Разнообразие творческих игр на уроках в начальной школе.
статья

Кузьмина Юлия Борисовна

В данной статье рассмотрены возможности игровой деятельности в начальной школе, показаны плюсы и минусы этой деятельности, а также даны основные виды творческих игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Разнообразие  творческих  игр  на  уроках  в  начальной  школе»

Основа  стандарта – системно – деятельностный  подход  в  обучении. Это  заставляет пересмотреть  способы  взаимодействия  с  учеником  в  познавательном  процессе. Целью  обучения  становится  не  передача  определенной  суммы  знаний, а  создание условий  для  максимального  развития  индивидуальности  ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание  образования  в  связи  с  этим отбирается  на  основе  выделения  компетенций, которые  необходимы  каждому человеку. Соответственно  вычленяются  проблемы, которые  ученик  должен научиться  решать, и  учебный  материал  группируется  вокруг  этих  проблем. Меняется  и  роль  учителя: из  "транслятора"  информации  он  превращается  в организатора  деятельности  ученика. Соответственно и  ученик  не  просто  сидит, слушает  и  воспроизводит  полученную  информацию  на  уроке, а  становится активным  участником  по  приобретению  и  освоению  этой  информации. Ученик должен  стать  субъектом  деятельности.  Творческие  игры  как  раз  и  помогают  учащимся  в  более  привычной  для  них  форме  приобретать  и  осваивать  необходимые  знания,  умения  и  навыки.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

О  возрастных особенностях учитель должен помнить  при организации игр.

Позвольте  представить  вам  разнообразие  творческих  игр, где  главный  участник – это  ученик (в  дальнейшем  именуемый  «Я….»):

  1. «Я – писатель  и  поэт!»

Придумай:   сказку, загадку, небылицу, стихотворение, задачу, частушку, слова, продолжение  истории, мини – сочинение, физминутку  и  т.д.

  1. «Я – мыслитель!»

Составь: кроссворд, сканворд, ребус, анаграмму, графический  диктант, словарный  диктант, словарь  терминов (синонимов, антонимов…), цепочку  примеров  и  т.д.

  1. «Я – артист!»

Покажи: сказку, сценку, изобрази  героя, вырази  мимикой (жестами), кукольный  театр  и  т.д.

  1. «Я – художник!»

Нарисуй  каким  ты  видишь: героя, природу, обстановку, диафильм  и  т.д.

  1. «Я – мастер!»

Сделай:  модель, поделку, книжку, подарок  и  т.д.

  1. «Я – путешественник!»

Уроки – путешествия: в  страну  знаний, в  страну  морфологии, в  царство  математики, в  страну  сказок  и  т.д.

  1. «Я – первый!»

Уроки – соревнования: конкурсы; эстафеты; «Кто  больше?»; «Кто  быстрее?» (найдёт, решит, образует и т.д.:  слово, пару, задачу, слово в слове, заполнит  пропуски)  и  многое  другое.

Игровые  технологии  являются  одной  из  уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Подводя итог выше изложенному можно отметить  «за»  использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие: 

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; 

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; 

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение.

Фабр Ж.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Дети обожают фантазировать, придумывать и создавать что-то новое — именно поэтому творческие игры так нравятся им.

Игра  необходима  и  для  сохранения  преемственности  между  детским  садом  и  школой,  и  для  снижения  психических  и  физических  перегрузок.  Ведь  первые  дни  в  школе  являются  трудными  для  всех  без  исключения,  как  бы  восторженно  ни  описывали  они  новую  школьную  жизнь.  А  от  того,  как  будет  чувствовать  ребёнок  в  это  время, зависит  вся  его  дальнейшая  жизнь.

Начальная  школа — особый  этап  в  жизни  ребёнка,  связанный  с  изменением  при поступлении  в  школу  ведущей  деятельности  ребёнка — с  переходом  к  учебной деятельности  (при сохранении значимости игровой).

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Применение игровых технологий  на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
      
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным.

Литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 2010 г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2009.
  3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 2011.
  4. Кабанова Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков. Нач.шк. №1. 2010.
  5. Петрова И. А. Использование игры в учебном процессе. Нач.шк. №3. 2009.