Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast.vyr_.cht_._3_kl.docx94.84 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено на

 педагогическом совете

протокол от 31.08.2018 №1

Утверждено приказом

директора школы

 от 01.09.2018 №515

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мастерская выразительного чтения»

3 И класс

                     Учитель: Маяцкая О.В. 

Когалым, 2018 год

                               


МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Программы спецкурса «Мастерская выразительного чтения», Синицын В.А;
  • Методического пособия «Мастерская выразительного чтения», Синицын В.А;
  • Образовательной программы МАОУ СОШ №7
  • Планируемых результатов начального общего образования.

Цель курса:

  • Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
  • Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание)
  • Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.
  • Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.

Задачи:

  • Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
  • приобщение к ценностям культуры;
  • развитие творчества и интереса к познанию;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к семейным ценностям.

Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.

Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.

  1. Общая характеристика курса

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.        

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

Практическая значимость курса заключается в умении:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Курс «Мастерская выразительного чтения» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования.  Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Режим занятий обусловлен нормативно- правовой общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.

        Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.

3.Описание места курса

Программа курса «Мастерская выразительного чтения» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
  • использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
  • отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

  1. Планируемые результаты

К концу третьего года обучения

Предметные знания:

1 уровень

- знать фантастические особенности произведения;

- иметь представления о выразительных средствах языка;

-знать, что такое тема и идея произведения.

2 уровень

- знать выразительные средства языка;

- различать тему и идею произведения;

- знать, что такое аннотация.

3 уровень

- знать правила работы с открытым библиотечным фондом.

Предметные умения:

1 уровень

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

2 уровень

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

-уметь закончить рассказ;

-уметь сравнивать персонажи,

3 уровень

- уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении;

- уметь составлять аннотацию прочитанного произведения;

-  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

7. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:

Литература для учащихся:

  • Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 1 - 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Литература для учителя:

  • Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  5. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Календарно-тематическое планирование

«МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»

3 класс

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения и

средства обучения

Речь и речевая деятельность

1

Речь – средство общения, организации и планирования деятельности людей. Внутренняя, говоримая, письменная озвученная речь.

Устный журнал «Наша речь»

2

Древняя наука – риторика. Аристотель - создатель первой риторики.

Беседа - диалог, размышление. Анкета «Личность и речь». А.Усачёв «Главное»

3

Общение и его виды.

Речевые роли (слушатель говорящий) партнеры, собеседники, коммуниканты.

Диалог-размышление. Драматизация в группах игровых ситуаций, чтение в лицах.

4

Культура общения. Правила поведения и дружеского общения.

Этический диалог, Коллективная импровизация игровых ситуаций, разыгрывание миниатюр на развитие коммуникативных навыков.

5

Учебное сотрудничество - средство развития речи.

Учебный диалог, мозговая атака, работа в группах. Выработка законопроектов коллективной работы при решении общей проблемы.

6

Групповое взаимодействие — эффективная форма учебного процесса.

Практикум с элементами деловой игры.

7

Искусство слушать равносильно искусству говорить. Н. Буало.

Анкета «Умею ли я слушать собеседника». Внутригрупповая и внеклассная дискуссия.

8

Познавательные способности – основа успешного обучения.

Творческая игра с элементами исследования, внимания, памяти, мышления, речи.

9

Чтение – письменный вид речи Художественный стиль речи. Литературные жанры.

Решение учебных задач в учебном диалоге. Самостоятельная работа в группах и парах.

10

Мифы, легенды, предания, былины.

Творческий отчет поисково-исследовательской работы групп. Турнир знатоков. 

Речевые жанры

11

Композиция повествовательного текста. Тема и микротема текста. Основная мысль и заголовок.

Диалог – размышление. Тест «Верные неверные высказывания». Творческие и игровые задания в группах.

12

Книги - хранители мудрости. Научный стиль речи. Учебные тексты.

Практикум деловой игры. Памятка «Как работать со статьёй учебника».

13

Активизация словаря младших школьников.

Коллективное творческое дело по исследованию слов в группах и парах. Индивидуальная самостоятельная работа.

14

«Слово – дело великое». Л.Н.Толстой. Антропонимика.

Самостоятельная работа по исследованию имен. Словарь антропонимов.

15

Русский язык - язык слов. Богатство словарей русского языка. В. И. Даль – собиратель слов.

Практикум работы со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля. Исследование значения слова.

16

Слово и его «друзья» - синонимы. Слово и его «враги» - антонимы.

Практикум работы со словарем синонимов и антонимов. Дидактические игры «Найди синонимы», «Подбери антонимы».

17

Текст описание. Сравнительное описание. Структура текста описания (объект, характерные признаки, оценка, вывод, заключение.)

Решение задач в учебном диалоге. Внутригрупповая и общеклассная дискуссия. Описание сюжетной картины, любимой игрушки. Л Пантелеев «Две лягушки»

18

Текст- описание животного. «Мой добрый и ласковый друг»

Описание по представлению и наблюдению. С.В.Михалков «Мой щенок». Планирование и сбор материала к сочинению.

Культура общения

19

Многообразие загадок их язык и структура. Синонимы, антонимы, омонимы, метафора.

Диалог-размышление, коллективно-творческая работа в группах, индивидуальная работа. Конкурс загадок детей.

20

Звук, слово, предложение, высказывание.

Фонетическая и речевая гимнастика. Тест «Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли Игра «Об одном и том же по – разному».

21

Редактирование текста описания и повествования.

Практикум с элементами исследования и творчества. Восстановление деформированного текста.

22

Эвристический диалог-основа творческой самореализации.

Интеллектуально - творческая игра «Что? Где? Как? Когда? и Почему?»

23

Доброта и красота поэтических строк. Рифма.

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Творческая мастерская слова: «Поиски единственного слова». «Правила в стихах». «Рифмованные трудные слова». 

24

Ритмико - интонационная выразительность речи.

Звукоподражание.

Речевая гимнастика, театр-экспромт, игра в персонажи, ожившие картины.

25

Мимика и жесты.

Коллективно-творческие и ролевые игры: пантомима, перевоплощение в зверей, обсерватория, театр - экспромт.

26

Влияние настроения на учёбу, здоровье, взаимоотношения в коллективе.

Рисуночный тест «Когда я радуюсь и огорчаюсь». Л.Н.Толстой «Белка и волк» Советы психолога «Как избавиться от плохого настроения?»

Культура общения

27

Культура общения и поведения.

Тест «Как вести себя в столовой» Работа в мини - группах: Сценки – минутки, игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков.

28

Вежливое обращение. Рассказ в пьесу.

Исследование слова - вежливость. Из истории вежливых слов. Осеева «Волшебное слово» Рифмованные стихи о вежливости на уроке.

29

Этика отношений в коллективе.

Диспут «Легко ли быть настоящим другом» Составление законов дружбы и товарищества

30

Текст - рассуждение. Структура текста: тезис, аргументы, цитаты выводы.

Этический диалог размышление. Работа в группах. А Линдгрен «Малыш и Карлсон» Можно ли разрешить спор без драки? Почему не нужно лгать? И. Антонов «Вежлив Витя или нет?»

31

Природа-источник творчества «Весна! Весна! Кругом живет и дышит».

Творческая работа по выбору детей (сочинение, рассказ, сказка, стихотворение, загадка).

32

Мир фантазии и приключений.

Н. Носов «Фантазёры» Конкурсы увлекательных приключений и выдуманных историй. «Сказка стала былью» Школа будущего.

33

Этикет поведения и общения.

Конкурс вежливых наук Игровая театрализованная программа для детей и родителей. Турнир вежливости

34

Школа творческого мышления.

Творческий отчет третьеклассников. Турнир знатоков и эрудитов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....