Проект "Моя малая Родина"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» № 58
Проект по формирование духовно-нравственного воспитание младших школьников:
«Моя малая Родина»
Разработчик:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Мазурина Оксана Александровна
Новосибирск, 2016
Содержание
Глоссарий……….………………………………………………………………. |
Введение………………………………………………………………………… |
Проблемы, на решение которых направлен проект………………………….. |
Цель, задачи…………………………………………………………………….. |
Структура проекта……………………………………………………………… |
Описание проекта………………………………………………………………. |
Ожидаемые результаты проекта………………………………………………. |
Качественный и количественный анализ по проекту………………………… |
Показатели результативности Проекта……………………………………….. |
Ресурсы и условия реализации проекта……………………………………….. |
Возможные риски и способы их устранения…………………………………. |
Заключение……………………………………………………………………… |
Бюджет проекта………………………………………………………………… |
Использованная литература и материалы…………………………………….. |
Глоссарий
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Семейные ценности — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Генеалогическое древо семьи — форма практического родословия, рисунок-схема в виде дерева, имеющего два главных ствола, отцовский и материнский, и ветви.
Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни.
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству.
Малая Родина – место в котором родился и живет человек.
Родина - это родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Введение
Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования».
Знакомство подрастающего поколения с родным краем: с историко- культурными, национальными, географическими, особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Поэтому и была определена проблема на решение, которого и был разработан проект.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона “Об образовании Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство обучающихся с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Реализация проекта будет способствовать: повышению ценностного отношения обучающихся школы к проблемам патриотического развития; совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Стремление школьников к совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
Проект «Моя малая Родина»- это система мер, направленных на укрепление и расширение представлений детей о своей семье, истории о своей Родины, ее истории. Данный проект – это творческое сотрудничество педагога, детей и родителей, направленное на укрепление связи поколений. Проект решает вопросы преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий.
Основные направления проекта: духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. При реализации проекта были выявлено несколько направлений по формированию духовно нравственного воспитания школьников.
«Наши корни!»
«Наша Родина»
«Великая Отечественная война»
Сбор такой разной информации поможет сформировать у участников проекта важные и значимые понятия о своей семье о стране в которой мы живем, о своей малой Родины, расширить кругозор, а собранный материал поможет сохранить и использовать информацию для дальнейшего обучения.
Проблемы, на решение которых направлен проект.
- Недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории.
- Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
- Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины, к своей малой Родины.
- Недостаток знание и сохранение памяти о ветеранах ВОВ в семье
Цель, задачи
Цель проекта:
˗ Воспитывать у обучающихся патриотические чувства, гордость за край, в котором они живут, за «малую» Родину;
˗ привлечь внимание учащихся к историческому прошлому и настоящему своей Родины.
Задачи проекта:
˗развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
˗ сохранять и развивать чувство гордости за свою страну и народ;
˗ изучать героическое прошлое нашей страны;
˗ воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего
народа, землякам;
˗ физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
˗ совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
˗ воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем
местам, где человек родился и вырос.
Структура проекта
Форма проекта: поисково-исследовательский, творческий.
При осуществлении проекта были выявлены основные формы работы:
1) совместная деятельность детей в выполнении творческих заданий;
2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);
3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.
Работа над проектом строилось поэтапно:
1. Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.
2. поиск путей решения проблемы:
3. постановка задач;
4. сбор информации, ее структурирование;
5. проведение проектных мероприятий;
6. обсуждение результатов и формулировка выводов;
7. презентация результатов проекта (выставки, конкурсы).
Формы работы:
- внеклассные мероприятия;
- смотры-конкурсы;
- выставки;
- коллективные творческие дела, выполнение домашнего задания;
- классные часы, беседы, викторины;
- экскурсии;
- презентации. изучение истории и культуры родного края.
Описание проекта
Так как главной идеей проекта является воспитание у детей патриотические чувства, гордость за край, в котором они живут, за «малую» Родину то основной формой работы был поиск информации о семье, изучение своей семьи, это решалось с помощью выполнения исследовательских, творческих заданий
Проект состоит из нескольких блоков: «Наши корни!», «Наша Родина». «Великая Отечественная война»
Включение в проект началось со знакомства с тем, что такое семейные ценности, что вкладывается в это понятие, чтобы участники имели представление, о том, что они будут изучать и исследовать.
Семейная ценность — это те ценности, которые достались нам от предков и служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.
Работа над проектом началось с изучения информации о составе семьи, об отношениях родства, у детей формируется представление о значение семьи каждого человека. Что каждый человек члене своей семьи, что у него есть это родственники, который имеет общие корни, одну связь, они тоже были маленькие, воспитывались в семье, ходили в детский сад, школу.
На формирования представлений детей о своей семье, изучение ее истории, воспитание у детей уважения к старшим членам семьи, направлены блок: «Наши корни!»
Блок «Наши корни!» важен для того чтобы, ребенок смог отождествлять себя как члена одной семьи, установить преемственность поколения. Для того, чтобы сформировать чувство сопричастности к своей семье, подчеркнуть значимость и важность себя как равного члена семьи, дети узнали про каждого члена семьи, узнали, как росли, каких успехов добились все ее представители, особенно те, кто живет с ребенком под одной крышей.
В рамках работы по этому блоку мы систематизировали информацию по несколько направлениям:
- Моя семья
- От куда пошла Русь? (первые города России, как жили наши предки: Быт, традиции семьи)
- «Великое наследие»: Откуда пошли традиции;
- «Наши традиции»
Важное и, наверное, даже главное место в семье занимает его дом, как хранитель тепла и гармонии каждого члена семьи. Ведь дом является первым пространством, в котором живет ребенок, как полноправный член семьи, и затем уже он расширяет свое представление об улице, детском саде, городе, стране. Воспитать чувства гордости, уважения и любви к родному краю помог блок «Наша Родина». Привить детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине помогло приобщения к родной природе, архитектуре, это способствует расширению представление детей о своем городе. В исследовании этого вопроса очень интересно коснуться и услышать истории старшего поколения, найти фотографии из своего семейного архива, понять, как изменялся не только свой дом, но и росли и развивались улицы нашего города.
В процессе работы по этому блоку были выбраны следующие направления:
- Моя школа
- Города России:
- «Путешествие по Москве»
- Город на Неве
- Города герои
- Наш город- Новосибирск
- Достопримечательности города Новосибирск
- Театры города Новосибирск
- Улица на которой я живу
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Продолжая изучение своей семьи, нельзя не затронуть тему Великой Отечественной Войны, и не только на уровне страны, а конкретной своей семьи, ведь оно коснулось почти каждого в нашей стране.
Работа по изучению такой нравственно глубокой темы велась постепенно и затронуло следующие темы:
- Герои города ВОВ
- «Слава героям»- великие и значимые люди войны
- Альбом- Бессмертный пол- солдаты в моей семье.
Сбор такой разной информации поможет сформировать у участников проекта важные и значимые понятия о семье, родине и патриотических чувств у школьников, расширить их кругозор.
В ходе работы осуществляется видео- и фотосъемка, проводится анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем.
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается: вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности:
- Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
- Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
- Активизация творческого потенциала школьников.
- Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
- Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся,
повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
- Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Качественный и количественный анализ по проекту
Данный проект рассчитан на 4 года работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.
Качественные показатели оценки эффективности проекта:
- Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри класса и рамках школы.
- Повышение степени активности детей в мероприятиях, проводимых в классе и школе.
- Положительные отзывы о совместной работе семьи и школы.
- Желание продолжить работу по данному направлению.
Количественные показатели оценки эффективности проекта:
- Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.
- Количество проведённых совместных мероприятий.
- Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.
Способы оценивания результата проекта.
- Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.
- Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.
- Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).
- Книга отзывов и пожеланий от детей и родителей.
Показатели результативности Проекта
Блок проекта | Доля учеников принявшие участие в реализации Единица измерения % | ||
2016-2017гг. | 2017-2018 гг. | 2018-2019 гг. | |
1. «Наши корни!» | 43 | 79 | 87 |
2. «Наша Родина» | 66 | 92 | 100 |
3. «Великая Отечественная Война» | 62 | 79 | 88 |
Достоверность данных подтверждаю
Директор МБОУ СОШ № 58: К.В.Клюх
Достоверность данных подтверждаю
Директор МБОУ СОШ № 58: К.В.Клюх
Ресурсы и условия реализации проекта
Организационные | Планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов. Контроль: промежуточный анализ и корректировка планов. |
Информационные | Электронный банк данных по теме проекта; информация из семейного, городского архива. |
Кадровые | Привлечение специалистов школы, имеющих опыт и желание работать со школьниками и их родителями |
Мотивационные | Подбор методов и приёмов, повышающих мотивацию детей к совместной деятельности. |
Материально - технические | Создание комплекса технических средств. (Компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска, фотоаппарат, видеокамера, DVD, телевизор,). |
Нормативно – правовые и документационные | Нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера. Документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта: протоколы, методики отслеживания результатов и др. |
Возможные риски и способы их устранения
Возможные риски:
- высокая загруженность педагогов и нежелание педагогов работать в проекте;
- низкая компетентность и активность детей и родителей;
- утрата доверительных отношений с партнерами: школой, музеем города, театрами, библиотекой;
- отсутствие возможности поиска информации;
Пути решения возможных рисков:
- консультирование;
- работа с информационными источниками, подбор педагогом-куратором необходимых материалов, ссылок.
- разъяснение идей проекта
- повышение активности куратора во взаимодействии с социальными партнерами.
Заключение
Подводя предварительные итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1 Одним из направлений воспитательной работы явилось развитие патриотических чувств и убеждений.
2 Разработаны уроки и внеклассные мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию школьников, созданы эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей родине, культуре, истории.
3 Этот проект показал, что приобщение школьников к истокам родной природы и культуры, к историческому прошлому своей страны пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.
Бюджет проекта
№ | Материал | Количество | Стоимость одного изделия/руб. | Общая сумма | |
Бумага писчая белая | 3 | 99 | 297 | ||
Бумага для печати цветные листы | 1 | 157 | 157 | ||
Цветная бумага | 6 | 18 | 108 | ||
Ватман | 5 | 12 | 60 | ||
Печать цветная | 75 | 12 | 900 | ||
Альбомные листы | 2 | 32 | 64 | ||
Печать черно- белая | 90 | 3 | 270 | ||
Печать фото | 34 | 8 | 272 | ||
Ножницы | 12 | 32 | 384 | ||
Фломастеры | 12 | 30 | 360 | ||
Клей | 12 | 16 | 192 | ||
Карандаши простые | 12 | 6 | 72 | ||
Карандаши цветные | 12 | 16 | 192 | ||
Краски акварельные | 12 | 34 | 408 | ||
Баночка для воды | 12 | 45 | 540 | ||
Кисти для рисования | 16 | 14 | 224 | ||
Держатели для листов | 24 | 2,5 | 60 | ||
Ручки | 24 | 4 | 96 | ||
Клей карандаш | 16 | 16 | 256 | ||
Клей пистолет | 1 | 180 | 180 | ||
Скотч | 4 | 8 | 32 | ||
Методическая литература | 2 | 120 | 240 | ||
Журналы, книги | 18 б/у | - | |||
Открытки о городе Новосибирск | 1 | 199 | 199 | ||
Карта города Новосибирск | 1 | 99 | 99 | ||
Д/игра «Моя семья» | 1 | 150 | 150 | ||
Макет «Русская изба» | 1 | 560 | 560 | ||
Ручник – полотенце | 1 | 680 | 680 | ||
Д/игры «Айсберг», «Шалтай-болтай» | 2 | 500 | 1000 | ||
Воздушные шары | 50 | 5 | 250 | ||
Резерв ОУ | |||||
Интерактивная доска | |||||
Фотоаппарат | |||||
Видеоаппарат | |||||
Принтер черно- белый | |||||
Итог | 8300 |
Использованная литература и материалы:
- Шкабардня М.С. Неразгаданная Русь». М., 2011г.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М. Просвещение, 2009г.
- Н.В. Граблина. ... Духовно-нравственное здоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы, перспективы: материалы открытой научно-практической конференции.
- Евладова Е.Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе. Классный руководитель, 2002 г. №6
- Презентация. Е.И. Носов Кукла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"
Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...