новизны, удивления, художественности, яркости, занимательности.
В ходе работы я пришла к выводам, что формирование познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности проходит успешно, если:
- учебная деятельность основана на индивидуализации;
- применяются элементы занимательности на всех этапах учебного процесса;
- обеспечивается оптимальное взаимодействие репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности на основе сочетания традиционных и нестандартных уроков.
Кроме используемых мною путей и средств формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности, существуют и другие, которые требуют дальнейшего изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.
Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...
Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...
Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»
Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...
Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготов...
Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"
В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....
Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет достаточно детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже понемногу утрачивает детскую непо...