Рабочая программа "Школы будущего первоклассника"
рабочая программа
Программа предлагает систему адаптационных занятий в "Школе будущего первоклассника" и состоит из трёх курсов "От слова к букве", "Математические ступеньки", "От рисунка к букве".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Преемственность» (далее – Программа) МБОУ СОШ № 11 разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной общеразвивающей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 11 № __ от «___»________г.
Направленность Программы – социальная
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Актуальность Программы-
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Педагогическая целесообразность Программы-
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Цель и задачи Программы
Цель - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи:
- развитие личностных качеств;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Отличительные особенности Программы от уже существующих программ
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к букве». Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму, математике и совершенствует их речь.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 6-7 лет.
Адаптационные занятия имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 6 месяцев, 24 недели.
Планируемые результаты.
В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Формы подведения итогов реализации Программы – День открытых дверей для родителей.
Содержание разделов Программы
Раздел Программы | Содержание | Кол-во часов |
От слова к букве | Звукопроизношение. Подготовка к обучению чтению. Знакомство со звуками, обозначение их буквами. Гласные, согласные звуки. Буквы, обозначающие два звука. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | 24 |
Математические ступеньки | Доцифровой период. Цифровой период. Пространственные представления. Простые задачи. Геометрические фигуры. | 24 |
От рисунка к букве | Подготовка к письму. Гигиенические требования к письму. Конструирование и письмо печатных букв. Штриховка. Рисование узоров, элементов букв. | 24 |
Всего час.: | 72 |
Учебно-тематический план
№ занятия | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Раздел « От слова к букве» | ||||
1. | Вводное занятие. Чему мы хотим научиться. «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | «Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [э]. Буква Э, э. | 1 | - | 1 |
3. | «Осенние странички». Звуки [и], [ы]. Буквы ы, И,и. Предложение, схема предложения. | 1 | - | 1 |
4. | «Осенние странички» .Буквы, обозначающие два звука. Звуки [й’а]. Буквы Я, я. | 1 | - | 1 |
5. | «Осенние странички».Звуки [й’у]. Буквы Ю, ю. | 1 | - | 1 |
6. | Звуки [й’э], [й’о].]. Буквы Е,е, Ё, ё. | 1 | - | 1 |
7. | Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | - | 1 |
8. | «Зимние странички».Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
9. | Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. | 1 | - | 1 |
10. | Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н. | 1 | - | 1 |
11. | «Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. | 1 | - | 1 |
12. | Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
13. | Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
14. | «Зимние странички».Звуки [з], [з’]. [с], [с’]. Буквы З, з. С, с. | 1 | - | 1 |
15. | Звуки [ш]. [ж]. Буквы Ш, ш. Ж, ж. Шипящие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
16. | Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | - | 1 |
17. | «Зимние странички». Звуки [д], [д’], [т], [т’] Буквы Д, д. Т, т. | 1 | - | 1 |
18. | Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к. | 1 | - | 1 |
19. | «Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. | 1 | - | 1 |
20. | «Весенние странички». Звуки [ц]. Буквы Ц, ц. | 1 | - | 1 |
21. | Звуки [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | - | 1 |
22. | Звуки [ч’]. Буквы Ч, ч. | 1 | - | 1 |
23. | Звуки [й’]. Буквы Й, й. | 1 | - | 1 |
24. | Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного. | 1 | - | 1 |
II. Раздел «Математические ступеньки» | ||||
1. | Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа. | 1 | - | 1 |
2. | Понятия «Больше, меньше, столько же» | 1 | - | 1 |
3. | Понятия «Длиннее-короче», «выше-ниже» | 1 | - | 1 |
4. | Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. | 1 | - | 1 |
5. | Знакомство с геометрическими фигурами. | 1 | - | 1 |
6. | Число и цифра 1. | 1 | - | 1 |
7. | Число и цифра 2. | 1 | - | 1 |
8. | Число и цифра 3. | 1 | - | 1 |
9. | Число и цифра 4. | 1 | - | 1 |
10. | Число и цифра 5. | 1 | - | 1 |
11. | Число и цифра 6. | 1 | - | 1 |
12. | Число и цифра 7. | 1 | - | 1 |
13. | Число и цифра 8. | 1 | - | 1 |
14. | Число и цифра 9. | 1 | - | 1 |
15. | Закрепление состава чисел 6-9. | 1 | - | 1 |
16. | Число и цифра 0. Обратный счет. | 1 | - | 1 |
17. | Закрепление состава чисел 1-9 | 1 | - | 1 |
18. | Временные представления. Год. Временные представления. Месяц. | 1 | - | 1 |
19. | Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки. | 1 | - | 1 |
20. | Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность. Задания на внимание. | 1 | - | 1 |
21. | Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность. Задания на внимание. | 1 | - | 1 |
22. | Составление и решение простых задач. Сравнение чисел. | 1 | - | 1 |
23. | Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение. | 1 | - | 1 |
24. | Закрепление изученного. Задания на внимание. | 1 | - | 1 |
III. Раздел «От рисунка к букве» | ||||
1. | Письмо печатной буквы Аа. | 1 | - | 1 |
2. | Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О.Письмо печатной буквы Оо. | 1 | - | 1 |
3. | Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы.Письмо печатной буквы. | 1 | - | 1 |
4. | Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у.Письмо печатной буквы Уу. | 1 | - | 1 |
5. | Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.Письмо печатной буквЭэ. | 1 | - | 1 |
6. | Конструирование букв Я,я,Письмо печатной буквы Яя. | 1 | - | 1 |
7. | Конструирование букв Ю,ю.Письмо печатной буквы Юю. | 1 | - | 1 |
8. | Конструирование букв Е,е,Письмо печатной буквы Ее. | 1 | - | 1 |
9. | Конструирование букв Ёё.Письмо печатной буквы Ёё. | 1 | - | 1 |
10. | Конструирование буквы Л,л.Письмо печатной буквы Лл. | 1 | - | 1 |
11. | Конструирование буквы М,м.Письмо печатной буквы Мм. | 1 | - | 1 |
12. | Конструирование букв Н,н .Р,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр. | 1 | - | 1 |
13. | Конструирование букв Н,н;Р,р .Письмо печатных букв:Нн, Рр. | 1 | - | 1 |
14. | Написание изученных букв звонких и глухих согласных. | 1 | - | 1 |
15. | Конструирование букв В,в ; Ф,ф .Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф . | 1 | - | 1 |
16. | Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с. | 1 | - | 1 |
17. | Конструирование букв :Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв: Ж,ж; Ш,ш | 1 | - | 1 |
18. | Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв:Б,б ; П,п. | 1 | - | 1 |
19. | Конструирование букв :Д,д, ; Т,т .Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т . | 1 | - | 1 |
20. | Конструирование букв :Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к. | 1 | - | 1 |
21. | Конструирование букв :Х,х. Письмо печатной буквы Хх. | 1 | - | 1 |
22. | Конструирование букв :Ц,ц .Письмо печатной буквы Ц,ц. | 1 | - | 1 |
23. | Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч | 1 | - | 1 |
24. | Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 |
Материально-техническое обеспечение Программы
Компьютер, мультимедийный проектор.
Список используемой литературы
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205873-1361114855.jpg)
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205873-1361114855.jpg)
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-135206-1351775885.jpg)
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-949042-1700034905.png)
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....