Проект "Моя малая Родина"
проект

Мазурина Оксана Александровна

проект для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik_proekt1_3.docx63.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» № 58

Проект по формирование духовно-нравственного воспитание младших школьников:

«Моя малая Родина»

Разработчик:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Мазурина Оксана Александровна

Новосибирск, 2016

Содержание

Глоссарий……….……………………………………………………………….

Введение…………………………………………………………………………

Проблемы, на решение которых направлен проект…………………………..

Цель, задачи……………………………………………………………………..

Структура проекта………………………………………………………………

Описание проекта……………………………………………………………….

Ожидаемые результаты проекта……………………………………………….

Качественный и количественный анализ по проекту…………………………

Показатели результативности Проекта………………………………………..

Ресурсы и условия реализации проекта………………………………………..

Возможные риски и способы их устранения………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Бюджет проекта…………………………………………………………………

Использованная литература и материалы……………………………………..

Глоссарий

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Семейные ценности — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Генеалогическое древо семьи — форма практического родословия, рисунок-схема в виде дерева, имеющего два главных ствола, отцовский и материнский, и ветви.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни.

Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству.

Малая Родина – место в котором родился и живет человек.

Родина -  это родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Введение

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании.  

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования».

Знакомство подрастающего поколения с родным краем: с историко- культурными, национальными, географическими, особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Поэтому и была определена проблема на решение, которого и был разработан проект.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона “Об образовании Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство обучающихся с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Реализация проекта будет способствовать: повышению ценностного отношения обучающихся школы к проблемам патриотического развития; совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Стремление школьников к совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.

Проект «Моя малая Родина»- это система мер, направленных на укрепление и расширение представлений детей о своей семье, истории о своей Родины, ее истории. Данный проект – это творческое сотрудничество педагога, детей и родителей, направленное на укрепление связи поколений. Проект решает вопросы преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий.

Основные направления проекта: духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. При реализации проекта были выявлено несколько направлений по формированию духовно нравственного воспитания школьников.

«Наши корни!»

«Наша Родина»

 «Великая Отечественная война»

Сбор такой разной информации поможет сформировать у участников проекта важные и значимые понятия о своей семье о стране в которой мы живем, о своей малой Родины, расширить кругозор, а собранный материал поможет сохранить и использовать информацию для дальнейшего обучения.

Проблемы, на решение которых направлен проект.

  • Недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории.
  • Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
  • Утрата    семейной   функции    передачи    детям    значимых    культурных    и жизненных ценностей.
  • Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины, к своей малой Родины.
  • Недостаток знание и сохранение памяти о ветеранах ВОВ в семье

Цель, задачи

Цель проекта:

˗ Воспитывать у обучающихся патриотические чувства, гордость за край, в котором они живут, за «малую» Родину;

˗ привлечь внимание учащихся к историческому прошлому и настоящему своей Родины.

Задачи проекта:

˗развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;

˗ сохранять и развивать чувство гордости за свою страну и народ;

˗ изучать героическое прошлое нашей страны;

˗ воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего

народа, землякам;

˗ физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

˗ совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

˗ воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем

местам, где человек родился и вырос.

Структура проекта

Форма проекта: поисково-исследовательский, творческий.

При осуществлении проекта были выявлены основные формы работы:

1) совместная деятельность детей в выполнении творческих заданий;

2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);

3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.

Работа над проектом строилось поэтапно:

1. Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.

2. поиск путей решения проблемы:

3. постановка задач;

4. сбор информации, ее структурирование;

5. проведение проектных мероприятий;

6. обсуждение результатов и формулировка выводов;

7. презентация результатов проекта (выставки, конкурсы).

Формы работы: 

  • внеклассные мероприятия;
  • смотры-конкурсы;
  • выставки;
  • коллективные творческие дела, выполнение домашнего задания;
  • классные часы, беседы, викторины;
  • экскурсии;
  • презентации. изучение истории и культуры родного края.

Описание проекта

Так как главной идеей проекта является воспитание у детей патриотические чувства, гордость за край, в котором они живут, за «малую» Родину то основной формой работы был поиск информации о семье, изучение своей семьи, это решалось с помощью выполнения исследовательских, творческих заданий

Проект состоит из нескольких блоков: «Наши корни!», «Наша Родина».  «Великая Отечественная война»

Включение в проект началось со знакомства с тем, что такое семейные ценности, что вкладывается в это понятие, чтобы участники имели представление, о том, что они будут изучать и исследовать.

Семейная ценность — это те ценности, которые достались нам от предков и служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.

Работа над проектом началось с изучения информации о составе семьи, об отношениях родства, у детей формируется представление о значение семьи каждого человека.  Что каждый человек члене своей семьи, что у него есть это родственники, который имеет общие корни, одну связь, они тоже были маленькие, воспитывались в семье, ходили в детский сад, школу.

На формирования представлений детей о своей семье, изучение ее истории, воспитание у детей уважения к старшим членам семьи, направлены блок: «Наши корни!»

Блок «Наши корни!» важен для того чтобы, ребенок смог отождествлять себя как члена одной семьи, установить преемственность поколения. Для того, чтобы сформировать чувство сопричастности к своей семье, подчеркнуть значимость и важность себя как равного члена семьи, дети узнали про каждого члена семьи, узнали, как росли, каких успехов добились все ее представители, особенно те, кто живет с ребенком под одной крышей.

В рамках работы по этому блоку мы систематизировали информацию по несколько направлениям:

  • Моя семья
  • От куда пошла Русь? (первые города России, как жили наши предки: Быт, традиции семьи)
  • «Великое наследие»: Откуда пошли традиции;
  • «Наши традиции»

Важное и, наверное, даже главное место в семье занимает его дом, как хранитель тепла и гармонии каждого члена семьи. Ведь дом является первым пространством, в котором живет ребенок, как полноправный член семьи, и затем уже он расширяет свое представление об улице, детском саде, городе, стране. Воспитать чувства гордости, уважения и любви к родному краю помог блок «Наша Родина». Привить детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине помогло приобщения к родной природе, архитектуре, это способствует расширению представление детей о своем городе. В исследовании этого вопроса очень интересно коснуться и услышать истории старшего поколения, найти фотографии из своего семейного архива, понять, как изменялся не только свой дом, но и росли и развивались улицы нашего города.  

В процессе работы по этому блоку были выбраны следующие направления:

  • Моя школа
  • Города России:

- «Путешествие по Москве»

- Город на Неве

- Города герои

  • Наш город- Новосибирск

- Достопримечательности города Новосибирск

- Театры города Новосибирск

- Улица на которой я живу

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Продолжая изучение своей семьи, нельзя не затронуть тему Великой Отечественной Войны, и не только на уровне страны, а конкретной своей семьи, ведь оно коснулось почти каждого в нашей стране.

Работа по изучению такой нравственно глубокой темы велась постепенно и затронуло следующие темы:

  • Герои города ВОВ
  • «Слава героям»- великие и значимые люди войны
  • Альбом- Бессмертный пол- солдаты в моей семье.

Сбор такой разной информации поможет сформировать у участников проекта важные и значимые понятия о семье, родине и патриотических чувств у школьников, расширить их кругозор.

В ходе работы осуществляется видео- и фотосъемка, проводится анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем.

Ожидаемые результаты проекта.

В результате реализации проекта ожидается: вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности:

  • Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
  • Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
  • Активизация творческого потенциала школьников.
  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
  • Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся,

повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.

  • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Качественный и количественный анализ по проекту

Данный проект рассчитан на 4 года работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.

Качественные показатели оценки эффективности проекта:

  1. Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри класса и рамках школы.
  2. Повышение степени активности детей в мероприятиях, проводимых в классе и школе.
  3. Положительные отзывы о совместной работе семьи и школы.
  4. Желание продолжить работу по данному направлению.

Количественные показатели оценки эффективности проекта:

  1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.
  2. Количество проведённых совместных мероприятий.
  3. Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.

Способы оценивания результата проекта.

  1. Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.
  2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.
  3. Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).
  4. Книга отзывов и пожеланий от детей и родителей.

Показатели результативности Проекта

Блок проекта

Доля учеников принявшие участие в реализации Единица измерения %

2016-2017гг.

2017-2018 гг.

2018-2019 гг.

1. «Наши корни!»

43

79

87

2. «Наша Родина»

66

92

100

3. «Великая Отечественная Война»

62

79

88

Достоверность данных подтверждаю

Директор МБОУ СОШ № 58:                                               К.В.Клюх

Достоверность данных подтверждаю

Директор МБОУ СОШ № 58:                                               К.В.Клюх

Ресурсы и условия реализации проекта

Организационные

Планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов.

Контроль: промежуточный анализ и корректировка планов.

Информационные

Электронный банк данных по теме проекта; информация из семейного, городского архива.

Кадровые

Привлечение специалистов школы, имеющих опыт и желание работать со школьниками и их родителями

Мотивационные

Подбор методов и приёмов, повышающих мотивацию детей к совместной деятельности.

Материально - технические

Создание комплекса технических средств. (Компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска, фотоаппарат, видеокамера, DVD, телевизор,).

Нормативно – правовые и документационные

Нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера.

Документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта: протоколы, методики отслеживания результатов и др.

Возможные риски и способы их устранения

Возможные риски:

  • высокая загруженность педагогов и нежелание педагогов работать в проекте;
  • низкая компетентность и активность детей и родителей;
  • утрата доверительных отношений с партнерами: школой, музеем города, театрами, библиотекой;
  • отсутствие возможности поиска информации;

Пути решения возможных рисков:

  • консультирование;
  • работа с информационными источниками, подбор педагогом-куратором необходимых материалов, ссылок.
  • разъяснение идей проекта
  • повышение активности куратора во взаимодействии с социальными партнерами.

Заключение

Подводя предварительные итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1 Одним из направлений воспитательной работы явилось развитие патриотических чувств и убеждений.

2 Разработаны уроки и внеклассные мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию школьников, созданы эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей родине, культуре, истории.

3 Этот проект показал, что приобщение школьников к истокам родной природы и культуры, к историческому прошлому своей страны пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.

Бюджет проекта

Материал

Количество

Стоимость одного изделия/руб.

Общая сумма

Бумага писчая белая

3

99

297

Бумага для печати цветные листы

1

157

157

Цветная бумага

6

18

108

Ватман

5

12

60

Печать цветная

75

12

900

Альбомные листы

2

32

64

Печать черно- белая

90

3

270

Печать фото

34

8

272

Ножницы

12

32

384

Фломастеры

12

30

360

Клей

12

16

192

Карандаши простые

12

6

72

Карандаши цветные

12

16

192

Краски акварельные

12

34

408

Баночка для воды

12

45

540

Кисти для рисования

16

14

224

Держатели для листов

24

2,5

60

Ручки

24

4

96

Клей карандаш

16

16

256

Клей пистолет

1

180

180

Скотч

4

8

32

Методическая литература

2

120

240

Журналы, книги

18 б/у

-

Открытки о городе Новосибирск

1

199

199

Карта города Новосибирск

1

99

99

Д/игра «Моя семья»

1

150

150

Макет «Русская изба»

1

560

560

Ручник – полотенце

1

680

680

Д/игры «Айсберг», «Шалтай-болтай»

2

500

1000

Воздушные шары

50

5

250

Резерв ОУ

Интерактивная доска

Фотоаппарат

Видеоаппарат

Принтер черно- белый

Итог

8300

Использованная литература и материалы:

  1. Шкабардня М.С. Неразгаданная Русь». М., 2011г.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

М. Просвещение, 2009г.

  1. Н.В. Граблина. ... Духовно-нравственное здоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы, перспективы: материалы открытой научно-практической конференции.
  2. Евладова Е.Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе. Классный руководитель, 2002 г. №6
  3. Презентация. Е.И. Носов Кукла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...