Конспект "Дымковская игрушка
методическая разработка
Мастер - класс обучающихся 2х классов для 1х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka_master_klass.docx | 755.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 15 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Конспект урока изобразительного искусства на тему:
«Дымковская игрушка»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Куранда Евгения Юрьевна
Тема: « Дымковская игрушка»
Тип урока: Изложение нового материала.
Цели: Организовать совместную деятельность обучающихся второго класса с первоклассниками, где целью является - знакомство с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для расписывания игрушки, формирование патриотического отношения к культурному наследию нашей родины.
Задачи:
- расписать дымковскую игрушку.
- учить планировать свою работу.
- формировать умения и навыки работы с кистью и красками.
- учить составлять орнаменты.
- формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.
Планируемые результаты освоения материала.
Предметные:
- узнать историю дымковской игрушки;
- расписать изделие в соответствии с инструкцией учителя.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.
Познавательные УУД:
- выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки;
- создавать узоры по собственному замыслу.
Коммуникативные УУД:
- слушать учителя и выполнять его требования;
- слушать собеседника и вести диалог.
Личностные УУД:
- оценивать свои достижения на уроке;
- проявлять уважительное отношение к народному искусству.
Оборудование: кисти, краски, непроливайки с водой, заготовки игрушек из солёного теста; презентация, рисунки дымковской игрушки.
ХОД УРОКА:
I. Организация рабочего места учащихся и мотивация к учебной деятельности:
Скорей за работу,
Скорей за работу!
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
II. Целеполагание и актуализация знаний обучающихся.
- Ребята, какой зимний праздник с нетерпеньем ждут все дети? – новый год
- Назовите главные атрибуты нового года ? – ёлка, подарки.
-Расскажите, а чем вы украшаете ёлочку?
- Сегодня мы поведём рассказ об игрушках. Но не об обычных игрушках, а о народных. Издавна славилась наша Родина своими мастерами. Места, где живут мастера называются центрами народных промыслов. Их много. Вот об одном из них я вам сейчас расскажу. А ребята мне помогут.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
В некотором царстве
В российском нашем государстве,
На Вятке на реке,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.
В той далекой стороне –
Так рассказывали мне
Там живут мастеровые
Да умелые какие !
Мастерят они игрушки.
А игрушки не простые.
Глиняные. Расписные
- Как вы уже догадались речь пойдет о … ? (Дымковской игрушке.) (Слайд2)
Ученик 1.
Дымковская игрушка – это удивительно красивые творения, (Слайд3)
художественный промысел Дымково, который сейчас относится к Кирову. Это очень древний народный промысел, которому уже больше 400 лет. В начале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Люди делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.
Ученик 2
Дымковские игрушки лепят только вручную. Сырьем для них является глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение. (Слайд4 - 5) Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.
Ученик 3
В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, (Слайд 6 - 7) контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.
III Этап первичного восприятия и усвоения нового материала
- Итак, вот мы и познакомились с историей создания Дымковской игрушки.
- А какую цель поставим себе на уроке ? - Расписывание дымковской игрушки
- Но в Дымковской игрушке очень много различных видов и форм. И чтобы узнать какую игрушку мы будем учиться раскрашивать, я предлагаю отгадать загадку.
Физкультминутка «Мешок с подарками от деда Мороза» (Слайд 8)
Посмотри в дверную щёлку — ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят … (Игрушки)
- Сегодня на уроке мы будем учиться расписывать ёлочную игрушку по принципу росписи Дымковской игрушки, чтобы она радовала вас и оберегала от бед. Ведь в старину верили, что такие игрушки защищают и оберегают своих хозяев от бед, сглаза, неудач.
-Давайте рассмотрим фигурки. (Слайд 9)
-Что они вам напоминают? Какие цвета используют мастера Дымково и какие необходимо использовать вам, чтобы у вас получилась дымковская игрушка?
-А как расположены узоры на игрушке ? – Симметрично, т. е. – узоры и орнамент должны повторяться!
IV. Практическая деятельность .
-Откройте альбомы и потренируйтесь рисовать элементы дымковской росписи.
-А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки.
- Положите игрушку перед собой и расписывайте с каждой стороны.
- Чтобы развернуть игрушку нужным бочком и не испортить уже нанесённый узор, поворачивайте за подставочку.
- И помните ребята, что форма узора должна состоять из кругов, точек, овалов, которые будут повторяться.
V. Итог урока. Рефлексия (Слайд 10)
- Что нового узнали на уроке? Чему учились?
- Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?
- Почему игрушка называется дымковской?
- Из чего ее лепят?
- Покажите друг другу, что же у вас получилось?
- Давайте устроим выставку работ, положим для просушки ваши работы на подоконник и покажем всем, что у нас получилось.
-Понравился ли вам урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...
Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».
Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...
Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...