Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа

Осокина Анна Владимировна

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Программа «Азбука  нравственности» составлена на основе про­граммы   Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  сотрудничестве с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\Осокина титульные листы\Азбука нравственности.jpg

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главная есть наука о том, как жить, делая

меньше зла и как можно больше добра».                                              

                                                                                                                                          Л.Н.Толстой.

                                                         1. Пояснительная записка.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Программа «Азбука  нравственности» составлена на основе программы   Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной школы в  сотрудничестве с родителями.

Проблеме духовно-нравственного  развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки,  наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и  правилами поведения и формирования моральных привычек.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное  отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования  в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.  

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена  на

- формирование  позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

-  раскрытие способностей и талантов учащихся,

 - подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Курс «Азбука нравственности рассчитан на 101 час, из них в 1 классе – 33ч., 2-3 классы – 34 ч.

2. Планируемые результаты  освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Азбука  нравственности».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимисявоспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.

7.  Сострадать животным, не обижать их.

8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Замечать красоту природы.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

8. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

10. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметьмысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности  «Азбука нравственности».

Цель программы:

  • создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
  • воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
  • обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
  • начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

Задачи программы:

-  сформировать систему нравственных ценностей;

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе,  семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

-  воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон  и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное  сотрудничество).

Основные направления         программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  «Азбука нравственности»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине,    целеустремлённость  и настойчивость, бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

4.Личностные, метапредметные результаты.

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

5. Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

Содержание курса включает в себя следующие циклы;

- « Я и школа»;

- «Я и окружающие»;

- «Я и семья»;

- «Я и природа»;

- «Я и книга»;

- «Я и животные»;

- «Я и здоровье».

1 класс.  33 ч.

«Я и школа» (2 ч.)

Здравствуй школа!   Вот и стали мы учениками…

«Я и окружающие»(17 ч.)

Учимся работать в команде.  О хорошем и плохом.  Клуб «Выручайка».  О дружбе.   «Здравствуй!»  Профессий много есть на свете.   Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка.   Познакомьтесь: это Я!   Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми.  Когда люди радуются.   Я расту!  Сказка о весёлой пчёлке.  Как у зайчонка зуб болел.  Приглашаем гостей.

«Я и семья»(1ч.)

Поезд везёт подарки мамам.

«Я и природа»(5 ч.)

Венок осени. Клуб любителей природы.  В городе Лекарственных растений.  Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.  Солнышко.

«Я и книга»(4 ч.)

В мире любимых сказок. Снегурочка.  По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».  К. И. Чуковский и его произведения « Краденое солнце».

«Я и животные»(1 ч.)

Нам нравится гулять по зоопарку…

«Я и здоровье»(3 ч.)

В царстве Мойдодыра.  На пороге лета.  На рыбалке.  

2 класс 34 ч.

«Я и школа»(1ч.)

О культуре поведения в школе.  

«Я и окружающие»(10 ч.)

Не надо больше ссориться.   Учимся дружить.  Учимся обсуждать проблему.  Слушаем сказку.  Занимательный журнал «Имена».   Колечко  красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке.   День космонавтики.  Ох уж этот ветер!..  Кем быть?   О профессии и трудолюбии.

«Я и семья»(2 ч.)

Под крышей дома моего.   Давайте, друзья, потолкуем о маме.

«Я и природа» (8 ч.)

Времена года.  Отправляемся в путешествие.  Во саду ли, в огороде.  Зима в лесу.  Лепим снеговика.  Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

«Я и книга»(8 ч.)

Узнай меня!  Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка».    И снова сказка.   Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.   И снова сказочные фанты.

«Я и животные» (2 ч.)

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

«Я и здоровье»(3 ч.)

Тише, пожалуйста!  Экскурсия в медицинский кабинет.  Для чего нужны нам глазки.  

3 класс. 34 ч.

«Я и окружающие»(11ч.)

О себе,  о дружбе, о друзьях. О добре и зле. « У камина».  Клуб «Выручайка».   В  мире профессий.  Что такое зима? Принцессы Шарля Перро.  Учимся работать в микрогруппе.  Хлеб – наше богатство.  Берегите время!  «Ромашка».

«Я и семья»(1ч.)

Роза для мамы

«Я и природа»(7 ч.)

И снова об осени. Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов…   Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод.  Цветочная карусель.  В гостях у белочки.

«Я и книга»(8 ч.)

Путешествие в сказку.  Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский.  Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино.  Знаменитые малыши. Нейзнайка.  Да здравствуют книги!   Клуб «Белая ворона».  И снова клуб «Белая ворона».  Фея Фантаста.  

«Я и животные»(4 ч.)

О кошках  и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.  

«Я и здоровье»(3 ч.)

Письмо дедушки Морфея.  Наши страхи. Зимние забавы.

4 класс 34 ч. 

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки».

Календарно-тематическое планирование 2 класс (33часа)

Тема занятия

Количество часов

1 триместр

1

О культуре поведения в школе

1

05.09

2

Под крышей дома моего

1

12.09

3

Времена года

1

19.09

4

О хорошем и плохом.

1

26.09

5

Узнай меня!

1

03.10

6

О дружбе.

1

10.10

7

Не надо больше ссорится

1

17.10

8

«Здравствуй!»

1

24.10

9

Венок Осени.

1

07.11

10

Учимся обсуждать проблему

1

14.11

11

В мире любимых сказок.

1

21.11

12

Во саду ли в огороде

1

28.11

2 триместр

13

О рабочих руках и трудолюбии.

1

05.12

14

Зайкина избушка.

1

12.12

15

Учимся вежливости.

1

19.12

16

Новогодняя сказка.

1

26.12

17

Познакомьтесь: это Я!

1

16.01

18

 Снегурочка.

1

23.01

19

Сказка о солнечном зайчике

1

30.01

20

Учимся быть добрыми.

1

06.02

21

Когда люди радуются.

1

13.02

22

Я расту!

1

20.02

23

Нам нравится гулять по зоопарку…

1

27.02

3 триместр

24

Поезд везёт подарки мамам.

1

05.03

25

Сказка о весёлой пчёлке.

1

12.03

26

Клуб любителей природы.

1

19.03

27

Как у зайчонка зуб болел.

1

02.04

28

Приглашаем гостей.

1

09.04

29

В городе Лекарственных растений.

1

16.04

30

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.

1

23.04

31

На пороге лета.

1

07.05

32

О рыбалке.

1

14.05

33

О профессиях и трудолюбии

1

21.05

34

Занимательный журнал «Имена»

1

25.05

Итого:  34 часа.

2 класс.

п\п

Тема

Кол-во

часов

Цикл

Воспитание качеств

1.

О культуре поведения в школе

1

Я и школа

Культуры общения

2.

Под крышей дома моего

1

Я и семья

Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи

3.

Времена года

1

Я и природа

Умение видеть красоту природы, восхищаться ею

4.

Отправляемся в путешествие

1

Я и природа

Бережного отношения к природе

5.

Узнай меня!

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

6.

Не надо больше ссорится

1

Я и окружающие

Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим

7.

Учимся дружить

1

Я и окружающие

Умения находить способы примирения; толерантности, дружелюбия

8.

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

Я и животные

Доброты, отзывчивости, любви к животным, опрятности

9.

Учимся обсуждать проблему

1

Я и окружающие

Доброты, справедливости, желания приходить на помощь

10.

Во саду ли в огороде

1

Я и природа

Бережного отношения к земле

11.

Слушаем сказку

1

Я и окружающие

Стремления быть нужным, полезным окружающим

12.

Поговорим о собаках

1

Я и животные

Доброжелательного отношения к животным

13.

Тише, пожалуйста!..

1

Я и здоровье

Толерантности

14.

Занимательный журнал «Имена»

1

Я и окружающие

Уважительного отношения к имени

15.

Колечко красоты

1

Я и окружающие

Стремление к внутреннему самосовершенствованию

16.

Девочка и разбойники

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы,искать выход из любой жизненной ситуации

17.

Экскурсия в медицинский кабинет

1

Я и здоровье

Уважения к труду медицинского работника

18.

Зима в лесу

1

Я и природа

Умения замечать красоту природы

19.

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

20.

Для чего нам нужны глазки

1

Я и здоровье

Стремления к соблюдению гигиены глаз

21.

И снова сказка

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

22.

Давайте, друзья, поговорим о маме

1

Я и семья

Чувства любви и уважения к маме

23.

Лепим снеговика

1

Я и природа

Наблюдательности, интереса к изучению природы

24.

Цветик-семицветик

1

Я и окружающие

Доброты, отзывчивости

25.

Волшебники и волшебные предметы

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

26.

Животные с книжных страниц

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

27.

Спешим на помощь к  бабке Ёжке

1

Я и окружающие

Доброты, отзывчивости

28.

День космонавтики

1

Я и окружающие

Гордости за наших соотечественников – первых космонавтов

29.

Тропинка

1

Я и природа

Бережного отношения к природе

30.

Ох уж этот вечер!..

1

Я и окружающие

Доброты, отзывчивости, сочувствия

31.

Сказочные фанты

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

32.

И снова сказочные фанты

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы.

33.

Школа насекомых

1

Я и природа

Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд

34.

Кем быть?

1

Я и окружающие

Уважение к труду

35.

Лето в загадках

1

Я и природа

Стремление к здоровому образу жизни

36

О профессиях и трудолюбии

1

Я и окружающие

Уважения к людям различных профессий

ИТОГО

33+3

3 класс.

п\п

Тема

Кол-во

часов

Цикл

Воспитание качеств

1.

Путешествие в сказку

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

2.

И снова об осени…

1

Я и природа

Умения восхищаться красотой природы

3.

О себе, о дружбе, о друзьях…

1

Я и окружающие

умения понимать особенности переживаний другого

4.

О добре и зле

1

Я и окружающие

Стремления к самосовершенствованию

5.

Посылка от сказочных героев

1

Я и книга

Любви к чтению художественной литературы

6.

Письмо дедушки Морфея

1

Я и здоровье

Стремления к здоровому образу жизни

7.

Эдуард Успенский

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы

8.

Выглянуло солнышко…

1

Я и природа

Толерантного отношения к осенним невзгодам

9.

О кошках и собаках

1

Я и животные

Доброго отношения и чувства  ответственности за домашнего питомца

10.

«У камина»

1

Я и окружающие

Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности,  понимания,  отзывчивости

11.

Клуб «Выручайка»

1

Я и окружающие

Интереса к чтению художественной литературы; стремления приходить на помощь нуждающимся

12.

Слушаем сказку

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы

13.

О животном не очень приятном

1

Я и животные

Терпимого отношения к лягушкам и жабам

14.

В гости к друзьям из Простоквашино

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы

15.

Что за праздник без цветов…

1

Я и природа

Умения  видеть  красоту цветов и восхищаться ею

16.

В мире профессий

1

Я и окружающие

Уважения к труду

17.

Наши страхи

1

Я и здоровье

Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки

18.

Что такое зима?

1

Я и окружающие

Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою

19.

Знаменитые малыши. Незнайка.

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы

20.

Экзотические животные

1

Я и животные

Доброжелательного отношения к представителям фауны

21.

Зимушка-зима

1

Я и природа

Чувства любования красотой русской природы

22.

Зимние забавы

1

Я и здоровье

Стремления к здоровому жизни

23.

Да здравствуют книги!

1

Я и книга

Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их

24.

Роза для мамы

1

Я и семья

Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности

25.

Принцессы Шарля Перро

1

Я и окружающие

Лучших женских качеств

26.

Клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

Любви к чтении.художественной литературы

27.

И снова клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

Любви к чтении.художественной литературы

28.

Бабочек весёлый хоровод

1

Я и природа

Бережного отношения к окружающей среде

29.

Театр кошек Юрия Куклачёва

1

Я и животные

Любви к домашним животным

30.

Учимся работать в микрогруппе

1

Я и окружающие

Доброжелательности, сплочённости, толерантности

31.

Фея Фантаста

1

Я и книга

Стремление  к чтению художественной литературы

32.

Хлеб – наше богатство

1

Я и окружающие

Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб

33.

Берегите время!

1

Я и окружающие

Бережного отношения ко времени

34.

Цветочная карусель

1

Я и природа

Любви к природе

35.

В гостях у белочки

1

Я и природа

Бережного отношения к природе

36

«Ромашка»

1

Я и окружающие

Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма

ИТОГО

33+3

4 класс.

п\п

Тема

Кол-во

часов

Цикл

Воспитание качеств

1.

С днем знаний!

1

Я и школа

Любовь и уважение к школе

2.

Осенняя сказка

1

Я и природа

Умение восхищаться красотой природы

3.

Семейный калейдоскоп.

1

Я и семья

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье

4.

И это тоже я!

1

Я и окружающие

Понимание чувств других людей

5.

О профессиях и трудолюбии.

1

Я и окружающие

Уважение к людям различных профессий

6.

В который раз о дружбе.

1

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

7.

В который раз о дружбе

1

Я и окружающие

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

8.

Мы – за здоровый образ жизни.

1

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

9.

Как выбирать друзей.

1

Я и окружающие

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

10.

О режиме дня.

1

Я и здоровье

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

11.

Экологическая карусель.

1

Я и природа

Бережное отношения к природе

12.

Накануне новогодних праздников.

1

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям

13.

Берегите книгу.

1

Я и книга

Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге.

14.

О рыцарстве.

1

Я и окружающие

Развитие доброжелательного отношения к девочкам.

15.

День рождения старой ели.

1

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости

16.

Будь здоров!

1

Я и здоровье

Развитие бережного отношения к своему здоровью

17.

Люди! Берегите природу!

1

Я и природа

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

18.

О совести.

1

Я и окружающие

Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими

19.

Учимся быть щедрыми.

1

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости

20.

Путешествие капельки.

1

Я и природа

Бережное отношение к воде

21.

Настроение.

1

Я и окружающие

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

22.

На экономической волне.

1

Я и окружающие

Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости

23.

Секреты здоровья.

1

Я и здоровье

Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения.

24.

Кошки.

1

Я и животные

Чувство ответственности за прирученное живое существо

25.

Приглашение к разговору.

1

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником

26.

Полюбуйся, весна наступает.

1

Я и природа

Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами.

27.

Наши бабушки.

1

Я и семья

Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам.

28.

Игры в самих себя.

1

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе.

29.

Сказки Г.-Х. Андерсена

1

Я и книги

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

30.

Учимся шутить.

1

Я и окружающие

Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения

31.

Живи, не требуя награды.

1

Я и окружающие

Развитие чувства сострадания и милосердия

32.

Покуда сердца стучатся.

1

Я и окружающие

Развитие чувства гордости за великую Победу и благодарности ветеранами

33.

О Робинзоне Крузо.

1

Я и книги

Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях.

34.

О вреде курения.

1

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

35-

36

КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

2

Я и окружающие

Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма

ИТОГО

34+2

  1. Научно – методическое обеспечение  программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
  2. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.
  3. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М.,  РОСТ – книга, 2013г.
  4. Закон РФ «Об образовании».
  5. Интернет – ресурсы
  6. Мультимедийный фонд
  7. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
  8. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
  9. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное  общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
  10. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
  11. Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт ( стандарт второго поколения).
  12. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.

7. Формы контроля и критерии оценки результатов:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Итоговый контроль в формах:

•        тестирование;

•        практические работы;

•        творческие работы;

•        анкетирование родителей и учащихся;

• моделирование и решение жизненных ситуаций.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

•        степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

•        поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

8. Формы контроля и критерии оценки результатов:

1. компьютер;

2. медиапроектор;

3. информационная доска;

4. магнитофон;

5. цветные мелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...