Программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Занимательная грамматика"
рабочая программа (4 класс)
Программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Занимательная грамматика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Занимательная грамматика" | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена Утверждаю
________/Н.С. Сазонова/,
на заседании МО Протокол № 1 ___________ 2019 года | директор МАОУ «Калиновская СОШ» Приказ № ________ _________________ 2019года |
Программа внеурочной деятельности
среднего общего образования
обще интеллектуальной направленности
«Занимательная грамматика»
на 2019 – 2020 учебный год
Разработчик:
В.А.Саханова,
учитель начальных классов.
пос. Калиновка
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 2-7 | |
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 7-12 | |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 12-13 |
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Основная цель Программы:
1. Повышение интереса к предмету.
2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
4.развивать внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
5. расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи Программы:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел | Общие результаты |
«Путешествия по Стране Слов» | Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Обучающиеся должны уметь: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. |
«Секреты орфографии» | Правила правописания слов с изученными орфограммами. Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. |
«Занимательное словообразование» | Правила правописания слов с изученными орфограммами. Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. |
«Занимательная лингвистика» | -отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; -слова, словосочетания, предложения, текста; -основные орфографические и пунктуационные правила; -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; - пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УУД | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность для формирования: |
Личностные УУД | -проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; - умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; - представление об основных моральных нормах. | - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения лингвинистических задач; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; -осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Регулятивные УУД | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; -адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя | -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; -проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; -самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи. |
Познавательные УУД | -анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; - находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; -отрабатывать орфографическую грамотность; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; -формулировать проблему; -строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; -устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. | -аналогии: -выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -различать обоснованные и необоснованные суждения; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Коммуникативные УУД | -принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнеров; -корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; -осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. | -критически относиться к своему и чужому мнению; -уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; -принимать самостоятельно решения; -содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по русскому языку.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Русский медвежонок» и др. дистанционных конкурсах.
-Активное участие в «Неделе русского языка и литературы» .
-Выпуск стенгазет.
Содержание программы.
Содержание курса «Занимательная грамматика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, орфографической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках русского языка.
Программа предусматривает включение упражнений и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных лингвистических знаний. Тематика упражнений и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия должны содействовать развитию у детей логического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению лингвистической терминологии и т.д.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел, тема, количество часов | Содержание | Формы организации | виды деятельности |
«Путешествия по Стране Слов» | 1.К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». 2 К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». 3 Встреча с Радугой. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». 4 В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» 5 В глубь веков на Машине времени. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. 6 В Королевстве Ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. 7 Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. 8 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (2ч.) Слова – омонимы, антонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. | практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; кроссвордов, шарад, ребусов. | игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию |
«Занимательное словообразование» | 1Как обходились без письма? Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». 2. Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. 3.«Ошибкоопасные» места. «Зеркальные и не зеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. 4.Опасные согласные. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». 5. На сцене гласные Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! 6 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.) Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. 7. Память и грамотность. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. 8.Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. | практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов | игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию |
«Секреты орфографии» | 1. Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. 2. «Пигмалион» учит орфоэпии. ( Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. 3. Сказочное царство слов. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . 4. Крылатые слова Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». 5. В королевстве ошибок Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». 6.В стране Сочинителей. Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . 7. Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. 8. Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). 9.Шарады и логогрифы Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. 10.Занимательное словообразование Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. 11. КВН по русскому Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку | практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов | игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию |
«Занимательная лингвистика» | 1- Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. 2. Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. 3. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». 4. Как возникают названия. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. 5. Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». 6. Научная этимология. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем. 7. Отчество и фамилия. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. | практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов | игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
| 1 год обучения |
1. | «Путешествия по Стране Слов» | 8 |
2. | «Занимательное словообразование» | 8 |
3. | «Секреты орфографии» | 11 |
4 | «Занимательная лингвистика» | 7 |
Итого | 34 |
№ | Тема | Кол--во часов |
1 | К тайнам волшебных слов. | 1 |
2 | К несметным сокровищам Страны Слов | 1 |
3 | Встреча с Радугой. | 1 |
4 | В Страну Говорящих Скал. | 1 |
5 | В глубь веков на Машине времени | 1 |
6 | В Королевстве Ошибок. | 1 |
7 | Чудеса в Стране Слов. | 1 |
8 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным | 1 |
9 | Как обходились без письма? | 1 |
10 | Древние письмена | 1 |
11 | «Ошибкоопасные» места. | 10 |
12 | «Зеркальные и не зеркальные слова». | 1 |
13 | Кому нужна зоркость? | 1 |
14 | Опасные согласные | 1 |
15 | Память и грамотность. | 1 |
16 | Где же хранятся слова? | 1 |
17 | Банты и шарфы. | 1 |
18 | «Пигмалион» учит орфоэпии | 1 |
19 | Сказочное царство слов. | 1 |
20 | Крылатые слова | 1 |
21 | В королевстве ошибок | 1 |
22 | В стране Сочинителей | 1 |
23 | Искусство красноречия. | 1 |
24 | Анаграммы и метаграммы | 1 |
25 | Шарады и логогрифы | 1 |
26 | Занимательное словообразование | 1 |
27 | КВН по русскому языку | 1 |
28 | Что такое орфоэпия? | 1 |
29 | Звуки не буквы! | 1 |
30 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 |
31 | Как возникают названия. | 1 |
32 | Фразеологические обороты. | 1 |
33 | Научная этимология. | 1 |
34 | Отчество и фамилия. | 1 |
Итого: 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности ФГОС "Занимательная грамматика".
"Занимательная грамматика"....
Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классс "Этическая грамматика"
Данная программа расчитана на 2 года и может использоваться во внеурочной деятельности для учащихся 1- 2 классов....
Программа по внеурочной деятельности «Веселая грамматика»
программа на 4 года обучения...
Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Содержание программы "Занимательная грамматика"и примерное тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка...
- Мне нравится (1)