Внеурочная деятельность
рабочая программа (2 класс)

Сидоренко Лариса Николаевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneurochka_2_kl.zip238.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Раздел 1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 2 классов в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Рабочая программа по «Доноведению» разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12. 2012 г.

№ 273- ФЗ.

2. Областной закон « Об образовании в Ростовской области » от 14.11. 2013 г. №26 – ЗС.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО » ( С изменениями – приказы от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643).

4. Письмо департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г.

№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 17

6. Авторская программа по «Доноведению» для 1-4 классов Е. Ю. Сухаревской,

М. Н. Бакре.

.Обучающиеся познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить их в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко- культурным, фольклорно - этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях. В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в образовательных учреждениях.

Практическая значимость

Мир, окружающий обучающегося постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях, об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края;

- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко - культурного потенциала Донского края;

- воспитание осознанности, что благополучие среды родного края зависит от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

-воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

                                    Место курса в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 1 год – 2 класс. Общее число вне учебных занятий во 2 классе -68(1ч в неделю). Именно на такое число занятий рассчитана данная программа и соответствует  календарному учебному графику на 2019 – 2020 учебный год МБОУ «Аграфеновская СОШ» и Учебному плану (недельный) на 2019 – 2020 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа будет выполнена. В течение учебного года возможна корректировка  распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами

Раздел 2 Содержание рабочей программы

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родное село.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии

«Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны иметь представление:

- о связях между живой и неживой природой родного края;

- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

- об истории родного края;

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;

- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

- государственную символику Ростовской области, своего района;

- важнейшие события в истории родного края;

- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца;

познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств, использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;

- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном селе на основе бесед с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

                                           Раздел 4.Тематическое планирование

Наименование разделов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

3

Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница». Изготовление справочника лекарственных трав.

4

Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родное село.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.

Вместе дружная семья.

Познакомить с историей появления родного хутора, его достопримечательностями

Составление альбома о родном селе. Выставка рисунков, фотографий. Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования,  куклы – Масленички.

5

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии

 «Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

6

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

                       

                                                                                                                        Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов

Основное содержание темы

Колво часов

Дата

1

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история.

1

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения.

1

Правила противопожарной безопасности.

1

Моя семья. Древо семьи.

 Происхождение имён и фамилий на Дону.

2

2

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

2

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

2

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними

2

Правила безопасного обращения с домашними животными.

2

Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве

.

2

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

2

Почва Донского края и её значение для растений и животных

.Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

4

3

Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края.  

2

Правила поведения в природе.

1

4

Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

1

С днём рождения, родное село.

2

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.

Вместе дружная семья.

3

5

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии

 «Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

2

6

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

с Аграфеновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Аграфеновская СОШ»)

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_________   Руденко Л.В.

Протокол №          от «     » августа 2019г.

«Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению педагогическим

советом»МБОУ «Аграфеновская СОШ»

Протокол № от «    » августа 2019  г.

«Утверждено»

Приказ № от «  »  августа 2019 г.

Директор: БудниковаН.Б._____________

                                                    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“Доноведение ”

начальное общее образование -2 класс

Количество часов-68 ч

Учитель -Сидоренко Лариса Николаевна

2019-2020 учебный год  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....