Статья «Методические рекомендации для педагогов по оптимизации родительского отношения к детям с задержкой психического развития»
статья
Статья «Методические рекомендации для педагогов по оптимизации родительского отношения к детям с задержкой психического развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Статья
«Методические рекомендации
для педагогов по оптимизации
родительского отношения к детям
с задержкой психического развития»
Выполнила: Великанова Т.А.
Санкт-Петербург
2019
В настоящее время проблема отношений родителей и детей с задержкой психического развития приобретает все большую актуальность. Изучением семейного воспитания детей с задержкой психического развития занимались такие авторы, как Р.Д. Тригер, О.В. Защиринская, В.В.Ткачева, И.Ю.Левченко, Д.Р.Зайцев. В исследованиях указанных авторов отмечается, что огромное значения в формировании личности ребенка с задержкой психического развития имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных и межличностных отношений. По мнению А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др., развитие личности ребенка в онтогенезе обусловлено деятельностно-опосредованным типом взаимоотношений с референтной для него группой, а именно его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Как показывают современные исследования в семье, где родился ребенок с задержкой психического развития, преобладают дисгармоничные типы воспитания, которые впоследствии приводят к формированию у детей дезадаптивных черт личности. Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Именно поэтому необходимо оптимизировать ситуацию в семье.
Оптимизация родительско - детских отношений может проводиться по разным направлениям:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
Цель его: повышение активности родителей для оптимизации родительского отношения, вооружение практическими приемами работы с детьми.
Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества школы и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.
- Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-образовательный процесс
Включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс – это действенный путь оказания помощи и поддержки семьи, которая способствует гармонизации семейный отношений, коррекции самосознания родителя, активизация взгляда по вопросам перспектив развития ребенка.
Основные формы совместной деятельности:
- Участие во всех видах и формах внеклассной деятельности
- Привлечение родителей в работу кружков
- Участие в семейных конкурсах и викторинах
- Участие родителей в работе комиссий, родительских комитетов
- Создание родительских клубов
- Психологическая помощь семьям
Задачами психологической помощи заключаются в обеспечении:
- Адекватных микросоциальных условий развития ребенка в семье
- Оптимизация самосознания родителей
- Формирование позитивного отношения близких лиц ребенка
Необходимо уточнить, что работа с семьей может проводиться как индивидуально, так и по группам.
- Родительские собрания
Традиционными формами взаимодействия с родителями для педагога является: родительские собрания. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. При правильной организации и проведении эта форма работы способствует решению целого ряда задач: повышению психолого-педагогической компетентности родителей, формированию у родителей мотивации к тесным контактам со специалистами с целью получению необходимой информации, сплочению родительского коллектива, вовлечению их в коррекционно-образовательный процесс, оптимизации ситуации семейного воспитания ребенка.
Особая ценность родительских собраний обусловлена тем, что в ходе их проведения возникает возможность систематически и целенаправленно осуществлять психолого-педагогическое просвещение с учетом особенностей и условий семейного воспитания.
Родительские собрания должны проводиться систематично, не реже одного раза в месяц или в четверть. Особую роль в системе родительских собраний играют тематические родительские собрания, позволяющие целенаправленно осуществлять психолого-педагогическое информирование родителей по вопросам оптимизации семейных отношений.
За время учебных каникул педагог изучает типы семейного воспитания, структуру семей учащихся, а также проблемы, которые часто возникают в семьях. Опираясь на полученные данные, педагог планирует программу по оптимизации родительского отношения к детям.
Примерная тематика родительских собраний:
- Первое родительское собрание должно проводиться 1 сентября.
На данном этапе необходимо составить анкету, где будут описаны возможные темы родительских собраний. Родители смогут сами выбрать интересующие их проблемы, а также выбрать форму работы (индивидуальная, групповая). Также можно дать заполнить опросник А.Я. Варга и В.В. Столина (на последнем собрании можно сравнить результаты).
- Типы семейного воспитания и их влияния (на данном родительском собрании желательно проводить консультирование с родителями индивидуально по опроснику А.Я. Варга и В.В.Столина, после того, как родители узнали об имеющихся проблемах можно начинать лекционную часть). Тема данного родительского собрания может помочь образовать родительские коллективы. Родители с одинаковыми типами могут приходить в подгруппах на дополнительные консультации, помогать друг другу в решении проблемных ситуаций.
- Особенности детей с задержкой психического развития в возрасте 7-10 лет.
- Поощрение и наказание.
- Совместная деятельность ребенка и родителей.
- Нужно ли контролировать своих детей.
- Семейный досуг.
- Взаимодействие в конфликтных ситуациях.
- Круглый стол.
На последнем родительском собрании можно организовать «круглый стол». Также можно дать заполнить опросник А.Я. Варга и В.В. Столина для сравнения.
При проведении родительских собраний необходимо помнить, что родительское собрание должно содержать не только лекционно-просветительскую часть, а также практическую часть. Во второй половине родительского собрания взрослые могут обсудить полученную информацию, попытаться проиграть какую-либо из ситуаций.
Родительские собрания позволяют не только просвещать родителей, но и способствует формированию родительских коллективов, что немало важно для работы по оптимизации родительско-детских отношений.
Для оптимизации родительского отношения важно показывать родителям динамику развития детей.
- С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
- совместные экскурсии
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
- оформление фотомонтажей
- изготовление уголка достижений
- разнообразные внеклассные мероприятия (конкурсы для родителей и детей, спортивные мероприятия и т.д.)
Такие мероприятия не только показывают динамику развития детей и оптимизируют родительское отношение, но и снижает уровень стресса родителей.
Предложенная тематика родительских собраний, а также внеклассные мероприятия помогут родителям принять проблемы в развитии у детей, помогут изменить отношения к ребенку тем самым это поможет оптимизировать внутрисемейные отношения. Также родители научаться создавать благоприятную атмосферу для развития ребенка дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"
Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Коррекционная педагогика...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под...
электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2
Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...