Материал по теме "Как научить ребёнка распоряжаться деньгами?"
методическая разработка (2 класс)

Тимонькина Наталья Александровна

В данной статье коротко рассказывается о том, как на примире пости любой сказки можно формировать у детей финансовую грамотность. Приложения можно исользовать на уроках по предмету "Финансовая грамотность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами? Такой вопрос встал передо мной после одного  случая.  Мой ученик Роман  принес в школу деньги, которые ему дарили родственники. Он раздавал пятидесятирублёвые купюры, как обычные фантики. Благодаря внимательности взрослых, мне  удалось вовремя остановить разбазаривание денежных средств. Все купюры  удалось вернуть. Разговаривая с Романом,  я хотела выяснить, зачем он раздавал деньги?  Не жалко ему отдавать свои деньги?

Ответ ребёнка меня удивил. «У меня их много. Мне ещё подарят», - беззаботно сказал  Роман.

Да, семьи моих детей социально благополучные, с хорошим достатком. Дети не знают ни в чём отказа, но они и не знают цену деньгам. Где-то я прочитала фразу, что недостаток воспитания финансовой грамотности часто проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам.

Анализируя свои наблюдения, я  пришла к выводу, что большинство детей в моем 2 «В» классе,  действительно, легкомысленно относятся и к  деньгам, и к своим вещам. Не  задумываясь,  ребёнок может купить на все карманные деньги булочки в школьном буфете и тут же их раздать. Или как Роман, дарят монетки и купюры одноклассникам. Многие родители жалуются, что не успевают покупать школьные принадлежности. Дети их ломают и теряют.  А что уж говорить про школьное имущество!  

Конечно, я всегда разговариваю с детьми, объясняю, что деньги родителям достаются трудом и  к  ним  надо относиться бережно и уметь правильно распоряжаться. Случай с Романом показал, что мои беседы не дают тех результатов, которые бы я хотела получить.  Необходимо формировать у детей понимание того, что деньги – это не игрушки.

 Во втором классе мы с детьми начали изучение нового для нас предмета «Финансовая грамотность».  Готовясь к урокам, я подбирала материал так, чтобы можно было обсуждать ситуацию,  рассуждать по предложенной  теме, составить рекомендации или памятки. Конечно, весь материал я брала на различных сайтах. В ходе диалога подводила детей к выполнению работы. Дети были уверены, что это их идея!

На сайте «Финансовая грамотность населения» я нашла интересные статьи и рассказ «Приключения Рублика и Денежки. Деньги и безопасность», а затем и на других сайтах  еще  рассказы на другие темы о приключениях Рублика и Денежки.  Маленькие истории, основаны на жизненных ситуациях. Ребята слушают и обсуждают их с повышенным интересом.

Но  хочу поделиться интересным  приемом, открытием для себя -  это анализ хорошо известных сказок, но с другой стороны, непривычной для нас,  с финансовой  стороны.

Сказки с нами с самого детства.  Мы привыкли, что сказки воспитывают нравственные качества личности: трудолюбие, честность, справедливость, учат  различать  добро и зло. Через их содержание, мы познаем окружающий мир.

Как говорил знаменитый  А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Оказывается, что сказка – это  ещё и учитель, который учит детей финансовой грамотности.

На примере героев сказки «Бобовое зернышко»  очень доступно можно объяснить, что за любую вещь мы должны отдать что-то взамен (чаще всего деньги). За свой труд мы получаем деньги, которыми надо уметь правильно распоряжаться. Это  учит бережному отношению к деньгам. На примере Кузнеца, можно объяснить, что бывают моменты, когда какую-либо вещь или деньги надо отдать безвозмездно. Так вводится понятие «благотворительность».  

Возьмём сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино». На мой взгляд, можно выделить не менее трёх эпизодов, которые анализируются  с финансовой точки зрения. (Приложение 2)

1 эпизод – Буратино обменивает Азбуку на билет в цирк.

Урок 1 -  все,  что есть у детей заработано родителями. Часто родители отказывают себе в пользу детей, как папа Карло, который продал свою куртку. Все что дают нам родители надо беречь.

2 эпизод – Разговор с Карабасом Барабасом.

Урок 2 -  никогда нельзя брать деньги у чужих людей. Можно попасть в финансовую кабалу, и придется отдать больше, чем дали.

3 эпизод – Встреча с лисой Алисой и котом Базилио.

Урок  3 -  деньги не растут на деревьях, их  зарабатывают своим  трудом. В погоне за легкими  деньгами, можно попасть в сети мошенников и остаться без денег. Прежде чем вложить свои средства, надо хорошо подумать.

Сказка «Три поросёнка» показывает, что надо обдуманно и серьезно относится к вложению денег. В сказке  - это строительство поросятами  домов. Если быть беззаботным, как первый и второй поросёнок, то можно остаться и без дома.

Анализируя проблемные ситуации в сказке с финансовой стороны, можно формировать у детей  не только умение правильно распоряжаться деньгами, но и развивать нестандартное мышление, логическое мышление, самостоятельность, коммуникативность.

Об этом приёме я рассказала родителям моих учеников на классном собрании по теме «Как научить ребёнка правильно распоряжаться деньгами». На примере сказки «Бобовое зёрнышко» я объяснила родителям, как можно поработать со сказкой с финансовой стороны. Затем самостоятельно в группе поработали со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Затем попробовали самостоятельно найти сказки, на содержании которых можно обсудить финансовые вопросы.

В группах родители обсудили  следующие вопросы:

1 .«Нужно ли привлекать ребёнка в обсуждение семейного бюджета?»

2  «Нужны ли карманные деньги детям? Как определить их количество?»

3 «Нужно ли платить за отметки, выполнение обязанностей по дому?»

Совместно составили портрет финансово грамотного человека.

По окончании собрания, родители продолжали обсуждать эту тему. Говорили, о том, что раньше на воспитание финансовой грамотности не обращали внимание. Сокрушались о том, что если бы их этому учили, то возможно, они бы не наделали в жизни ошибок, связанных с деньгами. Высказывали глубокую свою убежденность в том, что  если раньше  начинать  учить  ребёнка обращаться с деньгами, то детям  будет легче во взрослой жизни.

Очень много интересного и полезного материала от  Сбербанка России я нашла в сети Интернет. Работая со своими детьми, обучая их финансовой грамотности, я учусь вместе с ними.

Конечно, я не придумала ничего нового, но я собрала материал, который может взять любой учитель и использовать в своей работе, не тратя время на поиски материала.

Используемая литература.

  1. https://fingram34.ru 
  2. https://woman.rambler.ru/children/41136492-zolotoy-klyuchik-skazki-i-lichnyy-primer-uchat-berezhno-obraschatsya-s-dengami/
  3. https://www.fingram39.ru 
  4. https://kgd.ru
  5. «Детские деньги» http://школа-банкира.рф/
  6. Портрет финансово грамотного человека https://ds04.infourok.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 правил как научить ребёнка слушаться

Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требова...

Как научить ребёнка слушать с первого раза?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для мн...

Родительское собрание на тему: "Как научить ребёнка читать книгу"

Беседа на родительском собрании,что значит хорошая детская книга....

Как научить ребёнка запоминать стихи

Как учить стихи с ребенком...

Чему надо научить ребёнка

Самое главное, чему должны научить родители своего ребёнка......

Как научить ребенка распоряжаться деньгами.

Материал для внеурочного курса "Финансовая грамотность"Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если ...