Рабочая программа "Школы будущего первоклассника"
рабочая программа
Программа предлагает систему адаптационных занятий в "Школе будущего первоклассника" и состоит из трёх курсов "От слова к букве", "Математические ступеньки", "От рисунка к букве".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shbp.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Преемственность» (далее – Программа) МБОУ СОШ № 11 разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной общеразвивающей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 11 № __ от «___»________г.
Направленность Программы – социальная
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Актуальность Программы-
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Педагогическая целесообразность Программы-
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Цель и задачи Программы
Цель - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи:
- развитие личностных качеств;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Отличительные особенности Программы от уже существующих программ
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к букве». Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму, математике и совершенствует их речь.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 6-7 лет.
Адаптационные занятия имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 6 месяцев, 24 недели.
Планируемые результаты.
В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Формы подведения итогов реализации Программы – День открытых дверей для родителей.
Содержание разделов Программы
Раздел Программы | Содержание | Кол-во часов |
От слова к букве | Звукопроизношение. Подготовка к обучению чтению. Знакомство со звуками, обозначение их буквами. Гласные, согласные звуки. Буквы, обозначающие два звука. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | 24 |
Математические ступеньки | Доцифровой период. Цифровой период. Пространственные представления. Простые задачи. Геометрические фигуры. | 24 |
От рисунка к букве | Подготовка к письму. Гигиенические требования к письму. Конструирование и письмо печатных букв. Штриховка. Рисование узоров, элементов букв. | 24 |
Всего час.: | 72 |
Учебно-тематический план
№ занятия | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Раздел « От слова к букве» | ||||
1. | Вводное занятие. Чему мы хотим научиться. «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | «Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [э]. Буква Э, э. | 1 | - | 1 |
3. | «Осенние странички». Звуки [и], [ы]. Буквы ы, И,и. Предложение, схема предложения. | 1 | - | 1 |
4. | «Осенние странички» .Буквы, обозначающие два звука. Звуки [й’а]. Буквы Я, я. | 1 | - | 1 |
5. | «Осенние странички».Звуки [й’у]. Буквы Ю, ю. | 1 | - | 1 |
6. | Звуки [й’э], [й’о].]. Буквы Е,е, Ё, ё. | 1 | - | 1 |
7. | Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | - | 1 |
8. | «Зимние странички».Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
9. | Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. | 1 | - | 1 |
10. | Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н. | 1 | - | 1 |
11. | «Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. | 1 | - | 1 |
12. | Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
13. | Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
14. | «Зимние странички».Звуки [з], [з’]. [с], [с’]. Буквы З, з. С, с. | 1 | - | 1 |
15. | Звуки [ш]. [ж]. Буквы Ш, ш. Ж, ж. Шипящие согласные звуки. | 1 | - | 1 |
16. | Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | - | 1 |
17. | «Зимние странички». Звуки [д], [д’], [т], [т’] Буквы Д, д. Т, т. | 1 | - | 1 |
18. | Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к. | 1 | - | 1 |
19. | «Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. | 1 | - | 1 |
20. | «Весенние странички». Звуки [ц]. Буквы Ц, ц. | 1 | - | 1 |
21. | Звуки [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | - | 1 |
22. | Звуки [ч’]. Буквы Ч, ч. | 1 | - | 1 |
23. | Звуки [й’]. Буквы Й, й. | 1 | - | 1 |
24. | Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного. | 1 | - | 1 |
II. Раздел «Математические ступеньки» | ||||
1. | Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа. | 1 | - | 1 |
2. | Понятия «Больше, меньше, столько же» | 1 | - | 1 |
3. | Понятия «Длиннее-короче», «выше-ниже» | 1 | - | 1 |
4. | Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. | 1 | - | 1 |
5. | Знакомство с геометрическими фигурами. | 1 | - | 1 |
6. | Число и цифра 1. | 1 | - | 1 |
7. | Число и цифра 2. | 1 | - | 1 |
8. | Число и цифра 3. | 1 | - | 1 |
9. | Число и цифра 4. | 1 | - | 1 |
10. | Число и цифра 5. | 1 | - | 1 |
11. | Число и цифра 6. | 1 | - | 1 |
12. | Число и цифра 7. | 1 | - | 1 |
13. | Число и цифра 8. | 1 | - | 1 |
14. | Число и цифра 9. | 1 | - | 1 |
15. | Закрепление состава чисел 6-9. | 1 | - | 1 |
16. | Число и цифра 0. Обратный счет. | 1 | - | 1 |
17. | Закрепление состава чисел 1-9 | 1 | - | 1 |
18. | Временные представления. Год. Временные представления. Месяц. | 1 | - | 1 |
19. | Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки. | 1 | - | 1 |
20. | Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность. Задания на внимание. | 1 | - | 1 |
21. | Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность. Задания на внимание. | 1 | - | 1 |
22. | Составление и решение простых задач. Сравнение чисел. | 1 | - | 1 |
23. | Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение. | 1 | - | 1 |
24. | Закрепление изученного. Задания на внимание. | 1 | - | 1 |
III. Раздел «От рисунка к букве» | ||||
1. | Письмо печатной буквы Аа. | 1 | - | 1 |
2. | Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О.Письмо печатной буквы Оо. | 1 | - | 1 |
3. | Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы.Письмо печатной буквы. | 1 | - | 1 |
4. | Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у.Письмо печатной буквы Уу. | 1 | - | 1 |
5. | Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.Письмо печатной буквЭэ. | 1 | - | 1 |
6. | Конструирование букв Я,я,Письмо печатной буквы Яя. | 1 | - | 1 |
7. | Конструирование букв Ю,ю.Письмо печатной буквы Юю. | 1 | - | 1 |
8. | Конструирование букв Е,е,Письмо печатной буквы Ее. | 1 | - | 1 |
9. | Конструирование букв Ёё.Письмо печатной буквы Ёё. | 1 | - | 1 |
10. | Конструирование буквы Л,л.Письмо печатной буквы Лл. | 1 | - | 1 |
11. | Конструирование буквы М,м.Письмо печатной буквы Мм. | 1 | - | 1 |
12. | Конструирование букв Н,н .Р,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр. | 1 | - | 1 |
13. | Конструирование букв Н,н;Р,р .Письмо печатных букв:Нн, Рр. | 1 | - | 1 |
14. | Написание изученных букв звонких и глухих согласных. | 1 | - | 1 |
15. | Конструирование букв В,в ; Ф,ф .Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф . | 1 | - | 1 |
16. | Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с. | 1 | - | 1 |
17. | Конструирование букв :Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв: Ж,ж; Ш,ш | 1 | - | 1 |
18. | Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв:Б,б ; П,п. | 1 | - | 1 |
19. | Конструирование букв :Д,д, ; Т,т .Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т . | 1 | - | 1 |
20. | Конструирование букв :Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к. | 1 | - | 1 |
21. | Конструирование букв :Х,х. Письмо печатной буквы Хх. | 1 | - | 1 |
22. | Конструирование букв :Ц,ц .Письмо печатной буквы Ц,ц. | 1 | - | 1 |
23. | Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч | 1 | - | 1 |
24. | Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 |
Материально-техническое обеспечение Программы
Компьютер, мультимедийный проектор.
Список используемой литературы
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....