Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника
статья (1 класс)

Булатова Надежда Николаевна

В данной статье рассказывается о целях создания портфолио младшего школьника.  Основной функцией создания портфолио являются: диагностическая, содержательная, развивающая,мотивационная и рейтинговая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника .

        С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.                                        Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио. Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Портфолио ученика:

·   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

·   реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

·   позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;·   предполагает активное вовлечение учащихся  в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.

Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:

процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;

копилка полезной информации;

наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;

повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.

Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого  раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:

  • создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
  • повышение учебной мотивации;
  • поощрение активности и самостоятельности;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
  • формирование умения учиться;
  • содействие индивидуализации образования.                                                                                                  

Основными функциями портфолио являются:

диагностическая; содержательная; развивающая; мотивационная; рейтинговая.  

     Преимущества портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  -  сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

 -   учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

-  позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

          Работая с портфолио, школьник:

-  формирует навык самоконтроля и самооценки;

-  видеть своё продвижение.

        Учитель:

-  наглядно видит  процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную  и  целенаправленную коррекцию;

-  делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

-  делать оценку работы оптимистичной.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и  идеологии  практико-ориентированного обучения.

                                                                                                                                      В состав портфолио, для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью ученика, могут входить:

  • подборки работ, демонстрирующие нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней творчества, рефлексии;
  • систематизированные материалы текущей оценки;
  • материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.                                                                                                                                                                                     В портфолио могут быть  включены и иные материалы внеурочной деятельности.

          Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. 

         Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

                     Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

           Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса.

Впервые возникает потребность в создании  так называемого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых»  работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

        Задача – совместными усилиями  разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать:

- Выяснить, на какие группы можно разделить все  материалы « дневника» и как эти группы назвать.

- Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.

- Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и по отдельному учебному предмету.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; дату рождения),  фото ученика.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.Возможные заголовки листов:

  1. «Дополнительные сведения» - информация о родителях, контактные данные
  2.  «Режим дня школьника » 
  3. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
  4.  «Кем желаю быть»
  5. «Любимые….» всё , что ребёнок любит.
  6. «Дополнительное образование» , какие кружки, секции посещает ребёнок.
  7. Схема маршрута от дома до школы.  Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
  8. «Моя родословная» 
  9. «Участие в олимпиадах» 
  10. «Участие в конкурсах»
  11.  «Техника чтения»
  12. 2Моя учёба»
  13. Копилка достижений


Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я:

 определила содержание работы с портфолио;

 продумала оформление индивидуальной папки обучающегося;

 объяснила детям, для чего они будут вести учебное портфолио;

 проинструктировала их, как правильно начать работу:

    « Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше ».

      Как правило, для создания портфолио требуется папка, которая наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов.

Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно «человек для общества» уступает место «человеку для себя»? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. 
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является
установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам. Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное — это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты. Кроме этого , у нас ведётся и электронное портфолио на каждого ученика и на класс в целом.

Желаю всем творческих успехов в создании такого средства развития универсальных учебных действий как портфолио в ваших классных коллективах, т.к. реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является неотъемлемой частью современного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Электронное портфолио как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В своём инновационном педагогическом проекте я показала как создание электронного портфолио младшего школьника влияет на формирование и развитие  универсальных учебных действий....

Материал по теме самообразования: «Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения».

1. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.2. Буклет "Рекомендации по составлению портфолио"....