Наглядно-образное мышление у учеников начальной школы
методическая разработка (3 класс)

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadno-obraznoe_myshlenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Интенсивное  развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.

   Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

   Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

   Ребенок, особенно 7-8 летнего  возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное  мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

   "Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или  чтения книжки, очень ярки". (2,с. 34).

   Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или  действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных  пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных  примеров. И запоминают младшие школьники  первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что  произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,  неожиданно и ново. [2]

   Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется  при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину – это значит понять  ее внутренний смысл. Понимание смысла  требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте  формально-логическое мышление.

   Мышление детей этого возраста значительно отличается  от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая  управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что  им  интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо  регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.

   Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное встречаются такие дети, которым трудно и  мыслить практически и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко [14].

   О хорошем развитии наглядно-образного мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие этому виду мышления  задачи. [7]

   Если ребенок  успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения этого  вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать,  то в этом случае считается, что  у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.

   Бывает что,  ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим  детям в решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же  может  придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него третий уровень развития соответствующего  вида мышления.

   Своеобразие наглядно-образного мышления  заключается в том, что решая задачи с его помощью, ребенок  не имеет возможности реально изменять  образы и представления, а только по воображению.

   Это позволяет  разрабатывать разные планы  для достижения  цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно-образного мышления, ребенку приходится оперировать лишь образами  предметов (т.е. оперировать предметами  лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами. [7]

Поэтому главная цель развития у детей  наглядно-образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать  разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.

Итак,  развитие  наглядно-образного мышления у детей одного и того же  возраста достаточно  разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к  развитию мышления у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы

Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы...

«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)

В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...

Занятие для развития внимания, памяти и мышления ученика начальной школы.

Разработка психологического занятия  для начальной школы. с использованием презентации и интерактивных форм работы с детьми. описание оборудования и материалов необходимых для проведения урока....

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)Цель: популяризация здорового образа жизни у школьников.Задачи:Формирование установок здорового образа жизни.Повышение уровня ос...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Наглядно-образное мышление у учеников начальной школы

Интенсивное  развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.   Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует г...