Комплексная олимпиада 4 класс
олимпиадные задания
Предварительный просмотр:
Ф.И.___________________________________________________
Школа _________________________________________________
________________________________________________
На противоположной от Арктики стороне земного шара находится Южный полюс Земли. Название этой области придумали древние греки. Арктика + Ант (приставка; Анти – напротив) =Антарктика.
В центре Антарктики расположен чудесный материк – Антарктида. Многие века назад люди верили в существование богатого и загадочного Южного материка. Но верить и знать – это не одно и тоже. Путешественники бороздили океаны в поисках таинственной земли, а ученые фантазировали о его богатствах. Древние греки даже нанесли на карту этот неизвестный людям материк, но Антарктида всё ещё оставалась мифической землёй.
К поискам южного материка был привлечен знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук. На корабле «Индевор» (Стремление) в 1768 году с группой исследователей он отправился в южные моря для выяснения тайны легендарного материка и обследование некоторых островов, незадолго до того открытых другими мореплавателями. Кук плыл в южном направлении целых шесть недель, но никакого материка не нашёл.
Через год после своего возвращения из первой экспедиции в 1772 году Кук снова ушел в море, так как вопрос о южном материке ещё не был прояснён. Два корабля взяли курс прямо на юг и обошли вокруг Земли вдоль границы дрейфующих льдов, но все поиски были напрасны: обитаемого южного материка не существовало. «Ни один человек, – писал Кук, – никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Люди мечтали о богатой земле, а увидели лишь пустыню, покрытую льдом. Так был развеян миф о существовании чудесной земли.
Но поиски на этом не закончились. Только в 1820 году, русские Мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми увидели берега шестого континента. Льды помешали им ступить на его землю. Спустя 74 года это сделали норвежские рыбаки.
С тех пор Южный полюс стал той «вершиной», которую предстояло покорить смельчакам, но все их попытки кончались неудачей из-за необычайно сурового климата и несовершенного снаряжения. Южный полюс покорился норвежскому исследователю Руальду Амундсену в 1911году. Пройдя на лыжах побережья вглубь Антарктиды более 1200 километров за два месяца, он добрался до цели.
Так призрачная и неизвестная земля обрела реальность.
Литературное чтение
Задание 1.
К какому из перечисленных ниже жанров, ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
А. Сказка
Б. Повесть
В. Легенда
Г. Инструкция
Д. Научно-популярный текст
Е. Не знаю
Задание 2.
- Определи тему текста. ___________________________________________
- Дай ему название. Запиши заголовок на строчке перед текстом.
Задание 3.
Выпиши предложение, которое поясняет цель экспедиции Д.Кука.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- К какому выводу пришёл Д.Кук после второго путешествия в южные моря?
Запиши одним предложением.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
- Внимательно пронумеруй абзацы текста.
- Заполни таблицу.
Этапы исследований | Номера абзацев |
| |
| |
| |
|
Русский язык
Задание 1.
- Из второго абзаца выпиши в I столбик имена прилагательные, связанные со словом «материк». Все слова должны быть в именительном падеже.
- Во II столбик запиши имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
I столбик | II столбик | |
Задание 2.
Запиши два синонима к слову «мореплаватель», которые используются в тексте.
Мореплаватель – ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Запиши как можно больше прилагательных к данным синонимам.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
- Из первого абзаца текста выпиши два однокоренных слова.
- Допиши к ним ещё однокоренное слово.
- Разбери слова по составу.
Ответ:__________________________________________________________________________________
Задание 4.
В тексте встречаются слова, в которых первые и последние буквы двух слов: п…я, в…ь (количество букв в словах может отличаться от образца). Запишите все возможные варианты каждого слова, записанного по данной модели. Укажите, какими частями речи могут быть записанные слова.
Математика
Задание 1. Через сколько лет после второй экспедиции Кука русские мореплаватели увидели берега шестого материка? Решение запиши.
Решение:___________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 2. Сколько лет назад покорился человеку Южный полюс? Решение запиши.
Решение:___________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 3.
Норвежец Оусланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил 44 км 200м. Какое расстояние он преодолел?
Решение:___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 4.
Семейство Императорских пингвинов, обитающих на берегах Антарктиды, весит 95 килограммов. Самец-пингвин весит на 5 килограммов меньше, чем самка и детеныш, вместе взятые. Самка весит в четыре раза больше, чем детеныш. Сколько весит каждый член пингвиньего семейства? (Выполни решение задачи по действиям с пояснениями).
Решение:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 5.
Члены экспедиции Д. Кука пополнили запас продовольствия, с вечера наловив на завтрак много рыбы. Наступила ночь, и команда легла спать. Ночью проснулся один из матросов, пересчитал пойманную рыбу, треть ее поджарил и съел, затем снова лег спать. Потом проснулся второй матрос, тоже пересчитал рыбу, треть от нее поджарил, съел и лег спать. После него тоже самое сделал третий матрос. Утром кок проснулся и увидел, что на завтрак в ведре осталось 8 рыб. Сколько рыб там было накануне вечером?
Решение:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Окружающий мир.
Задание 1.
К какой природной зоне ты отнесёшь Антарктиду? Почему?
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 2.
Какое свойство воздуха помогает путешественникам в холодных странах?
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 3.
Все экспедиции в Антарктиду отправлялись в зимние месяцы. Почему?
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 4.
Подчеркни в каждом ряду «лишнее» слово.
- Америка, Антарктида, Франция, Африка.
- Пустыня, почва, степь, тундра.
- Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин.
Задание 5.
Распределите приведенные ниже слова на группы. Подпишите название групп.
- Гренландия, Африка, Новая Земля, Мадагаскар, Австралия, Антарктида.
Название группы | Слова к группе |
- Охотское, Тихий, Балтийское, Черное, Атлантический, Индийский.
Название группы | Слова к группе |
Задание 6.
Температура льдов Антарктиды в 2 раза ниже, чем на острове Гренландия, рассмотри диаграмму, которая находится внизу и определи температуру льдов Антарктиды.
0 ºС
* Покажи на диаграмме с помощью отрезка, самую низкую температуру воздуха в Антарктиде равную -87 ºC и подпиши.
Задание 7.
Есть в Антарктиде три горных хребта, названные именами трех мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Их высота 5000 метров, 4500 метров и 4000 метров.
- Рассмотри диаграмму (сравнительный рисунок) внизу.
- С помощью «кирпичиков» показана высота горы Арамис.
Горный хребет Арамис 4000 м | Горный хребет Атос ? метров | Горный хребет Портос ? метров | Вулкан Эребус ? метров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким же образом покажи высоту горных хребтов Атос и Портос.
* Определи по диаграмме высоту вулкана Эребус.
Вулкан Эребус
Комплексная районная олимпиада 4 класс (КЛЮЧИ)
Чтение
Задание 1. 2балла
К какому из перечисленных ниже жанров, ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
А. Сказка
Б. Повесть
В. Легенда
Г. Инструкция
Д. Научно-популярный текст
Е. Не знаю
Задание 2.
Определи тему текста. ____Открытие и покорение Антарктиды___ 2 балла
Дай ему название. Запиши заголовок на строчке перед текстом. 1 балл
Чудесный материк.
Задание 3. 2 балла
Выпиши предложение, которое поясняет цель экспедиции Д.Кука.
Ответ: На корабле «Индевор» (Стремление) в 1768 году с группой исследователей он отправился в южные моря для выяснения тайны легендарного материка и обследование некоторых островов, незадолго до того открытых другими мореплавателями.
К какому выводу пришёл Д.Кук после второго путешествия в южные моря?
Запиши одним предложением.
Ответ: Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы.
Задание 4. 3балла
Внимательно пронумеруй абзацы текста.
Заполни таблицу.
Этапы исследований | Номера абзацев |
| 2 |
| 3,4 |
| 5,6 |
| 7 |
Русский язык
Задание 1. 5 баллов
Из второго абзаца выпиши в I столбик имена прилагательные, связанные со словом «материк». Все слова должны быть в именительном падеже.
Во II столбик запиши имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
I столбик | II столбик | |
чудесный | – | ужасный |
богатый | – | бедный |
загадочный | – | понятный |
южный | – | северный |
неизвестный | – | известный |
Задание 2. 2 балла
Запиши два синонима к слову «мореплаватель», которые используются в тексте.
Мореплаватель – путешественник, исследователь
__________________________________________________________
За подобранные прилагательные:
до 5 прилагательных – 2 балла
5- 9прилагательных- 3 балла
10 и более – 4 балла
Задание 3. 3балла
Из первого абзаца текста выпиши два однокоренных слова.
Допиши к ним ещё однокоренное слово.
Разбери слова по составу.
Ответ:
земельный (корень – земель, суффикс – н, окончание – ый),
Задание 4.
В тексте встречаются слова, в которых первые и последние буквы двух слов: п…я, в…ь (количество букв в словах может отличаться от образца). Запишите все возможные варианты каждого слова, записанного по данной модели. Укажите, какими частями речи могут быть записанные слова.
За каждое слово и определенную часть речи -1 балл
Математика
Задание 1. 1 балл
Через сколько лет после второй экспедиции Кука русские мореплаватели увидели берега шестого материка? Решение запиши.
Решение: 1820-1772=48 (л.)
Ответ:через 48 лет.
Задание 2. 1 балл
Сколько лет назад покорился человеку Южный полюс? Решение запиши.
Решение: 2018 – 1911=107 (г.)
Ответ: 107 лет назад.
Задание 3. 3 балла
Норвежец Оусланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил 44 км 200м. Какое расстояние он преодолел?
Решение: 1) 44 км 200 м = 44200 м 2) 44200 * 64 = 2828800(м)
2828800 м = 2 828 км 800 м
Ответ: 2 828 км 800 м
Задание 4 – 7 баллов (6 баллов +1 балл за грамотное пояснение)
1) 95-5 =90 (кг) весят самец и самка с детенышем без 5 кг.
2) 90:2=45(кг) – весит самец
3) 45+5 =50(кг) – весит самка и детеныш
4) 1+4 +5 (ч) - весят самка и детеныш
5) 50 :5 =10(кг) - весит детеныш
6) 10 * 4 = 40 (кг) – весит самка
Задание 5. – 6 баллов
1) 8: 2 * 3 = 12( р) осталось 3 матросу
2)12 : 2 * 3 = 18 (р) – осталось 2 матросу
3) 18 :2 * 3 = 27 (р) – было первоначально
Окружающий мир.
Задание 1. 2 балла + 1 балл за слово антарктическая
К какой природной зоне ты отнесёшь Антарктиду? Почему?
Ответ: (Антарктическая)Пустыня, т.к. нет растений
Задание 2. 2 балла
Все экспедиции в Антарктиду отправлялись в зимние месяцы. Почему?
Ответ:Т.к. в Антарктиде в это время лето.
Задание 3.3 балла
Подчеркни в каждом ряду «лишнее» слово.
Америка, Антарктида, Франция, Африка.
Пустыня, почва, степь, тундра.
Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин
Задание 4. 4 балла
Распределите приведенные ниже слова на группы. Подпишите название групп.
- Гренландия, Африка, Новая Земля, Мадагаскар, Австралия, Антарктида.
Название группы | Слова к группе |
| Мадагаскар, Новая Земля, Гренландия Африка, Австралия, Антарктида |
- Охотское, Тихий, Балтийское, Черное, Атлантический, Индийский.
Название группы | Слова к группе |
| Охотское Балтийское Чёрное Тихий Атлантический Индийский |
Задание 4. 3 балла
Температура льдов Антарктиды в 2 раза ниже, чем на острове Гренландия, рассмотри диаграмму, которая находится внизу и определи температуру льдов Антарктиды.
0 ºС
- 87 ° С
* Покажи на диаграмме с помощью отрезка, самую низкую температуру воздуха в Антарктиде равную -87 ºC и подпиши.
Задание 5. 5 баллов (2 балла за диаграмму, 3 за указанные значения)
Есть в Антарктиде три горных хребта, названные именами трех мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Их высота 5000 метров, 4500 метров и 4000 метров.
- Рассмотри диаграмму (сравнительный рисунок) внизу.
- С помощью «кирпичиков» показана высота горы Арамис.
Горный хребет Арамис 4000 м | Горный хребет Портос ? метров 4500 | Горный хребет Портос ? метров 5000 | Вулкан Эребус ? метров 3500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким же образом покажи высоту горных хребтов Атос и Портос.
* Определи по диаграмме высоту вулкана Эребус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа (комплексная) 3 класс
Комплексная проверочная работа разравотана в соответствии с ФГОС....
Проверочная работа (комплексная) 3 класс
Комплексная проверочная работа разравотана в соответствии с ФГОС....
комплексная работа3 класс
метапредметная...
Мои достижения.Итоговые комплексные работы1 класс О.Б.Логинова 1 класс
Книга под редакцией О. Б. Логиновой,М. Просвещение 2011 год. Четыре варианта контрольных работ...
Олимпиада 4 класс (комплексная)
Олимпиада 4 класс (комплексная)...
Итоговая комплексная 2 класс
итоговая комплексная 2 класс...
Итоговая комплексная 2 класс
Журавль Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.Журавль очень высок на ногах. У ...