Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №1 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
3 И класс
Учитель: Маяцкая О.В.
Когалым, 2018 год
Школа развития речи
- Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной);
Методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2016 г.;
- Образовательной программы МАОУ СОШ №7
- Планируемых результатов начального общего образования.
Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
- Описание места в учебном плане
Программа курса «Мастерская выразительного чтения» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)
- Результаты освоения учебного курса «Школа развития речи»
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.
метапредметные:
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.
предметные:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
- Содержание курса «Школа развития речи»
3 класс
Культура речи
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- Методическое обеспечение программы
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Методическое пособие. 1-4 классы. – М.: Росткнига.2011.
- для детей:
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – М.: Росткнига.2011.
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
Календарно-тематическое планирование курса «Школа развития речи» 3 класс
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений),
Б - беседа, В - взаимоконтроль, И - итоговый контроль, Р - рубежный контроль, С - самоконтроль.
№ | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Слово | |||||
1 | Многозначные слова. | ОНЗ | Знакомство с многозначными словами. | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. | |
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | ОНЗ | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | |
3 | Фразеологизмы. | ОНЗ | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |
4 | Сравнения. | ОНЗ | Познакомить с понятием «сравнение». | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | |
5 | Олицетворение. | ОНЗ | Познакомить с понятием «олицетворение». | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | ОНЗ | Познакомить с эпитетами, их назначением. | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | ОНЗ | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | |
8 | Откуда приходят слова. | ОНЗ | Познакомить с заимствованными словами. | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | |
9 | Этимология. | ОНЗ | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. | |
10 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением и значением имен. | Уметь объяснять происхождение имен. | |
11 | Проверочная работа. | ОНЗ | Познакомить с происхождением отчеств. | Уметь объяснять происхождение отчеств. | |
12 | Наши фамилии. | ОНЗ | Познакомить с происхождением фамилий. | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. | |
13 | Топонимы. | ОНЗ | Знакомить с топонимами. | Уметь объяснять топонимы. | |
14 | Устаревшие слова. | ОНЗ | Исследовать устаревшие слова. | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. | |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | К | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Уметь употреблять фразеологические обороты. | |
16 | Проверочная работа. | К | |||
Текст | |||||
17 | Типы текстов. | ОНЗ | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | Уметь различать типы текстов. | |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | ОНЗ | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |
19 | Связь предложений в тексте. | РФ | Обсуждение признаков текста. | Уметь из предложений составлять текст. | |
20 | Цепная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | РФ | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | К | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | ||
24 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | |
25 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | |
26 | Единый временной план текста. | РФ | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Уметь редактировать повествовательные тексты. | |
27 | Повторяем то, что знаем | ||||
Стили речи | |||||
28 | Стили речи. | ОНЗ | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | |
29 | Стили речи. | ОНЗ | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | Уметь находить текст в разговорном стиле. | |
30 | Культура общения. | ОНЗ | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | |
31 | Научный стиль. | ОНЗ | Обсудить признаки научного стиля. | Уметь различать научный текс от других. | |
32 | Словари. | ОНС | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | Уметь работать со словарями. | |
33 | Словари. | ||||
34 | Проверь себя. | К |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....