Рабочая программа внеурочной деятельности «Развивающая математика» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развивающая математика» для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_matematika_3_kl.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развивающая математика» общеинтеллектуального направления для 3 класса разработана на основе нормативных

 - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с изменениями);

- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа №10» (ФГОС НОО 1-4 классы).

Цели курса: развивать устойчивый интерес учащихся к математике, углублять и расширять знания учащихся, развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области  чисел;

- содействовать умелому использованию символики;

- правильно применять математическую терминологию;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности «Развивающая математика» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У обучающихся  будут сформированы:

- начальные представления о математических способах познания мира;

- начальные представления о целостности окружающего мира;

- проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Развивающая математика»;

- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с ил-люстрацией на карточке, доске;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- работать по предложенному учителем плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Познавательные УУД.

Обучающиеся  научатся:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);

- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

- проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся  научатся:

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст математического задания;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

Содержание курса

Формы и методы проведения внеурочной деятельности:

Преобладающие формы занятий – групповые. Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Раздел «Математическое справочное бюро»  (4 часа)

Как появились цифры. Цифры у разных народов. Как считали в Древней Руси. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Шкала линейки. Для чего изучают математику. Арабские цифры. Мы живем в мире больших чисел. Числа-великаны. Числовые ребусы.

Раздел «В мире логики»  (5 часов)

Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Выбор наиболее эффективных способов решения. Множества. Пересечение и объединение множеств. Числовые головоломки. История первых головоломок. Числовые ребусы. Числовые последовательности.

Раздел «Мир величин» (6 часов)

Величины. Измерение длины, массы. Литр. Время. История величин. Старинные меры. Монеты. Купюры. Размен монет и купюр. Оплата проезда. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Игры на развитие глазомера. История создания циферблата. Задачи с циферблатом. Задачи на взвешивание и переливание. История создания часов. Задачи с часами. Задачи про песочные часы. История создания календаря. Виды календарей. Задачи про календарь. Задачи на определение возраста.

Раздел «Мир занимательных задач» (9 часов)

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Нестандартные задачи. Задачи на части. Задачи на определение количества разломов. Задачи про стоимость. Задачи про расстановку стульев. Комбинаторные задачи. Задачи на вероятность.

Раздел «Геометрическая мозаика»(3 часа)

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Чертежный угольник. Практическое применение чертежного угольника. Загадки о геометрических инструментах. Замкнутые и незамкнутые линии в созвездиях. Плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры. Куб. Задания на формирование умения распознавать три проекции объемного тела. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Игры с кубиками. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Непрозрачная модель куба. Вид сверху, вид снизу, вид слева, вид справа. Работа с изображением куба. Развертка куба. Задачи с развертками. Изготовление моделей фигур из пластилина. Изготовление модели куба с осью вращения. Оси вращения. Поворот вершины куба.

Раздел «Мир величин»(4 часа)

Величины. Измерение длины, массы. Литр. Время. История величин. Старинные меры. Игры на развитие глазомера.

Как измеряли массу на Руси, история единиц массы. Как появились весы. Деньги, история появления. Решение задач. Старинные единицы массы.

Старинные единицы длины. Старинные меры площади. Старинные меры объема.

Раздел «Математические игры»(4 часа)

Интересные приемы устного счета. Математические фокусы. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина».

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема (раздел)

Кол-во часов

«Математическое справочное бюро»  

4 часа

1

05.09

Для чего изучают математику

1

2

12.09

Арабские цифры

1

3

19.09

Мы живем в мире больших чисел

1

4

26.09

Числа-великаны

1

Раздел «В мире логики»  

5 часов

5

 03.10

Секреты умножения

1

6

 10.10

Числовые головоломки

1

7

 17.10

Числовые головоломки. История первых головоломок

1

8

 24.10

Числовые ребусы

1

9

 07.11

Числовые последовательности

1

 14.11

«Мир величин»

6 часов

10

 21.11

История создания часов. Задачи с часами

1

11

 28.11

История создания циферблата. Задачи с циферблатом

1

12

 03.10

Задачи про песочные часы

1

13

 05.12

Задачи про календарь

1

14

 12.12

Задачи на определение возраста

1

15

 19.12

Задачи на определение возраста

1

«Мир занимательных задач»

9 часов

16

 26.12

Нестандартные задачи

1

17

 09.01

Задачи на части

1

18

 16.01

Задачи на определение количества разломов

1

19

 23.01

Задачи про стоимость

1

20

 30.01

Задачи про стоимость

1

21

 06.02

Задачи про расстановку стульев

1

22

 13.02

Комбинаторные задачи

1

23

 20.02

Комбинаторные задачи

1

24

 27.02

Задачи на вероятность

1

«Геометрическая мозаика»(3 часа)

3 часа

25

 06.03

Плоские и объемные фигуры

1

26

 12.03

Объемные фигуры. Куб

1

27

 02.04

Задания на формирование умения распознавать три проекции объемного тела

1

«Мир величин»

4 часа

28

 09.04

Старинные единицы длины

1

29

 16.04

Старинные единицы массы

1

30

 23.04

Старинные меры площади

1

31

 30.04

Старинные меры объема

1

«Математические игры»

4 часа

32

07.05

Математические фокусы

1

33

14.05

Математические фокусы

1

34

21.05

Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина»

1

35

28.05

Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Развивающие игры

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры", разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на учащихся 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс "Развивающая математика"

Программа разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волк...