Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №1 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мастерская выразительного чтения»
3 И класс
Учитель: Маяцкая О.В.
Когалым, 2018 год
МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы спецкурса «Мастерская выразительного чтения», Синицын В.А;
- Методического пособия «Мастерская выразительного чтения», Синицын В.А;
- Образовательной программы МАОУ СОШ №7
- Планируемых результатов начального общего образования.
Цель курса:
- Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
- Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание)
- Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.
- Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.
Задачи:
- Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
- приобщение к ценностям культуры;
- развитие творчества и интереса к познанию;
- формирование здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:
- художественно-эстетический принцип;
- принцип интеграции;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.
- Общая характеристика курса
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
Практическая значимость курса заключается в умении:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Курс «Мастерская выразительного чтения» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
Режим занятий обусловлен нормативно- правовой общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.
3.Описание места курса
Программа курса «Мастерская выразительного чтения» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)
- Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
- Планируемые результаты
К концу третьего года обучения
Предметные знания:
1 уровень
- знать фантастические особенности произведения;
- иметь представления о выразительных средствах языка;
-знать, что такое тема и идея произведения.
2 уровень
- знать выразительные средства языка;
- различать тему и идею произведения;
- знать, что такое аннотация.
3 уровень
- знать правила работы с открытым библиотечным фондом.
Предметные умения:
1 уровень
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
2 уровень
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь закончить рассказ;
-уметь сравнивать персонажи,
3 уровень
- уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении;
- уметь составлять аннотацию прочитанного произведения;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
7. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Литература для учащихся:
- Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 1 - 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Литература для учителя:
- Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Рекомендуемая литература для учителя:
- В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Календарно-тематическое планирование
«МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»
3 класс
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения и средства обучения | |
Речь и речевая деятельность | ||||
1 | Речь – средство общения, организации и планирования деятельности людей. Внутренняя, говоримая, письменная озвученная речь. | Устный журнал «Наша речь» | ||
2 | Древняя наука – риторика. Аристотель - создатель первой риторики. | Беседа - диалог, размышление. Анкета «Личность и речь». А.Усачёв «Главное» | ||
3 | Общение и его виды. Речевые роли (слушатель говорящий) партнеры, собеседники, коммуниканты. | Диалог-размышление. Драматизация в группах игровых ситуаций, чтение в лицах. | ||
4 | Культура общения. Правила поведения и дружеского общения. | Этический диалог, Коллективная импровизация игровых ситуаций, разыгрывание миниатюр на развитие коммуникативных навыков. | ||
5 | Учебное сотрудничество - средство развития речи. | Учебный диалог, мозговая атака, работа в группах. Выработка законопроектов коллективной работы при решении общей проблемы. | ||
6 | Групповое взаимодействие — эффективная форма учебного процесса. | Практикум с элементами деловой игры. | ||
7 | Искусство слушать равносильно искусству говорить. Н. Буало. | Анкета «Умею ли я слушать собеседника». Внутригрупповая и внеклассная дискуссия. | ||
8 | Познавательные способности – основа успешного обучения. | Творческая игра с элементами исследования, внимания, памяти, мышления, речи. | ||
9 | Чтение – письменный вид речи Художественный стиль речи. Литературные жанры. | Решение учебных задач в учебном диалоге. Самостоятельная работа в группах и парах. | ||
10 | Мифы, легенды, предания, былины. | Творческий отчет поисково-исследовательской работы групп. Турнир знатоков. | ||
Речевые жанры | ||||
11 | Композиция повествовательного текста. Тема и микротема текста. Основная мысль и заголовок. | Диалог – размышление. Тест «Верные неверные высказывания». Творческие и игровые задания в группах. | ||
12 | Книги - хранители мудрости. Научный стиль речи. Учебные тексты. | Практикум деловой игры. Памятка «Как работать со статьёй учебника». | ||
13 | Активизация словаря младших школьников. | Коллективное творческое дело по исследованию слов в группах и парах. Индивидуальная самостоятельная работа. | ||
14 | «Слово – дело великое». Л.Н.Толстой. Антропонимика. | Самостоятельная работа по исследованию имен. Словарь антропонимов. | ||
15 | Русский язык - язык слов. Богатство словарей русского языка. В. И. Даль – собиратель слов. | Практикум работы со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля. Исследование значения слова. | ||
16 | Слово и его «друзья» - синонимы. Слово и его «враги» - антонимы. | Практикум работы со словарем синонимов и антонимов. Дидактические игры «Найди синонимы», «Подбери антонимы». | ||
17 | Текст описание. Сравнительное описание. Структура текста описания (объект, характерные признаки, оценка, вывод, заключение.) | Решение задач в учебном диалоге. Внутригрупповая и общеклассная дискуссия. Описание сюжетной картины, любимой игрушки. Л Пантелеев «Две лягушки» | ||
18 | Текст- описание животного. «Мой добрый и ласковый друг» | Описание по представлению и наблюдению. С.В.Михалков «Мой щенок». Планирование и сбор материала к сочинению. | ||
Культура общения | ||||
19 | Многообразие загадок их язык и структура. Синонимы, антонимы, омонимы, метафора. | Диалог-размышление, коллективно-творческая работа в группах, индивидуальная работа. Конкурс загадок детей. | ||
20 | Звук, слово, предложение, высказывание. | Фонетическая и речевая гимнастика. Тест «Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли Игра «Об одном и том же по – разному». | ||
21 | Редактирование текста описания и повествования. | Практикум с элементами исследования и творчества. Восстановление деформированного текста. | ||
22 | Эвристический диалог-основа творческой самореализации. | Интеллектуально - творческая игра «Что? Где? Как? Когда? и Почему?» | ||
23 | Доброта и красота поэтических строк. Рифма. | Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Творческая мастерская слова: «Поиски единственного слова». «Правила в стихах». «Рифмованные трудные слова». | ||
24 | Ритмико - интонационная выразительность речи. Звукоподражание. | Речевая гимнастика, театр-экспромт, игра в персонажи, ожившие картины. | ||
25 | Мимика и жесты. | Коллективно-творческие и ролевые игры: пантомима, перевоплощение в зверей, обсерватория, театр - экспромт. | ||
26 | Влияние настроения на учёбу, здоровье, взаимоотношения в коллективе. | Рисуночный тест «Когда я радуюсь и огорчаюсь». Л.Н.Толстой «Белка и волк» Советы психолога «Как избавиться от плохого настроения?» | ||
Культура общения | ||||
27 | Культура общения и поведения. | Тест «Как вести себя в столовой» Работа в мини - группах: Сценки – минутки, игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков. | ||
28 | Вежливое обращение. Рассказ в пьесу. | Исследование слова - вежливость. Из истории вежливых слов. Осеева «Волшебное слово» Рифмованные стихи о вежливости на уроке. | ||
29 | Этика отношений в коллективе. | Диспут «Легко ли быть настоящим другом» Составление законов дружбы и товарищества | ||
30 | Текст - рассуждение. Структура текста: тезис, аргументы, цитаты выводы. | Этический диалог размышление. Работа в группах. А Линдгрен «Малыш и Карлсон» Можно ли разрешить спор без драки? Почему не нужно лгать? И. Антонов «Вежлив Витя или нет?» | ||
31 | Природа-источник творчества «Весна! Весна! Кругом живет и дышит». | Творческая работа по выбору детей (сочинение, рассказ, сказка, стихотворение, загадка). | ||
32 | Мир фантазии и приключений. | Н. Носов «Фантазёры» Конкурсы увлекательных приключений и выдуманных историй. «Сказка стала былью» Школа будущего. | ||
33 | Этикет поведения и общения. | Конкурс вежливых наук Игровая театрализованная программа для детей и родителей. Турнир вежливости | ||
34 | Школа творческого мышления. | Творческий отчет третьеклассников. Турнир знатоков и эрудитов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....