Анализ проективных методик,используемых в диагностике дошкольников и младших школьников.
статья

Данная статья поможет в работе воспитателю дошкольного учреждения и учителю начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_proektivnyh_metodik.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Анализ проективных методик, используемых в диагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста»

  1. Методики, используемые в работе с дошкольниками.

Проективные методики исследования личности широко используются во многих областях психологической практики, они ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. [1]

Перечислим некоторые проективные методы при изучении эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.

"Дом - Дерево - Человек" Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

"Кактус". Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

"Мои праздники". Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.

Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

"Рисунок человека". Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Особенностью  периода младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции  является то, что ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

  1. Методики, используемые в работе с младшими школьниками.

"Рисунок школы". Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

"Руки" (Hand test). Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики - определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Физиономический тест Кунина. Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих

большие коллективы (например, трудовые) с целью определения "уровня настроения" в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.

Тест «Домик» разработан на основе авторской модели эмоций в структуре личности и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для детей в возрасте от 6  лет. Эмоции представлены ребенку в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Для изучения личности младшего школьного возраста используется несколько методик, среди которых основными считаются:

Методика "Времена года", позволяющая производить диагностику уровня развития образно-логического мышления. Эта методика нужна для работы с детьми в возрасте от 3 до 4-х лет.

Кинетический рисунок семьи (КРС) направлена на выявление специфики восприятия ребёнком семейной ситуации, своего места в семье, его отношение к членам семьи.

Методика Рене Жиля нужна для исследования сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений. Основная цель методики сводится к изучению социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающим миром.

Методика "Несуществующее животное" - проективный метод личности, основанный на использовании теоретических норм оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами [10].

Тест "Рисунки животных" позволяет анализировать культурного и интеллектуального уровня испытуемого, оригинальности (или стандартности) мышления, потребностей, мотивов, установок и отношений, наличия и характера внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмов психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как "невротизм" и "психотизм".

Проективными методиками при изучении личности младших школьников также служат методика "Рисунок школы", "Руки", "Сказки Дюсса", последняя из которых применяется для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Эта методика позволяет определить наличие либо отсутствие конкуренции между братьями и сёстрами. Методика не применяется для утверждения окончательного диагноза, она может являться и компонентом "диагностической батареи".

Проективный тест Э.Клессманна, "Три дерева", даёт возможность определить особенности внутрисемейных отношений. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание.  Социометрическая проба "День рождения" (методика Панфиловой М.А.). Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

"Школа зверей". Методика позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте - при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

Выводы

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. 
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств. 
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.
 К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью.
       В целом, проективные методы основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.

Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы родителям дошкольников и младших школьников

Несколько советов родителям дошкольников и младших школьников...

Magic trip (конспект урока для дошкольников или младших школьников с использованием ИКТ)

Урок-мероприятие для дошкольников или младших школьников.Цели занятия: •    закрепление употребления слов по теме “Животные”, “Цифры”; •    повторение песен “If you ha...

Сравнительный анализ психических особенностей дошкольников и младших школьников.docx

специфике влияния уровня  психологической готовности к школе на адаптацию первоклассников к обучению. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего м...

Диагностика и развитие внимания у дошкольников и младших школьников

Данная работа позволяет ознакомиться с теоритическими определениями внимания, как психического процесса. В работе представлены игры и упражнения, направленные на развитие внимания у младших школьников...

Что читать младшим дошкольникам и младшим школьникам

Рекомендательный указатель детской литературы...