Внеурочная деятельность
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 2 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Рабочая программа по «Доноведению» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12. 2012 г.
№ 273- ФЗ.
2. Областной закон « Об образовании в Ростовской области » от 14.11. 2013 г. №26 – ЗС.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО » ( С изменениями – приказы от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643).
4. Письмо департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 17
6. Авторская программа по «Доноведению» для 1-4 классов Е. Ю. Сухаревской,
М. Н. Бакре.
.Обучающиеся познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить их в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко- культурным, фольклорно - этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях. В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в образовательных учреждениях.
Практическая значимость
Мир, окружающий обучающегося постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях, об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края;
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко - культурного потенциала Донского края;
- воспитание осознанности, что благополучие среды родного края зависит от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Место курса в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 1 год – 2 класс. Общее число вне учебных занятий во 2 классе -68(1ч в неделю). Именно на такое число занятий рассчитана данная программа и соответствует календарному учебному графику на 2019 – 2020 учебный год МБОУ «Аграфеновская СОШ» и Учебному плану (недельный) на 2019 – 2020 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа будет выполнена. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами
Раздел 2 Содержание рабочей программы
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родное село.
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии
«Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны иметь представление:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств, использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном селе на основе бесед с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Раздел 4.Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 | Я и окружающий мир (5ч) | С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы. Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 | Природа Донского края (18ч) | Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
3 | Человек и природа ( 3ч) | Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе. | обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Игра «Природная лечебница». Изготовление справочника лекарственных трав. |
4 | Жизнь на Дону (6ч) | Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родное село. Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села. Вместе дружная семья. | Познакомить с историей появления родного хутора, его достопримечательностями Составление альбома о родном селе. Выставка рисунков, фотографий. Дать общее представление о зимних обрядах на Дону Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички. |
5 | Резервные уроки (2ч) Экскурсии | «Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей) | |
6 | Исследовательские, проектные и практические работы | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав. Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье» Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др. |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Основное содержание темы | Колво часов | Дата |
1 | Я и окружающий мир (5ч) | С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история. | 1 | |
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. | 1 | |||
Правила противопожарной безопасности. | 1 | |||
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. | 2 | |||
2 | Природа Донского края (18ч) | Живая и неживая природа Донского края. Времена года. | 2 | |
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. | 2 | |||
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними | 2 | |||
Правила безопасного обращения с домашними животными. | 2 | |||
Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве . | 2 | |||
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. | 2 | |||
Почва Донского края и её значение для растений и животных .Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). | 4 | |||
3 | Человек и природа ( 3ч) | Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. | 2 | |
Правила поведения в природе. | 1 | |||
4 | Жизнь на Дону (6ч) | Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) | 1 | |
С днём рождения, родное село. | 2 | |||
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села. Вместе дружная семья. | 3 | |||
5 | Резервные уроки (2ч) Экскурсии | «Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей) | 2 | |
6 | Исследовательские, проектные и практические работы | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав. Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье» Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др. |
с Аграфеновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Аграфеновская СОШ»)
«Согласовано» Заместитель директора по ВР _________ Руденко Л.В. Протокол № от « » августа 2019г. | «Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом»МБОУ «Аграфеновская СОШ» Протокол № от « » августа 2019 г. | «Утверждено» Приказ № от « » августа 2019 г. Директор: БудниковаН.Б._____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Доноведение ”
начальное общее образование -2 класс
Количество часов-68 ч
Учитель -Сидоренко Лариса Николаевна
2019-2020 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....