Родительское собрание «Проекты в начальной школе»
материал (3 класс)

Петрова Валентина Викторовна

                        Родительское собрание «Проекты в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_v_nachalnoy_shkole.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Родительское собрание «Проекты в начальной школе»

Цель собрания: активное вовлечение родителей в совместную работу по организации проектной деятельности (ПД) детей.

Задачи собрания:

- уточнить и расширить представления родителей о ПД, ее сути и значимости для развития и формирования личности ребенка;

- обсудить с родителями, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в ПД;

- выявить, какие затруднения, с точки зрения родителей, могут возникнуть при подготовке проектов и как их разрешить;

- изучить образовательные и воспитательные возможности семей;

- мотивировать родителей на тесное сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания и образования детей.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

                 (древняя китайская мудрость).

Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.

Основная идея проектного метода:

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.

Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере. 

             Цели проектного обучения:

 - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;

- позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного;

- развить у каждого позитивный образ себя и других;

- развить у учащихся умение истинно оценивать себя;

- развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать;

- обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы;

- развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  1. помогает ученикам определить цель деятельности;
  2. рекомендует источники получения информации;
  3. раскрывает возможные формы деятельности;
  4. содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  5. создаёт условия для активности школьника;
  6. является партнёром;
  7. помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

           Действия ученика можно охарактеризовать так:

  1. определяет цель своей деятельности;
  2. открывает новые знания;
  3. экспериментирует;
  4. выбирает пути решения возникающих проблем;
  5. несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;

умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

желание самого ребёнка;

благоприятная среда;

грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах  и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей.  Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

 Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

Что такое метод проектов? (очень немного теории)

Каковы этапы выполнения проекта?

Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

выбор темы проекта;

выдвижение первоначальных идей;

выбор лучшей идеи;

планирование проектной деятельности;

оценка и самооценка проекта.

презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом?

Поверьте, будет интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация родительского собрания" Оценивание в начальной школе"

Материал содержит нормы оценивания по УУД по УМК " Школа 2100" для родителей....

Родительское собрание "Проекты в начальной школе"

Представлен конспект и презентация....

Родительское собрание "Портфолио ученика начальной школы".

Цель собрания:Формирование у родителей положительного отношения к совместной работепо оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио...

Презентация родительского собрания "Портфолио ученика начальной школы"

Цель собрания:Формирование у родителей положительного отношения к совместной работепо оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Портфолио ученика начальной школы - "Портфель достижений"....

Родительское собрание "ВПР в начальной школе"

Данная презентация содержит метариал об особенностях проведения ВПР в начальной школе в 2017 году....

Родительское собрание "Проекты в начальной школе"

laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»(древняя китайская мудрость)....