Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс)
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_3_kl.docx | 93.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №1 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
3 И класс
Учитель: Маяцкая О.В.
Когалым, 2018 год
УМНИКИ И УМНИЦЫ
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы спецкурса «Юным умникам и умницам», Холодова О. А;
- Методического пособия «Юным умникам и умницам», Холодова О. А;
- Образовательной программы МАОУ СОШ №7
- Планируемых результатов начального общего образования.
Цель программы.
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Задачи программы.
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
- Общая характеристика курса
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
- Описание места курса
Программа курса «Умники и умницы» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (3 класс – 34 часа в год).
- Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
- Содержание программы.
3 класс (34занятий)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 40 минут.
Рекомендуемая модель занятия:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
- Разминка (3 минуты).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
- Логически-поисковые задания (15 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых за дач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
- Весёлая переменка (2-3 минуты).
- Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2016г.
Литература для учащихся
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2017г.
Календарно-тематическое планирование курса «Умники и умницы»
№ п/п | Тема занятия | Универсальные учебные действия | Дата проведения |
Закономерности в чередовании признаков. | Личностных результатов:
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД:
Познавательные УДД:
Коммуникативные УДД:
| ||
Классификация по какому-то признаку. | |||
Сравнение предметов по признакам. | |||
Тест «Сравнение». | |||
Состав предметов. | |||
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | |||
Найди отличия. | |||
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | |||
Комбинаторика. Перестановки, размещения. | |||
Функциональные признаки предметов. | |||
Симметрия. Симметричные фигуры. | |||
Логическая операция «и». | |||
Координатная сетка. | |||
Решение логических задач и задач-шуток. | |||
Результат действия предметов. | |||
Обратные действия. | |||
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | |||
Тест «Отношения». | |||
Порядок действий, последовательность событий. | |||
Комбинаторика. Размещение, сочетание. | |||
Составление загадок, чайнвордов. | |||
Множество. Элементы множества. | |||
Классификация по одному свойству. | |||
Тест «Классификация». | |||
Способы задания множества. | |||
Сравнение множеств. | |||
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | |||
Решение задач с использованием понятий о множествах. | |||
Выражения и высказывания. | |||
Высказывания со связками «и», «или». | |||
Отрицание. | |||
Итоговый тест. | |||
33-34 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
- мальчик, девочка, бабушка - … .
- сметана, кефир, майонез - … .
- Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
- дуб, баобаб, береза, осина - … .
- предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
- Вверх – вниз
- Говорил - …
- Думать – размышлять
- Ломать - …
- Брюки – штанина
- Рубашка - …
- 1 2 3 – 2 3 4
- 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
Тест «Классификация»
- Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
- Коза, корова, лось, лошадь - … .
- в, з, ш, д - … .
- Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
- Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
- Добрый, жадный, честный, голодный - … .
- Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
- Ель ромашка шиповник
- Клен ландыш смородина
- Береза колокольчик сирень
- Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
- Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
- Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
- Исправь ошибки в классификации.
- Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
- Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
- Водоемы делятся на океаны и моря.
- Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
- Люди делятся на детей и взрослых.
- Машины делятся на грузовые и легковые.
- Год делится на зиму, лето, осень, весну.
- Горы делятся на старые и молодые.
- Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
- Час состоит из минут и секунд.
Тест «Сравнение»
- Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
- Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
- Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
- Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
- Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
- Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
- __________;
- __________;
- __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
Тест «Отношения»
- Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
- Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
- Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
- 8, 17, 24, 32, 2;
- Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
- _____________;
- _____________;
- _____________ .
- Укажи родовое понятие:
- Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
- Пятиугольник, круг, квадрат;
- Пчела, муха, бабочка;
- Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________ .
- Заполни таблицу.
Род | Виды | ||
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
- Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
- быстрая, бурная, горная, … .
- крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
- летняя, теплая, звездная, … .
- меткая, поучительная, мудрая, … .
- Вычеркни неверные сравнения.
- У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
- Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
- В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
- Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
- Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1 | 2 | 3 |
- Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
- Дай группе слов родовое понятие.
- Яблоко, желудь, шишка - … .
- Тополь, кошка, мухомор - … .
- Шелк, ситец, вельвет - … .
- Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
- Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
- Составь определение.
Чемодан – это … .
- Напиши противоположное понятие.
- Замерз - … .
- Огорчить - … .
- Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
- Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
- Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....