Статья "Новый год"
методическая разработка (2 класс)
Расширение представлений детей о традициях празднования Нового года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый год
Авторы:
Петрова Надежда Авдеевна
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) одной из основных задач, стоящих сегодня перед школой, является организация эффективного взаимодействия с семьей в целях обеспечения полноценного развития ребенка. Наиболее приоритетной формой сотрудничества школы и родителей считается социальное партнерство. Под «социальным партнерством» понимается «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития». Результатом социального партнерства становятся определенные позитивные и положительно окрашенные взаимоотношения между педагогами и родителями, которые складываются в процессе оказания взаимопомощи друг другу при решении образовательных, социальных, коммуникативных, управленческих, организационных и иных проблем посредствам согласительных процедур.
Проектируя модель социального партнерства, учитель исходил из следующего тезиса: выстроить эффективные партнерские отношения между воспитывающими взрослыми можно только в рамках реализации конкретных практических «дел», которые позволяют субъектам образовательного процесса на время объединяться для того, чтобы реализовать свои собственные цели и интересы. Поэтому в качестве единицы проектирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса было выбрано событие, которое понимается как «бытие “образующегося” человека, совместное с бытием других людей, объединенное общими переживаниями, смыслами, деятельностью» (В. И. Слободчиков), «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» (В. В. Лобанов), «способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека» (Ю. С. Мануйлов).
В рамках разработанной модели отличительными особенностями «события» (в сравнении с «мероприятием») являются:
• актуальность для ребенка и родителей, сопряженность с жизнью семьи. В качестве события, способного объединить всех субъектов образовательного процесса, выбираются не темы базовых и локальных программ, интересные для педагога, а события, которые непосредственно связаны с жизнью всего детского коллектива или происходящие в жизни отдельных семей;
Для культурно-образовательного события необходим информационный повод - случай или происшествие, которое одинаково важно и интересно для всех субъектов образовательного процесса. Им может стать: общегосударственный или городской праздник; ссора между ребятами; подарок, который был подарен одному из детей на день рождение, но эмоционально затронул всех детей класса; конкурс, объявленный сторонней организацией-партнеров и пр. Главная задача воспитывающих взрослых – увидеть в случившемся (или происходящем) некую проблему, обозначать ее в качестве проблемного вопроса, личностно значимого для дошкольников, и организовать деятельность детей по поиску решения этой проблемы. Кто при этом будет инициатором проведения культурно-образовательного события – педагог или родители – не важно. В этом как раз и проявляется такой принцип выстраивания партнерских отношений как равноправие.
Содержательная и методическая части
Новый год — самый любимый и долгожданный праздник для детей и взрослых. Он объединяет людей в радости и согласии В Новый год люди собираются за одним столом, прощают друг другу старые обиды, обмениваются подарками и теплыми пожеланиями. Свой заветный подарок может получить даже тот, кто об этом не мечтал: новогодние праздники — время добрых дел, проведения многочисленных благотворительных акций и событий. Именно поэтому на примере празднования Нового года можно наглядно раскрыть смысл таких сложных для детей дошкольного возраста понятий как «традиция», «уважение к своей истории», «целеустремленность», «добро», «милосердие» и других нравственных и этических категорий, которые станут основой ценностных ориентаций дошкольников.
Именно в новогодние каникулы родители стараются максимально разнообразить жизнь своего ребенка: школьники посещают родственников и друзей, ходят в театры и музеи, кино и цирк, участвуют в уличных гуляниях и творческих мастер-классах. Соответственно, дети получают возможность не только «хорошо провести время», развлечься, но и расширить свой образовательный опыт. Они приобретают новые представления об окружающем мире, овладевают новыми умениями и стратегиями поведения. Опыт информального образования имеет высокую личностную значимость, ведь школьник осваивает только то, что представляет для него ценность и интерес. Вместе с тем новые знания и умения, полученные в процессе повседневной жизни, бывают весьма разрознены, их необходимо еще «встроить» в систему мировоззрения ребенка. Только совместными усилиями всех воспитывающих взрослых — и родителей, и педагогов — можно решить данную задачу.
Литература
- Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. – 2008 – № 4 – с. 7-8.
- Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. – М., 2007. С. 79-102.
- Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия // Непрерывное образование взрослых: Матер. междунар. форума / Отв. ред. В.В. Беличенко, С.В. Кривых, В.Я. Никитин. СПб.: ИНОВ, 2015. С. 67–72.