Комплексная контрольная работа 4 класс
учебно-методический материал (4 класс)

Кулешова Анастасия Алексеевна

Согласно установкам ФГОС на итоговую оценку выпускников начальной школы, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующем уровне, выносятся предметные и метапредметные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ключи к оцениванию119 КБ
Microsoft Office document icon кодификатор127 КБ
Microsoft Office document icon Вариант 1456.5 КБ
Microsoft Office document icon Вариант 2466.5 КБ
Microsoft Office document icon Вариант 3356.5 КБ
Microsoft Office document icon Вариант 4 104 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг начальных классов. Комплексная работа. 4 класс

Ключи по оцениванию комплексных работ

ВАРИАНТ 1

Рекомендации по оценке выполнения заданий

Как было раньше указано, проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий.

За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик может получить от 0 до 3 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не соответствующий поставленной задаче (не связанный с поставленной задачей), задание считается выполненным частично.

В таблице приводятся описания правильных ответов и критерии для оценки выполнения всех заданий работы.

Описание правильных ответов и критерии

для оценки выполнения заданий работы

Номер задания

Правильный ответ или критерии оценивания

1

В названии текста должно содержаться:

  1. указание на объект — нитраты и
  2. предупреждение об опасности содержания нитратов в овощах и фруктах.

Примеры правильных ответов: «Берегитесь нитратов!», «Эти опасные нитраты», «Нитраты и здоровье человека» и др.

В названии таблицы должно содержаться указание на взаимосвязь:

  1. нитратов и
  2. продуктов питания.

Примеры правильных ответов: «Минеральные соли в продуктах питания»,  «Разные продукты и минеральные соли», «В каких продуктах больше всего минеральных солей?» и др.

2 балла — приведены названия для текста и таблицы.

1 балл — приведены названия текста и таблицы, но верное название дано только для одного объекта (в названии приведены оба элемента). Для второго объекта название сформулировано в обобщённом виде, например «Нитраты», «О нитратах» и т. п.

ИЛИ

Приведено название только для одного из объектов и оно является верным (содержащим оба элемента названия).

ИЛИ

Приведены названия для обоих объектов, но оба названия сформулированы лишь в обобщённом виде (с указанием только одного из элементов).

0 баллов — другие ответы.

2

Правильный ответ

Капуста — удалить «кочерыжку».

Морковь — удалить «центральная желтая часть» (допускается — «центральная часть»).

2 балла — указаны оба ответа.

1 балл — указан только один любой ответ.

0 баллов — другие ответы

3

Правильный ответ

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей

Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?

1. Плохой рост скелета

Соли кальция

2. Ухудшение работы кишечника

Соли магния

3. Разрушение зубов

Соли кальция

4.Малокровие

Соли железа

2 балла — верно заполнены все ячейки таблицы.

1 балл — верно заполнены 3-4 ячейки таблицы.

0 баллов — верно заполнены 1-2 ячейки таблицы или не дано ни одного правильного ответа.

4

3 балла — записан небольшой (4-5 предложений) связный содержательный текст, в котором приведены аргументы, подтверждающие вывод и соответствующие поставленному вопросу.

2 балла — написано 2-3 предложения, в которых приведены аргументы, подтверждающие вывод, но не соответствующие поставленному вопросу.

1 балл — не приведены аргументы, подтверждающие вывод.

0 баллов — другие ответы.

Орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются.

5

Правильный ответ: 3) железа.

1 балл — выбран правильный ответ.

0 баллов — другие ответы

6

Правильный ответ: 2) молоко, творог, рыба.

1 балл — выбран правильный ответ

0 баллов — другие ответы

7

Правильный ответ:

3 балла — верно указаны (изображены) все три элемента ответа.

2 балла — верно указаны (изображены) только два элемента ответа.

1 балл — верно указан (изображён) только один элемент ответа.

0 баллов — другие ответы

8

Правильный ответ (оптимальный выбор):

салат из свеклы с листьями салата; котлеты из печени с фасолью; компот из яблок и черной смородины.

В правильном ответе не должны содержаться:

салат из морских водорослей; куриная котлета с рисом; сладкий чай.

3 балла — указаны правильно блюда из трёх групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.

2 балла — указаны правильно блюда из двух групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.

1 балл — указано правильно блюдо только из одной группы. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.

0 баллов — другие ответы

9

Правильный ответ: 3) научно-популярный

1 балл — выбран правильный ответ

0 баллов — другие ответы

ВАРИАНТ 2

Описание правильных ответов и критерии для оценки выполнения заданий работы

Номер задания

Правильный ответ или критерии оценивания

1

Правильный ответ:

Текст № 1 –3) Со  щитом и без защиты.

Текст № 2 – 5)Удивительные превращения.

2 балла – верно указаны оба ответа.

1 балл – верно указан только один любой ответ.

0 баллов – другие ответы.

2

Правильный ответ:

Карапакс — верхний щит панциря черепахи.

За 200 миллионов лет черепахи почти не изменились.

2 балла — указаны оба ответа.

1 балл — указан только один любой ответ.

0 баллов — другие ответы

3

Правильный ответ

Вид

Морская

Сухопутная

Длина панциря

2 метра

до полутора метров

Масса

полтонны

200 кг

Место обитания

Во всех морях и океанах, кроме Северных

Галапагосские острова

Особенности

Может унести столько человек, сколько уместится на её панцире

Более массивный панцирь

2 балла — верно заполнены все ячейки таблицы.

1 балл — верно заполнены 5-3 ячейки таблицы.

0 баллов — верно заполнены 1-2 ячейки таблицы или не дано ни одного правильного ответа.

4

3 балла — записан небольшой (4-5 предложений) связный содержательный текст, в котором приведены аргументы, подтверждающие вывод и соответствующие поставленному вопросу.

2 балла — написано 2-3 предложения, в которых приведены аргументы, подтверждающие вывод, но не соответствующие поставленному вопросу.

1 балл — не приведены аргументы, подтверждающие вывод.

0 баллов — другие ответы.

Орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются.

5

Правильный ответ: 3) крыльями.

1 балл — выбран правильный ответ.

0 баллов — другие ответы

6

Правильный ответ:

Зачёркнута картинка с изображением самолёта.

1 балл — выбран правильный ответ

0 баллов — другие ответы

7

Правильный ответ:

  1. в одной из ячеек записано название рептилии – черепаха;
  2. нарисовано (или записаны названия) не менее двух (трех) представителей царства растений или животных (включая человека).

3 балла – верно заполнены все элементы в трех схемах цепочек питания.

2 балла – верно заполнены все элементы в двух схемах цепочек питания или

заполнены все элементы в трех схемах цепочек питания, но в одной из них допущены ошибки при заполнении.

1 балл – верно заполнены все элементы в одной схеме цепочки питания.

0 баллов – другие ответы

8

Правильный ответ:

В таблице указано, что Олдос — 12 успешных попыток,

остальные — менее 12.

Правильный ответ на вопрос: Что учёные узнали о черепахах из эксперимента?

3) Черепахи могут учиться на чужом примере.

3 балла — верно указаны данные в таблице и дан ответ на вопрос.

2 балла — верно указаны данные в таблице, но ответ на вопрос дан неверный.

1 балл — верно дан ответ на вопрос, но в таблице неверно указаны данные.

0 баллов — другие ответы.

9

Правильный ответ: 1) художественный

1 балл — выбран правильный ответ

0 баллов — другие ответы

ВАРИАНТ 3

Описание правильных ответов и критерии

для оценки выполнения заданий работы

Номер задания

Правильный ответ или критерии оценивания

1

Правильный ответ:

Текст №1 – 3) Павлины и фазаны – представители одного семейства птиц.

Текст №2 – 5) Охотиться на фазанов можно тремя способами.

2 балла – верно указаны оба ответа.

1 балл – верно указан только один любой ответ.

0 баллов – другие ответы.

2

Правильный ответ:

Павлины питаются лягушками, улитками, насекомыми и растениями.

Охота на фазанов с парусиной называется охота с кобылкой (допускается – С кобылкой – это способ охоты с парусиной).

2 балла – указаны оба ответа.

1 балл – указан только один любой ответ.

0 баллов – другие ответы.

3

Правильный ответ:

Царство

Животные

Животные

Класс

Птицы

Птицы

Отряд

Курообразные

Курообразные

Семейство

Фазановые

Фазановые

Род

Павлины

Фазаны

2 балла – верно заполнены все ячейки таблицы.

1 балл – верно заполнены 4-3 ячейки таблицы.

0 баллов – верно заполнены 1-2 ячейки таблицы или не дано ни одного правильного ответа.

4

Правильный ответ: согласен.

3 балла – дан правильный ответ;

записан небольшой (4-5 предложений) связный содержательный текст, в котором приведены аргументы, подтверждающие вывод и соответствующие поставленному вопросу.

2 балла – дан правильный ответ;

написано 2-3 предложения, в которых приведены аргументы, подтверждающие вывод, но не соответствующие поставленному вопросу.

1 балл – дан правильный ответ, но не приведены аргументы, подтверждающие вывод.

0 баллов – другие ответы.

Орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются.

5

Правильный ответ: 3) пава.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – другие ответы

6

Правильный ответ: 6) белобрюхий рябок.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – другие ответы.

7

Правильный ответ:

  1. в одной из ячеек записано название птицы – фазан обыкновенный;
  2. нарисовано (или записаны названия) не менее двух (трех) представителей царства растений или животных (в том числе человек).

3 балла – верно заполнены все элементы в трех схемах цепочек питания.

2 балла – верно заполнены все элементы в двух схемах цепочек питания или

заполнены все элементы в трех схемах цепочек питания, но в одной из них допущены ошибки при заполнении.

1 балл – верно заполнены все элементы в одной из схем цепочки питания.

0 баллов – другие ответы

8

Правильный ответ:

клетка в доме, рыба, крупный гравий.

3 балла — правильно указаны (подчеркнуты) слова из трех групп.

2 балла — правильно указаны (подчеркнуты) слова из двух групп.

1 балл — правильно указаны (подчеркнуты) только из одной группы.

0 баллов — другие ответы

9

Правильный ответ: 4) научно-популярный

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

 

ВАРИАНТ 4

Описание правильных ответов и критерии

для оценки выполнения заданий работы

Номер задания

Правильный ответ или критерии оценивания

1

В названии первого текста должно содержаться указание:

  1. на характеристику животных или
  2. на объект – название животных.

Примеры правильных ответов: «Эти удивительные животные», «Эти загадочные животные», «Тайны морских животных», «Что скрывают кит и акула?» и др.

В названии второго текста должно содержаться указание на главного героя произведения.

Примеры правильных ответов: «Дельфин – животное-загадка» и др.

2 балла — приведены названия для двух текстов.

1 балл — приведены названия двух текстов, но верное название дано только для одного. Для одного из текстов название сформулировано в обобщённом виде, например «О ките и акуле», «О дельфине» и т. п.

ИЛИ

Приведены названия для обоих объектов, но оба названия сформулированы лишь в обобщённом виде.

0 баллов — другие ответы.

2

Правильный ответ:

1) Хвост акулы как руль.

ИЛИ

С помощью хвоста акула движется вперед и осуществляет повороты влево или вправо.

2) Дельфины дышат легкими.

ИЛИ

Дельфины выныривают из воды, чтобы сделать вдох через единственную видоизмененную ноздрю – дыхало, расположенное на темени.

2 балла – указаны оба ответа.

1 балл – указан только один любой ответ.

0 баллов – другие ответы.

3

Правильный ответ:

Афалин

Голубой (синий) кит

Китовая акула

Класс

Млекопитающее

млекопитающее

рыба

Длина

3-4 м

33 м

18 м

Вес

150-300 кг

150 т

30-40 т

Вид по способу питания

Хищник

Хищник

хищник

2 балла – верно заполнены все ячейки таблицы.

1 балл – верно заполнены 6-3 ячейки таблицы.

0 баллов – верно заполнены 1-2 ячейки таблицы или не дано ни одного правильного ответа.

4

Правильный ответ: не согласен.

3 балла – дан правильный ответ;

записан небольшой (3-5 предложений) связный содержательный текст, в котором приведены аргументы, подтверждающие вывод и соответствующие поставленному вопросу.

Основной отличительной особенностью млекопитающих является вскармливание детёнышей молоком.

2 балла – дан правильный ответ;

написано 2-3 предложения, в которых приведены аргументы, подтверждающие вывод, но не соответствующие поставленному вопросу.

1 балл – дан правильный ответ, но не приведены аргументы, подтверждающие вывод.

0 баллов – другие ответы.

Орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются.

5

Правильный ответ: 3) блювал.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – другие ответы

6

Правильный ответ: 2) Атлантический океан, Индийский океан.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – другие ответы.

7

Правильный ответ:

  1. в одной из ячеек записано название рыбы – акула;
  2. нарисовано (или записаны названия) не менее двух (трех) представителей царства растений или животных (в том числе человек).

3 балла – верно заполнены все элементы в трех схемах цепочек питания.

2 балла – верно заполнены все элементы в двух схемах цепочек питания или

заполнены все элементы в трех схемах цепочек питания, но в одной из них допущены ошибки при заполнении.

1 балл – верно заполнены все элементы в одной из схем цепочки питания.

0 баллов – другие ответы

8

Правильный ответ:

2) загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами;

3) браконьерство;

5) сокращение численности мелких животных (моллюсков, рачков и др.).

Среди подчеркнутых слов не должны содержаться: охота на дельфинов; вырубка лесов.

3 балла — правильно указаны (подчеркнуты) слова из трех групп (среди подчеркнутых слов не должны содержаться причины: охота на дельфинов; вырубка лесов).

2 балла — правильно указаны (подчеркнуты) слова из двух групп (среди подчеркнутых слов не должны содержаться причины: охота на дельфинов; вырубка лесов).

1 балл — правильно указаны (подчеркнуты) слова только из одной группы

ИЛИ

правильно указаны (подчеркнуты) слова из двух-четырех групп, но среди подчеркнутых слов содержатся причины: охота на дельфинов, вырубка лесов.

0 баллов — другие ответы.

9

Правильный ответ: 2) научно-популярный

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

 

2015 год        Страница



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

КОДИФИКАТОР

метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

для проведения процедур оценки качества начального образования

Согласно установкам ФГОС на итоговую оценку выпускников начальной школы, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующем уровне, выносятся предметные и метапредметные результаты.

Кодификатор метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1], с учетом Планируемых результатов начального общего образования освоения двух междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»[2], Примерной программы начального общего образования[3].

Кодификатор содержит метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, представленные в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся начального общего образования, а также планируемые результаты, представленные в разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

Данные результаты отражают уровень овладения обучающимися метапредметными действиями, который подтверждается при проведении индивидуальной оценки подготовки выпускников за курс начальной школы.


Перечень умений, характеризующих достижение метапредметных результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки  состояния системы начального образования

п/п

Наименование

блока

элемента

Элемент содержания

1.

Чтение.

Работа с текстом. Поиск

информации и понимание прочитанного

1.1.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

1.2.

Определять тему и главную мысль текста

1.3.

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

1.4.

Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность

1.5.

Упорядочивать информацию по заданному основанию

1.6.

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака

1.7.

Понимать информацию, представленную в  неявном виде

1.8.

Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

1.9.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

2.

Чтение.

Работа с текстом. Преобразование и интерпретация информации

2.1.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

2.2.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

2.3.

Находить аргументы, подтверждающие вывод

2.4.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

3.

Чтение.

Работа с текстом.

Оценка информации

3.1.

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

3.2.

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста

3.3.

Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

3.4

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

4.

Регулятивные универсальные учебные действия

4.1.

Способность принимать и сохранять учебную задачу

4.2.

Планировать реализацию задачи, в том числе во внутреннем плане

4.3.

Контролировать и вносить соответствующие коррективы, сопоставляя план и реальный процесс

4.4.

Оценивать свои действия (констатация достижения поставленной цели, причин неудач)

5.

Познавательные универсальные учебные действия

5.1.

Использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование

5.2.

Владеть универсальными логическими действиями и операциями, включая общие приемы решения задач

6.

Коммуника-тивные универсальные учебные действия

6.1.

Строить сообщения в устной и письменной форме


СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ

для итоговой аттестации выпускников начальной школы

(для оценки метапредметных результатов)

Назначение КИМ

Комплексная работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по двум междисциплинарным программам: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсальных учебных действий».

Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
  • обобщённых способов деятельности;
  • коммуникативных умений.

В связи с этим целью комплексной итоговой работы является оценка уровня сформированности учебной компетентности выпускников начальной школы, т. е. их способности работать с информацией, представленной в различной форме (литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Сформированные умения и навыки учебной деятельности являются основой для продолжения образования в основной школе.

 

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой комплексной работы разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
  2. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Чтение. Работа с информацией» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.; С. 14-21.
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.; С. 15-23.

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по двум междисциплинарным программам: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсальных учебных действий» для проведения процедур оценки качества начального образования.

В кодификатор включены планируемые результаты освоения междисциплинарных программ, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

В соответствии с целью работы её структура и содержание определяются двумя междисциплинарными программами: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсальных учебных действий».

Для оценки в программе «Чтение. Работа с текстом»[4] выделяются следующие три блока учебных действий (умений):

  • блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • блок «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • блок «Оценка информации»: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку выносятся только умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий — способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия;
  • в сфере познавательных универсальных учебных действий — использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе, что позволит получить интегрированную оценку уровня сформированности учебной компетентности.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Для проведения комплексной оценки разработаны специальные задания на основе единого текста. В каждом задании предлагается одна ситуация, описанная в тексте, в котором информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий.

В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе по основным разделам двух междисциплинарных программ: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсальных учебных действий».

Таблица 1

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий в  работе

Чтение. Работа с текстом.

Поиск информации и понимание прочитанного

3

Чтение. Работа с текстом.

Преобразование и интерпретация информации

1

Чтение. Работа с текстом.

Оценка информации

1

Регулятивные универсальные учебные действия

1

Познавательные универсальные учебные действия

2

Коммуникативные универсальные учебные действия

1

Итого:

9

Варианты работы сконструированы таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.

Выполнение заданий предполагает использование основных метапредметных умений и способов действий, а также предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».

Характеристика заданий

Особенности оценки сформированности метапредметных умений и способов действий определяют структуру работы и специфику заданий.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведённом месте, указать местоположение предмета);
  • задания со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, мини сочинение, сделать рисунок).

Особенностью заданий, которые используются в данной работе, является их ориентация не только на констатацию сформированности отдельных умений, но и на диагностику качества овладения данным умением, а также на выявление недочётов или ошибок учащихся. Разработанные шкалы оценивания для заданий позволят учителю составить представление о полноте и правильности ответа, об уровне сформированности умения (устойчивом или неустойчивом), выявить недочёты в подготовке каждого ученика.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Выполнение отдельных заданий оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и качества ответа. Максимальный балл за выполнение задания зависит от его структуры, уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий. За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 баллов. За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик также может получить от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не относящийся напрямую к данной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с развёрнутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в разделе «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы» к каждому варианту.

Выполнение обучающимся работы в целом оценивается итоговым баллом. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика по 100-балльной шкале как процент от максимального балла за выполнение заданий всей работы.

За выполнение проверочной работы выставляются две оценки: первичный балл, в виде количества набранных баллов в тесте, и по 5-бальной системе. Переводная шкала приведена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендованная шкала оценивания работ

Первичный балл

Уровень выполнения работы (%)

оценка

Уровень знаний и умений

≥ 15 баллов

≥80%

5 –« отлично»

высокий

с 12 по 14 баллов

От 65% до 80 %

4 – «хорошо»

повышенный

с 7 по 11 баллов

От 40% до 65%

3 – «удовлетворительно»

базовый

с 4 по 6 баллов

От 20% до 40%

2 – «неудовлетворительно»

пониженный

 3баллов

Менее 20%

1– «недостаточно»

недостаточный

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий № 1, 2, 3, 5, 6, 9 – от 2 до 3 минут;

2) для заданий № 4, 7, 8 – от 5 до 7 минут;

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

План варианта КИМ

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий приведена в плане работы (таблица 3).

Таблица 3

План демонстрационного варианта работы

п/п

Блок содержания

Контролируемое умение

Код проверяемых умений[5]

Тип зада-ния

Макси мальный балл за выпол-нение

1

Чтение. Работа с текстом.

Поиск информации и понимание прочитанного

Познавательные универсальные учебные действия

Формулировать главную мысль двух текстов (сплошного текста и таблицы)

Владеть универсальными логическими действиями и операциями, включая общие приемы решения задач

1.2.

5.2.

РО

2

2

Чтение. Работа с текстом.

Поиск информации и понимание прочитанного

Находить в тексте информацию, представленную в явном виде

1.1.

КО

2

3

Познавательные универсальные учебные действия

Заполнять таблицу по заданному тексту.

Использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование

5.1.

КО

2

4

Чтение. Работа с текстом.

Преобразование и интерпретация информации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формулировать вывод на  основе сопоставления двух текстов.

Строить сообщения в устной и письменной форме

2.2.

6.1.

РО

3

5

Чтение. Работа с текстом.

Поиск информации и понимание прочитанного

Находить информацию, представленную в явном виде

1.1.

ВО

1

6

Чтение. Работа с текстом.

Поиск информации и понимание прочитанного

Понимать информацию, представленную разными способами.

Находить в таблице информацию на основе сопоставления двух текстов (сплошного текста и таблицы)

1.8.

1.6.

ВО

1

7

Регулятивные универсальные учебные действия

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать реализацию, в том числе во внутреннем плане.

Контролировать и вносить соответствующие коррективы, сопоставляя план и реальный процесс

4.1.

4.2.

4.3.

РО

3

8

Чтение. Работа с текстом.

Преобразование и интерпретация информации

Выбирать оптимальный набор элементов на основе соотнесения информации из разных текстов, исходя из заданного условия

2.1.

2.2.

2.3.

ВО

3

9

Чтение. Работа с текстом.

Оценка информации

Оценивать языковые особенности и структуру текста

3.2.

ВО

1

ИТОГО:

18 баллов

Условные обозначения:

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы  не  требуются.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Работа может проводиться независимыми экспертами.

Рекомендации по подготовке к работе

Специальной подготовки учащихся к выполнению комплексной работы не требуется. В процессе её выполнения дети должны продемонстрировать то, чему они научились за время обучения в начальной школе. Детей нужно проинформировать о дате проведения работы и об изменении расписания в этот день.

Комплексная работа проводится на основе подготовленных рекомендаций для учителя.

Проверка работ обучающихся осуществляется в соответствии с рекомендациями по оценке выполнения заданий комплексной работы (см. раздел 3).

Рекомендации для учителя по проведению работы

В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:

  1. Проведение работы осуществляется в соответствии со сценарием, приведённым ниже.
  2. Работа выполняется в КИМах, которые раздаются детям. Не следует предлагать детям сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать её в тетрадь. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо пометки в тексте или расчёты, то предложите это сделать в самой работе на полях или на черновике.
  3. В процессе работы никто не должен помогать обучающимся. Если ученик затрудняется в выполнении того или иного задания, педагог может посоветовать ему перейти к следующему заданию.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)

[2] Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. (С. 14-21)

[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с. (с. 15-23)

[4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — 4-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2012.

[5] Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых метапредметных результатов.



Предварительный просмотр:

Мониторинг начальных классов 2015г.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

 

Образовательная

 организация________________________________

Класс 4___

Фамилия, имя_______________________________

ВАРИАНТ №1

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.

Внимательно прочитай оба текста, затем приступай к выполнению заданий.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!


МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы ее семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алена решила проверить, все ли правильно делает ее мама. Вот что она узнала о минеральных солях.

ТЕКСТ № 1

Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или напитками. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?

Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она, немного солоноватая на вкус.

Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.

При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль постоянно необходимо добавлять в пищу.

ТЕКСТ № 2

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей – нитратов.

У свеклы нитраты скапливаются, в основном, в верхней части корнеплода, у моркови – в центральной желтой части, а у капусты – в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

Минеральные соли

Продукты

Соли магния

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат

Соли кальция

Молоко, рыба, свекла, фасоль, редис, крыжовник, смородина

Соли калия

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь

Соли железа

Яблоки, абрикосы, листья салата, кабачок, говяжья печень


ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ

1.        Придумай названия ко второму тексту и к таблице. Запиши оба названия.

Название второго текста ______________________________________

_______________________________________________________________

Название таблицы ___________________________________________

_____________________________________________________________

2.        Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.

Капуста __________________________________________________

________________________________________________________________

Морковь ________________________________________________

________________________________________________________________

3.        Используя информацию первого текста, заполни таблицу

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей

Какие минеральные соли необходимы

при данном нарушении?

1. Плохой рост скелета

2.

Соли магния

3. Разрушение зубов

4.

4*.        В тексте № 2 сказано: «Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными!».

Согласен ли ты с мнением автора? Объясни свой ответ.

Я считаю, _______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.        Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли

1)        калия

2)        кальция

3)        железа

4)        магния

6.        На осмотре у стоматолога у Алены обнаружили кариес, и врач порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач? Обведи выбранный тобой ответ:

1)        яблоки, курага, сливы;

2)        молоко, творог, рыба;

3)        помидоры, апельсины, хлеб;

4)        горох, орехи, изюм.

7*.        Алёна очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут оказаться вредные нитраты. Каким образом в организм Алены могут вместе с редиской попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему.

8*.        Мама попросила Никиту помочь ей в выборе меню для ужина. Маме хочется, чтобы её дети получали с пищей необходимые минеральные соли.

Младшему брату Никиты кажется, что он недостаточно быстро растёт. Он хочет есть те продукты, которые содержат необходимые для роста минеральные соли. Никита должен заботиться о своих зубах, а у маленькой сестрёнки понижен уровень гемоглобина в крови.

Из приведённого ниже списка нужно выбрать для ужина салат, горячее блюдо и напиток так, чтобы в них содержались витамины, необходимые для всех детей.

Подчеркни по одному из выбранных блюд в каждой группе.

Салаты:

Салат из свеклы с листьями салата

Салат из огурцов и зелени

Салат из морских водорослей

Горячие блюда:

Куриная котлета с рисом

Жареная рыба с картофелем

Котлеты из печени с фасолью

Напитки:

Компот из яблок и черной смородины

Апельсиновый сок

Сладкий чай

9.        К какому виду относится прочитанный вами текст № 2. Выбери верный ответ. Подчеркни его.

1)        художественный;

2)        научный;

3)        научно-популярный;

4)        деловой.

 



Предварительный просмотр:

Мониторинг начальных классов 2015г.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

 

Образовательная

организация________________________________

Класс 4___

Фамилия, имя_______________________________

ВАРИАНТ №2

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.

Внимательно прочитай оба текста, затем приступай к выполнению заданий.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!


ЧЕРЕПАХИ

Старший брат Никиты – моряк. Возвращаясь из плавания, он всегда привозит большое количество интересных рассказов и фотографий. В этот раз Никиту заинтересовал рассказ брата о морских черепахах.

Мальчик решил побольше узнать об этих животных и нашёл в Интернет много интересной информации, которая приведена ниже.

ТЕКСТ № 1

Черепахи – образец жизни в броне. Сближаются два щита панциря – нижний (пластрон) и верхний (карапакс), – и хозяйка спокойно наблюдает в щёлочку: что там снаружи? Может быть, поэтому черепахи – долгожители Земли. Ещё 200 миллионов лет назад эти задумчивые создания – размер некоторых достигал 6 метров – «путались под ногами» у динозавров. Но в итоге благополучно пережили огромных грозных ящеров и даже почти не изменились.

Черепахи растут всю жизнь – иногда по 100-200 лет. Самая большая сухопутная черепаха живёт на Галапагосских островах: длина её панциря до полутора метров, вес до 200 килограммов. Их панцирь более массивный, чем у других черепах. А самая большая морская черепаха достигает 2 метров и весит полтонны. Данные черепахи обитают практически во всех морях и океанах, кроме северных.

Черепахи фантастически живучи и выносливы. Зелёная морская черепаха преспокойно может унести столько человек, сколько уместится на её панцире.

Но вся эта «бронезащита» совершенно бесполезна при встрече с человеком. Столетиями безобидные медлительные животные были лёгкой добычей для пиратов и браконьеров. Сегодня около 100 видов находятся на грани вымирания. Из гигантских галапагосских черепах на свете осталась всего одна. Её так и зовут – Одинокий Джордж.


ТЕКСТ № 2

На дне лежал странный камень, до половины засыпанный песком. Если бы не его правильная форма – он напоминал огромный ольховый лист с зубчиками по краям, – моё внимание на нём не задержалось бы. Но эти зубчики меня смутили. Кому понадобилось так причудливо украшать подводный камень?

Я поплыл к камню, не соблюдая осторожности, шумно, а когда приблизился, произошло неожиданное. Камень подпрыгнул – во все стороны полетели фонтаны песка, – привсплыл и оказался большой черепахой.

Изогнув шею, черепаха уставилась на меня чёрными пуговичками глаз, а затем двинулась вверх. Медленно всплывая, она достигла ярко освещённых слоёв воды, и тогда щит её вспыхнул коричневыми и зелёными красками. Выпуклые костяные бляшки оказались покрытыми, как мхом, пучками тонких водорослей. Теперь черепаха напоминала не камень, а цветочную клумбу.

Она двигалась, равномерно взмахивая ластами-крыльями. То парила в воде, то стремительно неслась вперёд, похожая на большую величественную птицу.


ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ

1.        Выберите из предложенных вариантов один самый точный заголовок.

1)        Строение черепах.

2)        История Одинокого Джорджа.

3)        Со щитом и без защиты.

4)        Необычный камень.

5)        Удивительные превращения.

Текст № 1 _____________________________________________________

Текст № 2 ____________________________________________________

2.        Найди в тексте ответы на вопросы и запиши свой ответ.

Что такое карапакс? _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Как изменились черепахи за 200 миллионов лет? _______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

3.        Заполните таблицу, пользуясь сведениями из текста.

Самая большая черепаха

Вид

Морская

Сухопутная

Длина панциря

Масса

Место обитания

Во всех морях и океанах, кроме Северных

Особенности

Более массивный панцирь

4*.        В тексте № 1 сказано: «Черепахи – образец жизни в броне».

Согласен ли ты с мнением автора? Объясни свой ответ.

Я считаю, _______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5.        Как автор называет лапы черепахи? Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом

1)        ногами

2)        плавниками

3)        крыльями

4)        руками

6. Ты видишь на рисунке изображения, с которыми в тексте № 2 автор сравнивает черепаху. Как ты думаешь, какое изображение лишнее? Зачеркни выбранное тобой изображение предмета.

7*.        Никита очень любит животных. В Красной Книге РФ он прочитал о дальневосточной черепахе, обитающей в пределах России. Это пресноводная рептилия любит греться на прибрежных отмелях, быстро скрываясь в воду при опасности. Питается рыбой, земноводными, насекомыми, моллюсками и червями. Часто становится лёгкой добычей для человека.

Составь две-три цепочки питания, одним из звеньев которых будет черепаха. Используй приведенные ниже схемы.

8*.        Для изучения способностей черепах учёные соединили две стеклянные стенки в виде буквы V. В углу этого «лабиринта» поставили кормушку, а с противоположной стороны по очереди выпускали черепах-«первопроходцев». В это время черепахи-«наблюдатели» сидели в клетке рядом.

Увидев за стеклом еду, «первопроходцы» сразу бежали к кормушке. Но ни одна не догадалась обойти стенку, все застряли перед стеклом. И это при том, что каждой из них дали по 12 попыток.

Тогда учёные научили «первопроходцев» обходить преграду, чтобы дойти до корма. После этого тот же опыт проделали с черепахами-«наблюдателями». Результат оказался следующим:

«Первопроходцы»

«Наблюдатели»

Имя черепахи

Число успешных попыток из 12

Имя черепахи

Число успешных попыток из 12

Александра

Олдос

Вильгемина

Моисей

11

Эсме

Молли

3

Заполните пустые клеточки в таблице, если известно, что самой сообразительной оказалась черепаха по имени Олдос.

Что учёные узнали о черепахах из эксперимента? Обведите цифру рядом с верным ответом.

  1. Черепахи-«наблюдатели» умнее черепах-«первопроходцев».
  2. Не все черепахи одинаково сообразительны.
  3. Черепахи могут учиться на чужом примере.
  4. Черепахи видят еду через стекло.

9.        К какому виду относится прочитанный вами текст № 2. Выбери верный ответ. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

  1. художественный

2)        научный

3)        научно-популярный

4)        деловой



Предварительный просмотр:

Мониторинг начальных классов 2015г.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

 

Образовательная

 организация________________________________

Класс 4___

Фамилия, имя_______________________________

ВАРИАНТ №3

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.

Внимательно прочитай оба текста, затем приступай к выполнению заданий.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

РОДСТВЕННИКИ ДИКИХ КУР

Ученики 3 класса посетили страусиную ферму, где кроме страусов содержатся кролики, павлины, индюки и фазаны. Экскурсовод рассказал ребятам, что павлин и фазан – родственники. Ученики решили проверить эту информацию. Вот несколько текстов, что нашли дети об этих птицах.

ТЕКСТ № 1

Павлин – одна из самых крупных птиц отряда курообразных.

Родом павлины из Азии. Тысячи лет их разводят в парках и садах благодаря их необыкновенной красоте.

Хвост павлина состоит из блестящих сине-зеленых перьев, узор на которых похож на глаз. Павлин распускает хвост и грациозно поворачивает его, чтобы привлечь самок. У самок, которые называются павами, более короткие хвосты и не такое яркое оперение, как у самцов.

Питаются павлины лягушками, улитками, насекомыми и растениями.

Фазаны относятся к тому же семейству, что и павлины. У самцов фазанов тоже яркое оперение и длинные хвосты.

Фазаны родом с Дальнего Востока, но распространившись во многих странах, они стали желанной добычей для охотников. В России фазаны живут в полях, в речных камышовых долинах, лесах с подлеском и зарослях кустарников. Гнёзда они строят на земле.

Главную пищу фазанов составляют семена, мелкие плоды, ягоды, побеги. Поедают они также зёрна, насекомых, моллюсков, червей.

ТЕКСТ № 2

ФАЗАНЫ

На Кавказе диких кур зовут фазанами. Их так много, что они там дешевле домашней курицы. За фазанами охотятся с кобылкой, с подсаду и из-под собаки.

С кобылкой вот как охотятся: возьмут парусины, натянут на рамку, в середине рамки сделают перекладину, а в парусине сделают прорешку. Эта рамка с парусиной называется кобылкой. С этой кобылкой и с ружьем на заре выходят в лес. Кобылку несут перед собой и высматривают в прорешку фазанов. Фазаны по зарям кормятся на полянках; иногда целый выводок – наседка с цыплятами, иногда петух с курицей.

Фазаны не видят человека, а не боятся парусины и подпускают к себе близко. Тогда охотник ставит кобылку, высовывает ружье в прореху и стреляет по выбору.

С подсаду охотятся вот как: пустят дворную собачонку в лес и ходят за ней. Когда собака найдет фазана, она бросится за ним. Фазан взлетит на дерево, и тогда собачонка начинает на него лаять. Охотник подходит на лай и стреляет фазана на дереве. Охота эта была бы легка, если бы фазан садился на дерево на чистом месте и сидел бы прямо на дереве – так, чтобы его видно было. Но фазаны всегда садятся на густые деревья, в чаще, и как завидят охотника, так прячутся в сучках. И бывает трудно пролезть в чаще к дереву, где сидит фазан, и трудно рассмотреть его. Когда собака одна лает на фазана, он не боится ее, сидит на сучке и еще петушится на нее и хлопает крыльями. Но как только он увидит человека, то сейчас же вытягивается по сучку, так что только привычный охотник различит его, а непривычный будет стоять подле и ничего не увидит.

Когда казаки подкрадываются к фазанам, то они надвигают шапку на свое лицо и не глядят вверх, потому что фазан боится человека с ружьем, а больше всего боится его глаз.

Из-под собаки охотятся вот как: берут легавую собаку и ходят за ней по лесу. Собака чутьем услышит, где на заре ходили и кормились фазаны, и станет разбирать их следы. И сколько бы ни напутали фазаны, хорошая собака всегда найдет последний след, выход с того места, где кормились. Чем дальше будет идти собака по следу, тем сильнее ей будет пахнуть, и так она дойдет до того места, где днем сидит в траве или ходит фазан. Когда она подойдет близко, тогда ей будет казаться, что фазан уж тут, прямо перед ней, и она все будет идти осторожнее, чтобы не спугнуть его, и будет останавливаться, чтобы сразу прыгнуть и поймать его. Когда собака подойдет совсем близко, тогда фазан вылетает и охотник стреляет.

Л.Н. Толстой

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ

1.        Найди утверждения, которые соответствуют содержанию прочитанных текстов.

1) Павлин – домашнее животное.

2) Фазаны гораздо дороже домашних кур.

3) Павлины и фазаны – представители одного семейства птиц.

4) Кобылка – это маленькая лошадка.

5) Охотиться на фазанов можно тремя способами.

Запишите свой ответ.

Текст № 1 _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Текст № 2 _______________________________________________________

____________________________________________________________

2.        Найди в текстах ответы на вопросы и запиши свой ответ.

Чем питаются павлины? ______________________________________

________________________________________________________________

Как называется способ охоты на фазанов с парусиной? ____________

________________________________________________________________

3.        Заполни таблицу, пользуясь текстами и собственными знаниями окружающего мира.

Царство

Животные

Класс

Птицы

Отряд

Семейство

Фазановые

Род

Павлины

Фазаны

4*.        Многие люди считают, что фазаны – родственники кур.

Согласен ли ты с этим мнением? Объясни свой ответ.

Я считаю, _______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5.        Как называют самку павлина? Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

1)        павлин

2)        павлиненок

3)        пава

4)        павлинична

6. В Большой советской энциклопедии указано, что к семейству фазановых относятся перепела, турачи, улары, дикие куры, банкивские петухи, фазаны, аргусы, павлины.

Соотнеси информацию о птицах семейства фазановых с рисунками из Биологического энциклопедического словаря. Есть ли среди рисунков лишние? Если есть, зачеркни выбранные тобой изображения птицы или птиц.

Условные

обозначения:

1 – перепел;

2 – фазан обыкновенный (a – самец, б – самка);

3 – банкивский петух (a – самка, б – самец);

4 – каспийский улар;

5 – большой аргус;

6 – белобрюхий рябок

7*. В настоящее время фазан относится к числу одомашненных птиц и является распространённым объектом охотничьего промысла. В частном хозяйстве обычно разводят птиц вида фазан обыкновенный. В пищу употребляют их яйца и мясо, напоминающее по вкусу куриное, но более тёмное по цвету. Также от фазанов может быть и практическая помощь: это единственная птица, которая поедает колорадского жука.

Составь две-три цепочки питания, одним из звеньев которых будет фазан обыкновенный. Используй приведенные ниже схемы.

8*.         Фазаны – крупные красивые птицы с массой тела около 2 кг и длиной до 85 см. Их разведение и содержание не отличается от ухода за другой домашней птицей, например курами. Для лучшего пищеварения фазанам дают самый крупный песок и очень мелкий гравий, которые в желудке способствуют перетиранию зерновой пищи, весной добавляют в корм дробленый ракушечник или известняк, необходимые для образования скорлупы и роста перьев.

Представь, что ты стал владельцем фермы, на которой содержат фазанов. Из перечисленных условий содержания домашних животных выбери те, которые не нужно соблюдать при разведении фазанов. Подчеркни выбранные слова в каждой группе.

Жилье:

вольер на открытом воздухе с зарослями кустарников,

клетка в доме,

теплый птичник.

Корм:

зерно,

семена,

мелкие плоды,

рыба,

насекомые,

черви.

Минеральная подкормка:

крупный гравий,

известняк,

крупный песок.

9.        К какому виду относится прочитанный вами текст № 1. Выбери верный ответ. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

1)        художественный

2)        научный

3)        деловой

4)        научно-популярный



Предварительный просмотр:

Мониторинг начальных классов 2015г.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

 

Образовательная

 организация________________________________

Класс 4___

Фамилия, имя_______________________________

ВАРИАНТ №4

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.

Внимательно прочитай оба текста, затем приступай к выполнению заданий.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

На земле практически не осталось неизученных территорий. Открытия новых видов животных происходят довольно редко, но даже хорошо знакомые нам представители фауны таят в себе немало загадок. Новые факты из жизни животных появляются ежедневно. Это в равной мере касается и диких, и домашних животных.

Предлагаем два текста, в которых приведена интересная информация из жизни некоторых морских животных.

ТЕКСТ № 1

Более двух третей поверхности нашей планеты покрыто морями и океанами, обитатели которых поражают своим многообразием. Там есть и  микроскопические, и самые крупные морские обитатели. Огромное количество зоологов и натуралистов открывают для нас их тайны.

Самое крупное животное на Земле, которое больше когда-либо существовавших динозавров, – голубой или синий кит (блювал). Его длина достигает 33 метров, а вес может превышать 150 тонн. Этот великан в 24 раза крупнее самого большого обитателя суши – африканского слона.

Кит – это не рыба, хотя очень похож на неё. Окраска спины тёмно-серая, с синеватым оттенком, брюха и боков – голубоватая, пятнистая. Голова кита составляет почти треть туловища. Вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой рыбий хвост. Спинной плавник маленький. Ноздри, похожие на отверстия насоса, находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтаном пар. Вместо зубов у кита во рту до 400 роговых пластинок. Кормится гигант мелкими морскими животными: рыбками, моллюсками и рачками. Киты – теплокровные млекопитающие. Они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.

Акула – это очень древняя примитивная хищная рыба. Распространена во многих морях и океанах. У неё торпедообразная форма тела длиной от 20 сантиметров до 18 метров. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Движение вперёд и повороты рыба осуществляет изгибами хвоста влево или вправо.

Среди акул есть и внушающие ужас хищники, и мирные поедатели планктона. Например, огромная китовая акула, несмотря на устрашающий внешний вид, абсолютно безвредна. Она самая крупная рыба в мире, длина её тела достигает 18 метров, вес – 30-40 тонн. Эта рыба обитает в тёплых водах тропических широт Мирового океана. Плавает она очень медленно (обычно не быстрее 5 км/ч) и  бо́льшую часть времени держится близ поверхности воды.

ТЕКСТ № 2

Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Они встречаются во многих морях и океанах мира. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют «человеком моря».

Дельфины прославились как неутомимые спутники кораблей. Люди часто видели, как они провожали суда в открытое море, спасали тонущих.

Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие, относящиеся к отряду китообразных. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы сделать вдох через единственную видоизмененную ноздрю – дыхало, расположенное на темени. Ныряют в воду обычно не дольше, чем на 3 минуты.

Дельфины – хищники, живут группами, охотятся стаями, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Питаются эти удивительные животные рыбой, головоногими моллюсками и ракообразными. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы.

Между собой общаются с помощью свистящих звуков (свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье и даже чириканье). Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко её ловят. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный звук означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!

Самая известная и популярная разновидность дельфиновых – афалины. Они достигают 3-4 м в длину. Вес, как правило, — 150-300 кг.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ

1.        Придумай названия к текстам. Запиши оба названия.

Текст № 1 _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Текст № 2 _______________________________________________________

____________________________________________________________

2.        Найди в текстах ответы на вопросы и запиши свой ответ.

Зачем акуле хвост? __________________________________________

________________________________________________________________

Как дышат дельфины? _____________________________________

________________________________________________________________

3.        Заполни таблицу, пользуясь текстами и собственными знаниями окружающего мира.

Афалин

Голубой

(синий) кит

Китовая

акула

Класс

млекопитающее

Длина

3-4 м

Вес

150-300 кг

30-40 т

Вид по способу питания

хищник

4*.        В сказке «Конек-Горбунок» Пётр Па́влович Ершо́в назвал кита «Чудо-юдо рыба-кит». Прав ли автор, что кит – рыба? Объясни свой ответ.

Я считаю, _______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5.        Как называется самое большое животное на планете? Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

1)        жираф;

2)        африканский слон;

3)        блювал;

4)        белый медведь.

6. В каких водоемах обитают китовые акулы?

1)        Красное море, море Лаптевых;

2)        Атлантический океан, Индийский океан;

3)        озеро Байкал, река Енисей.

7*. Составь две-три цепочки питания, одним из звеньев которых будет акула. Используй приведенные ниже схемы.

8. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Морская корова, странствующий голубь, тарпан – это животные, которых на Земле больше нет. Эти животные попали в Черную книгу. С 1963 года Международный союз охраны природы ведёт международный список видов животных и растений, находящихся под угрозой.

В Красную книгу мира внесен и синий кит, который из-за бесконтрольного промысла в начале XX века был практически истреблён и оказался на грани полного исчезновения. В настоящее время, несмотря на принятые меры охраны, синий кит по-прежнему очень редок.

Из перечисленных причин исчезновения животных выбери те, которые составляют угрозу для китов. Подчеркни выбранные слова.

1)        охота на дельфинов;

2)        загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами;

3)        браконьерство;

4)        вырубка лесов;

5)        сокращение численности мелких морских животных (моллюсков, рачков).

9.        К какому виду относится прочитанный вами текст № 1. Выбери верный ответ. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

1)        художественный;

2)        научно-популярный;

3)        научный;

4)        деловой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая комплексная контрольная работа 1 класс

Контрольная работа, рекомендации к проведению и оцениванию работы.Источник - курсы ФГОС...

Комплексные контрольные работы для учащихся 4 классов

Данные тесты позволят провести диагностику уровня компетентности учащихся, т.е способность действовать самостоятельно при решении практических задач....

Итоговая комплексная контрольная работа в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Данная комплексная итоговая контрольная работа составлена для 3 класса. В ней содержатся задания по основным предметам: математика, литературное чтение, русский язык и окружающий мир. В кон...

дополнительный материал при подготовке учащихся 2 класса к комплексным контрольным работам

Данный материал предполагает дополнительную помощь учителю и детям к комплексным контрольным работам по стандартам второго поколения. Материал представлен в виде текста и индивидуальных заданий. Может...

комплексная контрольная работа для обучающихся 3 класса

итоговая комплексная работа для 3 класса по новым стандартам...

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы

laquo;Формирование умения работать с текстом как шагк успешному выполнению комплексной контрольной работы»...