Рабочая программа внеурочной деятельности "Общественно-полезная деятельность"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Общественно-полезная деятельность" направлена на развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opd_1_klass.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор школы ________Н.И. Гайворонская
Приказ № 77 от 01.09.2015 г.
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
________ И.Н. Резник
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 13 от 28.08.2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Общественно-полезная деятельность»
учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны
для 1 «Б» класса
на 2015-2016 учебный год
- Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по социальному направлению «Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.
А также авторской программы Е.В.Мишневой
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к окружающей среде;
- выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
- формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- Общая характеристика учебного курса
Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
- Описание места учебного курса в учебном плане
Занятия по программе внеурочной деятельности «Общественно- полезная деятельность» проводятся 1 час в неделю. На учебный год отводится 24 часа.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные УУД
- ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
-коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
-умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- выделение и формулирование учебной цели;
- планирование деятельности для достижения результата.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- планирование совместной деятельности;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Предметные УУД:
-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;
-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
- систематизировать основополагающие элементы научного знания.
- Содержание учебного курса.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов.
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
- протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
- соблюдение порядка чистоты в классе;
- уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
- дежурство по столовой;
- выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам - нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»
5. Санитарный день в кабинете
- Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
1. | 11.11 | Беседа «Учеба и труд рядом идут». | 1 | Слушают, задают друг другу вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
2. | 18.11 | Конкурс рисунков, фотографий «Моя милая мама». | 1 | Выполняют работу, описывают и зарисовывают портрет мам. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
3. | 25.11 | Просмотр диафильмов (о помощи детей взрослым) с последующим обсуждением. | 1 | Просмотр фильма, с поиском ответов на поставленные вопросы. Затем беседа по этим вопросам. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
4. | 02.12 | На радость цветам (вытереть пыль с листьев цветов, полить растения, стоящие в школьном холле). | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
5. | 09.12 | Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона. | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
6. | 16.12 | Мастерская Деда Мороза (изготовление игрушек, елочных украшений для общешкольной елки). | 1 | Уметь: правильно использовать инструменты в работе; -строго соблюдать правила безопасности труда. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
7. | 23.12 | Операция «Чистота кабинета». Украшение, оформление классной комнаты к празднику. | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
8. | 13.01 | Изготовление наглядных пособий для класса. | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
9. | 20.01 | Мы - часть природы. Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
10. | 27.01 | «Снежная фантазия» - лепка из снега. | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
11. | 03.02 | Экскурсия в школьную библиотеку. Ремонт книг. | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
12. | 17.02 | Изготовление поздравительных открыток для пап. | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
13. | 24.02 | Изготовление поздравительных открыток для мам. | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
14. | 02.03 | Утренник «Мамины помощники – домашние волшебники». | 1 | Игровая деятельность. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
15. | 09.03 | Посещение детского сада с подарками, сделанными руками детей. | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
16. | 16.03 | Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. | 1 | Слушают, задают друг другу вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
17. | Акция «Праздничное настроение» (рисование праздничных листовок, расклеивание их на кабинетах и подъездах). | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
18. | Конкурс рисунков «Чистый город». | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
19. | Операция «Зеленый друг» (озеленение школьного двора). | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
20. | Операция «Чистый двор». | 1 | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
21. | Экскурсия к памятникам | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
22. | Изготовление поздравительных открыток и сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны. | 1 | Выполняют работу, соблюдая технику безопасности. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
23. | Озеленение территории. | 1 | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
24. | Экскурсия на природу. | 1 | Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного курса
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
9. Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
10.Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
11.Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.
12.Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
- Планируемые результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочие программы внеурочной и учебной деятельности
Содержание программы, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на 2016-2017учебный год....