Исследовательская работа
проект (4 класс)
Медицина и здоровый образ жизни
Тема: Влияние сна на здоровье человека
Исследовательская работа
Выполнила: Геврек Юлия,
ученица 4 класса МОУ «Нижнепенская СОШ»
Руководитель: Наджафова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МОУ «Нижнепенская СОШ»
с. Нижние Пены,2019
Содержание
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
Глава1.Что такое сон?.......…………………………………………….. Глава 2.Сновидения……. ……………………………………………….. | 4 5 |
Глава3.Зачем мы спим? …… …………………………………………. | 6 |
Глава 4. Сколько должен спать младший школьник?................... Глава 5. Мои исследования………………………………………… | 8 9 |
Заключение ……………………………………………………………… | 12 |
Использованная литература……………………………………………… | 13 |
Приложение 1 …………………………………………………………… | 14 |
Приложение 2 …………………………………………………………….. | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Вопросы о природе и функциях сна волновали человечество со времён античности. В попытках найти на них ответы, рождались многочисленные теории о сне. Начало изучению сна и сновидений было положено Древнем Египте и Древней Греции.
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:
Основной целью моего исследования стало изучение роли сна в сохранении здоровья человека.
До начала исследования я считала, что люди могут не соблюдать режим сна. Учитель поставила под сомнение мой вывод, и мы вместе определили задачи, которые должна решить моя работа:
1)Изучить и проанализировать данные из литературы по теме исследования. 2) Выявить связь сна и здоровья.
3) Изучить особенности организации сна учащихся 2 и 4 классов.
4)Провести анкетирование- социальный опрос учащихся 2 и 4 классов.
5) Разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.
Мы составили план исследования, который позволил бы мне выполнить поставленные задачи:
1.Найти и изучить в энциклопедии Здоровья, справочниках, Интернете и у медицинских работников информацию о сне.
2.Выяснить интересные явления сна- сновидение.
3.Найти и привести примеры о значении сна.
4.Изучить важные биохимические процессы во время сна.
5.Составить анкету и провести эксперимент среди второклассников и одноклассников.
Гипотеза моего исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Основным результатом своей работы я вижу расширение кругозора знаний своих одноклассников об особенностях нашего организма, о таком физиологическом процессе как сон.
Объект исследования - сон человека. Предмет исследования
- условия полноценного сна младшего школьника. Место исследования: 4класс МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа». Срок проведения январь-февраль 2019г.
Актуальность исследования заключается в том, что ещё мало знаем об организме человека, чтобы заботиться о своём здоровье. Нужно хорошо знать свой организм. Результаты моей работы будут интересны моим сверстникам.
Глава 1.Что такое сон?
Сон— функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующиеся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) сознаваемой психической деятельности.[ 4- 62с.]
Сон – состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.
Функции сна:
1. Сон обеспечивает отдых организма.
2. Сон способствует переработке и хранению информации.
3. Сон-это приспособление организма к изменению освещённости
4. Сон восстанавливает иммунитет путём активизации необходимых веществ и процессов в организме, борющимися с вирусными заболеваниями.
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3)Во время сна за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.
Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.
Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Глава 2.Сновидения
Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне. Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.
Интересные факты о сне
Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.
Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.
Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.
Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ. Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».
Глава 3.Зачем мы спим
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете. Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабет.
Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.
Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.
Премьер-министр Великобритании в 1940-1945 известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.
Когда ложиться спать
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.
Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днём.
Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.
Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.
Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
Как правильно спать
Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» . Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.
«Калачиком» - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.
Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе».Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.
«На боку» - эта поза имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.
Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.
Как долго человек может не спать? Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые.
Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.
Несколько лет назад был проведен ещё один интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.
18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.
Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.
Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения. В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.
Глава 4. Сколько должен спать младший школьник?
Сколько же должны спать младшие школьники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки;
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 4 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.
Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 12.00 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Глава 5.Мои исследования
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решила исследовать, сколько времени ученики второго и моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.
Моим одноклассникам и второклассникам была предложена анкета (Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получила следующие результаты.
Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, так как он не высыпается.
1.Во сколько вечером вы ложитесь спать ученики
18 % в 20.00
27% в 21.00
55% в 22.00
2.Как вы чувствуете себя после сна?
44% хорошо
41% нормально
15% сонные
3.Чем занимаешься за 30 минут до сна?
5% ничего
15% читаю, кушаю, играю
15% смотрю телевизор
65% занимаюсь гигиеной
4.Что чаще всего видишь во сне?
ничего-0%
природу-18%
семью-9%
мультфильмы, смешное-36%
праздник-27%
ужасы -10%
5. Какие сны снятся?
- цветные 82%
-чёрно- белые 18%
А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.
В какой позе ты чаще всего спишь?
-на спине 18%
-на животе 28%
- на боку 45%
- «калачиком» 9%
В результате исследований я установила, что у большинства моих одноклассников (72%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.
Донести до ребят правила сна и необходимость их соблюдения – важная задача. Попросили дать рекомендации школьной медсестры –Ольги Николаевны. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провела такой эксперимент на себе.
В течение 5 дней я меняла время сна и условия засыпания. Вот что получилось.
День 1.
Время сна – 8 часов. Перед сном играла на компьютере 1 час. Комнату решила не проветривать. Съела перед сном яблоко.
Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение не очень.
День 2.
Время сна – 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору. Комнату не проветривала. Перед сном плотно покушала.
Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательна, из-за всего сердилась. После обеда чувствовала усталость.
День 3.
Время сна – 6 часов. Перед сном снова играла на компьютере. Комнату не проветривала. Немного поела перед сном.
Уснула быстро. Ночью просыпалась 1 раз. Сон не помню. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает.
День 4.
Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира.Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.
День 5.
Время сна – 10 часов. Перед сном поиграла на компьютере, приняла душ. Комнату не проветрила. Немного поела перед сном.Заснула не сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Приснился страшный сон. Встала утром легко. В школе почти все хорошо. Устала во второй половине дня.
Вывод: рекомендации медсестры действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спала. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановила силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей. (Приложение 2)
Заключение
Моя гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
В процессе работы я выяснила, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.
Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
Использованная литература
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Кривин Ф.А. «О пользе сна». - М.: изд. «ЭКСМО», 2010 г.
4.Петровский Б.П. Большая медицинская энциклопедия: Изд 3,1984 г. Т.23:Сахароза-Сосудистый тонус,544с
5. Радунцева И.В. «Здоровый сон». - М.: изд. «ВЕКО»,2010 г.
6. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. - М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. -432 с.
7. Интересные факты о сне http://www.SLEEP-DRIVE.ORG.RU
Приложение 1.
Анкета
1 | Во сколько вечером вы ложитесь спать? 20.00 21.00 22.00
|
2 | Как вы чувствуете себя после сна? Хорошо Нормально Сонные
|
3 | 4) Чем занимаешься за 30 минут до сна ничего Читают, кушают, играют Смотрю телевизор Занимаюсь гигиеной
|
4 | Что чаще всего видишь во сне? Ничего Природу Семью Смешное Праздник Ужасы Машины |
5 | Какие сны снятся? Цветные Чёрно- белые |
6 | 6)В какой позе ты чаще всего спишь? -на спине -на животе - на боку - «калачиком» |
Приложение 2
Памятка
Правила здорового сна Перед сном | |
1.Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна. | 2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы. |
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора. | 4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока |
5.Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну. | |
Как спать | |
6.Спи в тишине и полной темноте | 7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло. |
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Управление образования администрации Ракитянского района
Белгородской области
Муниципальный этап заочного муниципального этапа
Всероссийского детского конкурса научно-
исследовательских и творческих работ
«Первые шаги в науке»
Секция:
Медицина и здоровый образ жизни
Тема: Влияние сна на здоровье человека
Исследовательская работа
Выполнила: Геврек Юлия,
ученица 4 класса МОУ «Нижнепенская СОШ»
Руководитель: Наджафова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МОУ «Нижнепенская СОШ»
2019
Содержание
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
Глава1.Что такое сон?.......…………………………………………….. Глава 2.Сновидения……. ……………………………………………….. | 4 5 |
Глава3.Зачем мы спим? …… …………………………………………. | 6 |
Глава 4. Сколько должен спать младший школьник?................... Глава 5. Мои исследования………………………………………… | 8 9 |
Заключение ……………………………………………………………… | 12 |
Использованная литература……………………………………………… | 13 |
Приложение 1 …………………………………………………………… | 14 |
Приложение 2 …………………………………………………………….. | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Вопросы о природе и функциях сна волновали человечество со времён античности. В попытках найти на них ответы, рождались многочисленные теории о сне. Начало изучению сна и сновидений было положено Древнем Египте и Древней Греции.
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:
Основной целью моего исследования стало изучение роли сна в сохранении здоровья человека.
До начала исследования я считала, что люди могут не соблюдать режим сна. Учитель поставила под сомнение мой вывод, и мы вместе определили задачи, которые должна решить моя работа:
1)Изучить и проанализировать данные из литературы по теме исследования. 2) Выявить связь сна и здоровья.
3) Изучить особенности организации сна учащихся 2 и 4 классов.
4)Провести анкетирование- социальный опрос учащихся 2 и 4 классов.
5) Разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.
Мы составили план исследования, который позволил бы мне выполнить поставленные задачи:
1.Найти и изучить в энциклопедии Здоровья, справочниках, Интернете и у медицинских работников информацию о сне.
2.Выяснить интересные явления сна- сновидение.
3.Найти и привести примеры о значении сна.
4.Изучить важные биохимические процессы во время сна.
5.Составить анкету и провести эксперимент среди второклассников и одноклассников.
Гипотеза моего исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Основным результатом своей работы я вижу расширение кругозора знаний своих одноклассников об особенностях нашего организма, о таком физиологическом процессе как сон.
Объект исследования - сон человека. Предмет исследования
- условия полноценного сна младшего школьника. Место исследования: 4класс МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа». Срок проведения январь-февраль 2019г.
Актуальность исследования заключается в том, что ещё мало знаем об организме человека, чтобы заботиться о своём здоровье. Нужно хорошо знать свой организм. Результаты моей работы будут интересны моим сверстникам.
Глава 1.Что такое сон?
Сон— функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующиеся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) сознаваемой психической деятельности.[ 4- 62с.]
Сон – состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.
Функции сна:
1. Сон обеспечивает отдых организма.
2. Сон способствует переработке и хранению информации.
3. Сон-это приспособление организма к изменению освещённости
4. Сон восстанавливает иммунитет путём активизации необходимых веществ и процессов в организме, борющимися с вирусными заболеваниями.
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3)Во время сна за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.
Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.
Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Глава 2.Сновидения
Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне. Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.
Интересные факты о сне
Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.
Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.
Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.
Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ. Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».
Глава 3.Зачем мы спим
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете. Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабет.
Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.
Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.
Премьер-министр Великобритании в 1940-1945 известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.
Когда ложиться спать
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.
Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днём.
Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.
Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.
Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
Как правильно спать
Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» . Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.
«Калачиком» - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.
Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе».Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.
«На боку» - эта поза имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.
Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.
Как долго человек может не спать? Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые.
Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.
Несколько лет назад был проведен ещё один интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.
18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.
Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.
Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения. В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.
Глава 4. Сколько должен спать младший школьник?
Сколько же должны спать младшие школьники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки;
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 4 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.
Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 12.00 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Глава 5.Мои исследования
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решила исследовать, сколько времени ученики второго и моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.
Моим одноклассникам и второклассникам была предложена анкета (Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получила следующие результаты.
Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, так как он не высыпается.
1.Во сколько вечером вы ложитесь спать ученики
18 % в 20.00
27% в 21.00
55% в 22.00
2.Как вы чувствуете себя после сна?
44% хорошо
41% нормально
15% сонные
3.Чем занимаешься за 30 минут до сна?
5% ничего
15% читаю, кушаю, играю
15% смотрю телевизор
65% занимаюсь гигиеной
4.Что чаще всего видишь во сне?
ничего-0%
природу-18%
семью-9%
мультфильмы, смешное-36%
праздник-27%
ужасы -10%
5. Какие сны снятся?
- цветные 82%
-чёрно- белые 18%
А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.
В какой позе ты чаще всего спишь?
-на спине 18%
-на животе 28%
- на боку 45%
- «калачиком» 9%
В результате исследований я установила, что у большинства моих одноклассников (72%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.
Донести до ребят правила сна и необходимость их соблюдения – важная задача. Попросили дать рекомендации школьной медсестры –Ольги Николаевны. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провела такой эксперимент на себе.
В течение 5 дней я меняла время сна и условия засыпания. Вот что получилось.
День 1.
Время сна – 8 часов. Перед сном играла на компьютере 1 час. Комнату решила не проветривать. Съела перед сном яблоко.
Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение не очень.
День 2.
Время сна – 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору. Комнату не проветривала. Перед сном плотно покушала.
Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательна, из-за всего сердилась. После обеда чувствовала усталость.
День 3.
Время сна – 6 часов. Перед сном снова играла на компьютере. Комнату не проветривала. Немного поела перед сном.
Уснула быстро. Ночью просыпалась 1 раз. Сон не помню. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает.
День 4.
Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира.Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.
День 5.
Время сна – 10 часов. Перед сном поиграла на компьютере, приняла душ. Комнату не проветрила. Немного поела перед сном.Заснула не сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Приснился страшный сон. Встала утром легко. В школе почти все хорошо. Устала во второй половине дня.
Вывод: рекомендации медсестры действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спала. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановила силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей. (Приложение 2)
Заключение
Моя гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
В процессе работы я выяснила, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.
Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
Использованная литература
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Кривин Ф.А. «О пользе сна». - М.: изд. «ЭКСМО», 2010 г.
4.Петровский Б.П. Большая медицинская энциклопедия: Изд 3,1984 г. Т.23:Сахароза-Сосудистый тонус,544с
5. Радунцева И.В. «Здоровый сон». - М.: изд. «ВЕКО»,2010 г.
6. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. - М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. -432 с.
7. Интересные факты о сне http://www.SLEEP-DRIVE.ORG.RU
Приложение 1.
Анкета
1 | Во сколько вечером вы ложитесь спать? 20.00 21.00 22.00
|
2 | Как вы чувствуете себя после сна? Хорошо Нормально Сонные
|
3 | 4) Чем занимаешься за 30 минут до сна ничего Читают, кушают, играют Смотрю телевизор Занимаюсь гигиеной
|
4 | Что чаще всего видишь во сне? Ничего Природу Семью Смешное Праздник Ужасы Машины |
5 | Какие сны снятся? Цветные Чёрно- белые |
6 | 6)В какой позе ты чаще всего спишь? -на спине -на животе - на боку - «калачиком» |
Приложение 2
Памятка
Правила здорового сна Перед сном | |
1.Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна. | 2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы. |
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора. | 4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока |
5.Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну. | |
Как спать | |
6.Спи в тишине и полной темноте | 7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло. |
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
is_rabota_na_2019_gevrek.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Управление образования администрации Ракитянского района
Белгородской области
Муниципальный этап заочного муниципального этапа
Всероссийского детского конкурса научно-
исследовательских и творческих работ
«Первые шаги в науке»
Секция:
Медицина и здоровый образ жизни
Тема: Влияние сна на здоровье человека
Исследовательская работа
Выполнила: Геврек Юлия,
ученица 4 класса МОУ «Нижнепенская СОШ»
Руководитель: Наджафова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МОУ «Нижнепенская СОШ»
с. Нижние Пены,2019
Содержание
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
Глава1.Что такое сон?.......…………………………………………….. Глава 2.Сновидения……. ……………………………………………….. | 4 5 |
Глава3.Зачем мы спим? …… …………………………………………. | 6 |
Глава 4. Сколько должен спать младший школьник?................... Глава 5. Мои исследования………………………………………… | 8 9 |
Заключение ……………………………………………………………… | 12 |
Использованная литература……………………………………………… | 13 |
Приложение 1 …………………………………………………………… | 14 |
Приложение 2 …………………………………………………………….. | 15 |
Введение
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Вопросы о природе и функциях сна волновали человечество со времён античности. В попытках найти на них ответы, рождались многочисленные теории о сне. Начало изучению сна и сновидений было положено Древнем Египте и Древней Греции.
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:
Основной целью моего исследования стало изучение роли сна в сохранении здоровья человека.
До начала исследования я считала, что люди могут не соблюдать режим сна. Учитель поставила под сомнение мой вывод, и мы вместе определили задачи, которые должна решить моя работа:
1)Изучить и проанализировать данные из литературы по теме исследования. 2) Выявить связь сна и здоровья.
3) Изучить особенности организации сна учащихся 2 и 4 классов.
4)Провести анкетирование- социальный опрос учащихся 2 и 4 классов.
5) Разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.
Мы составили план исследования, который позволил бы мне выполнить поставленные задачи:
1.Найти и изучить в энциклопедии Здоровья, справочниках, Интернете и у медицинских работников информацию о сне.
2.Выяснить интересные явления сна- сновидение.
3.Найти и привести примеры о значении сна.
4.Изучить важные биохимические процессы во время сна.
5.Составить анкету и провести эксперимент среди второклассников и одноклассников.
Гипотеза моего исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Основным результатом своей работы я вижу расширение кругозора знаний своих одноклассников об особенностях нашего организма, о таком физиологическом процессе как сон.
Объект исследования - сон человека. Предмет исследования
- условия полноценного сна младшего школьника. Место исследования: 4класс МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа». Срок проведения январь-февраль 2019г.
Актуальность исследования заключается в том, что ещё мало знаем об организме человека, чтобы заботиться о своём здоровье. Нужно хорошо знать свой организм. Результаты моей работы будут интересны моим сверстникам.
Глава 1.Что такое сон?
Сон— функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующиеся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) сознаваемой психической деятельности.[ 4- 62с.]
Сон – состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.
Функции сна:
- Сон обеспечивает отдых организма.
- Сон способствует переработке и хранению информации.
- Сон-это приспособление организма к изменению освещённости
- Сон восстанавливает иммунитет путём активизации необходимых веществ и процессов в организме, борющимися с вирусными заболеваниями.
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3)Во время сна за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.
Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.
Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Глава 2.Сновидения
Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне. Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.
Интересные факты о сне
Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.
Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.
Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.
Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ. Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».
Глава 3.Зачем мы спим
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете. Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабет.
Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.
Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.
Премьер-министр Великобритании в 1940-1945 известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.
Когда ложиться спать
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.
Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днём.
Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.
Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.
Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
Как правильно спать
Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» . Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.
«Калачиком» - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.
Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе».Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.
«На боку» - эта поза имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.
Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.
Как долго человек может не спать? Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые.
Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.
Несколько лет назад был проведен ещё один интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.
18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.
Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.
Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения. В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.
Глава 4. Сколько должен спать младший школьник?
Сколько же должны спать младшие школьники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки;
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 4 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.
Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 12.00 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Глава 5.Мои исследования
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решила исследовать, сколько времени ученики второго и моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.
Моим одноклассникам и второклассникам была предложена анкета (Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получила следующие результаты.
Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, так как он не высыпается.
1.Во сколько вечером вы ложитесь спать ученики
18 % в 20.00
27% в 21.00
55% в 22.00
2.Как вы чувствуете себя после сна?
44% хорошо
41% нормально
15% сонные
3.Чем занимаешься за 30 минут до сна?
5% ничего
15% читаю, кушаю, играю
15% смотрю телевизор
65% занимаюсь гигиеной
4.Что чаще всего видишь во сне?
ничего-0%
природу-18%
семью-9%
мультфильмы, смешное-36%
праздник-27%
ужасы -10%
5. Какие сны снятся?
- цветные 82%
-чёрно- белые 18%
А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.
В какой позе ты чаще всего спишь?
-на спине 18%
-на животе 28%
- на боку 45%
- «калачиком» 9%
В результате исследований я установила, что у большинства моих одноклассников (72%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.
Донести до ребят правила сна и необходимость их соблюдения – важная задача. Попросили дать рекомендации школьной медсестры –Ольги Николаевны. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провела такой эксперимент на себе.
В течение 5 дней я меняла время сна и условия засыпания. Вот что получилось.
День 1.
Время сна – 8 часов. Перед сном играла на компьютере 1 час. Комнату решила не проветривать. Съела перед сном яблоко.
Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение не очень.
День 2.
Время сна – 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору. Комнату не проветривала. Перед сном плотно покушала.
Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательна, из-за всего сердилась. После обеда чувствовала усталость.
День 3.
Время сна – 6 часов. Перед сном снова играла на компьютере. Комнату не проветривала. Немного поела перед сном.
Уснула быстро. Ночью просыпалась 1 раз. Сон не помню. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает.
День 4.
Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира.Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.
День 5.
Время сна – 10 часов. Перед сном поиграла на компьютере, приняла душ. Комнату не проветрила. Немного поела перед сном.Заснула не сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Приснился страшный сон. Встала утром легко. В школе почти все хорошо. Устала во второй половине дня.
Вывод: рекомендации медсестры действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спала. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановила силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей. (Приложение 2)
Заключение
Моя гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
В процессе работы я выяснила, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.
Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
Использованная литература
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Кривин Ф.А. «О пользе сна». - М.: изд. «ЭКСМО», 2010 г.
4.Петровский Б.П. Большая медицинская энциклопедия: Изд 3,1984 г. Т.23:Сахароза-Сосудистый тонус,544с
5. Радунцева И.В. «Здоровый сон». - М.: изд. «ВЕКО»,2010 г.
6. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. − М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. −432 с.
7. Интересные факты о сне http://www.SLEEP-DRIVE.ORG.RU
Приложение 1.
Анкета
1 | Во сколько вечером вы ложитесь спать? 20.00 21.00 22.00 |
2 | Как вы чувствуете себя после сна? Хорошо Нормально Сонные |
3 | 4) Чем занимаешься за 30 минут до сна ничего Читают, кушают, играют Смотрю телевизор Занимаюсь гигиеной
|
4 | Что чаще всего видишь во сне? Ничего Природу Семью Смешное Праздник Ужасы Машины |
5 | Какие сны снятся? Цветные Чёрно- белые |
6 | 6)В какой позе ты чаще всего спишь? -на спине -на животе - на боку - «калачиком» |
Приложение 2
Памятка
Правила здорового сна Перед сном | |
1.Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна. | 2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы. |
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора. | 4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока |
5.Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну. | |
Как спать | |
6.Спи в тишине и полной темноте | 7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло. |
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательскаяработа на тему:"Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"
Исследовательская работа на тему: "Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"....