программа работы с родителями
методическая разработка
предлагаю программу работы с родителями с 1 по 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_.docx | 263.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21»
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Гарбузюк Юлия Александровна
учитель начальных классов
2019 год
Пояснительная записка
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).
С принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Семейная политика в России признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Именно поэтому разработка Программы работы с родителями в начальной школе является важной и актуальной для классного руководителя.
Цель программы - создание оптимальных условий для взаимодействия школы и семьи.
Задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе.
2. Сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Ожидаемые результаты программы:
- включенность родителей в управление образовательным процессом в школе;
- положительная мотивация учащихся на учебную деятельность;
- укрепление внутрисемейных взаимоотношений забота о духовно-нравственном воспитании детей;
- осуществление тесного неформального взаимодействия с семьями воспитанников;
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1.Изучение условий семейного воспитания.
2.Информирование родителей о содержании учебно - воспитательного процесса.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5.Совместная деятельность родителей и учащихся:
-умственное развитие
-воспитание нравственной культуры
-воспитание эстетической культуры
-воспитание физической культуры и здорового образа жизни
-воспитание трудолюбия и профориентация
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе.
Срок проведения | Тема собрания, вопросы для обсуждения | Ответственные |
Первый класс | ||
Сентябрь | Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете класса и школы. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год. Особенности адаптационного периода. Организация праздника «Здравствуй, 1 класс» | классный руководитель, школьный психолог |
Октябрь | Младший школьник: особенности развития. «Режим дня первоклассника». Освещение первых результатов учёбы и развития личности ребёнка на начальном этапе обучения. | классный руководитель, мед.работник школы |
Ноябрь | Итоги адаптационного периода. «Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни?» Дети и компьютер (проблемно-этическая беседа). Основы безопасности младших школьников. | Родительский комитет, классный руководитель |
Декабрь –Январь | «Как воспитать трудолюбие в детях». Итоги первого полугодия. Портфолио ученика согласно ФГОС. | классный руководитель |
Февраль | Организация праздника первоклассника «Прощание с Букварем» Консультация «Как заинтересовать детей чтением книг». | Родительский комитет, классный руководитель, организаторы школы |
Март | Как помочь ребёнку стать внимательным? «Какой Вы родитель?» Консультация: «Семейный досуг». | классный руководитель |
Май | « Без внимания нет образования.» Об итогах учебного года. Об организации безопасного летнего отдыха детей. Организация родителей в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. | Родительский комитет, классный руководитель |
Второй класс | ||
Сентябрь | Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете класса и школы. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.
|
Классный руководитель |
Октябрь | Воспитание у школьников стремления к чтению. Консультация: «Как заинтересовать детей чтением книг». Спор или ссора? (проблемно-этическая беседа) | классный руководитель, библиотекарь |
Ноябрь | Роль семейных традиций в воспитании школьника. Соблюдение ортопедического режима в школе и дома. Консультация: «Воспитание здорового образа жизни ребенка». | классный руководитель, мед.работник школы |
Декабрь -Январь | Итоги первого полугодия. О детской дружбе (совместно с учащимися). Индивидуальная беседа: «Разрешение конфликтных ситуаций, диагностика и коррекция». Организация новогоднего утренника. | Классный руководитель, школьный психолог |
Февраль | Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни». «Телевизор в жизни ребенка». Консультация «Как помочь ребёнку хорошо учится?» | классный руководитель |
Март | Эмоциональное благополучие детей в современной семье. | классный руководитель |
Апрель | Воспитание сознательной дисциплины. | Родительский комитет, классный руководитель |
Май | Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). Организация родителей в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. | Родительский комитет, классный руководитель |
Третий класс | ||
Сентябрь | Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете класса и школы. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе. Консультация: «Ребенок стал третьеклассником». | Классный руководитель |
Октябрь | Речь младших школьников и пути её развития. Правила поведения детей на территории школы. Консультация : «О роли семьи в трудовом воспитании ребенка». Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома». | классный руководитель |
Ноябрь | Как правильно преодолевать школьные трудности? Консультация: «Учим детей мыслить». Индивидуальные консультации: «Проблемы успеваемости и как их преодолеть». | классный руководитель, школьный психолог |
Декабрь | Итоги первого полугодия. Дружба в детском коллективе. Организация новогоднего утренника. Тест для родителей: « Психологический портрет вашего ребёнка». Родительское собрание: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка». | классный руководитель, школьный психолог |
Январь | Познавательные процессы личности и условия их развития. Тематическая консультация: «Семейный досуг». Анкетирование детей «Твои отношения с родителями». Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». | Классный руководитель |
Февраль | Тест для родителей: « Психологический портрет вашего ребёнка». Памятка: « Как сохранить психическое здоровье ребенка». «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка». | Классный руководитель |
Март | О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. Родительское собрание «Значение общения в развитии ребенка». | Родительский комитет, классный руководитель |
Апрель | Консультация: Трудности при выполнении учащимися домашних заданий. Родительское собрание: «Родительский авторитет.» Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе». | Воспитатель, классный руководитель, школьный психолог |
Май | Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). Организация родителей в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. | Родительский комитет, классный руководитель |
Четвертый класс | ||
Сентябрь | Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете класса и школы. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год. Изучение вопроса организации питании. | классный руководитель |
Октябрь | Знакомство с Законом об образовании. УУД по ФГОС НОО. Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе. Памятка «Правила товарищества». Родительское собрание: «О роли семьи в трудовом воспитании ребенка». | классный руководитель |
Ноябрь | Посещение занятий дополнительного образования с целью изучения результативности участия в занятиях Индивидуальные консультации: «Эти трудные домашние задания». Памятка для родителей «Как любить своего ребенка». | классный руководитель |
Декабрь | Подготовка сценария празднования Нового года. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся. Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка. Тематическая консультация: «Профилактика вредных привычек у детей». | классный руководитель, родительский комитет |
Январь | Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. Определение неотложных задач на 2 полугодие. Отчёт родительского комитета перед родителями о проделанной работе. Встреча родителей с медработником школы по итогам различных прививок. | классный руководитель, родительский комитет, мед. работник школы |
Февраль | Родительская конференция «Какой отец нужен ребёнку». Помощь в организации проектной деятельности. Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Тематическая консультация: «Обучение младших школьников решению своих жизненных задач». | классный руководитель, родительский комитет |
Март | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». Анализ отношений семьи к ведению тетрадей и отношению к учебникам. Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы «8 марта». Поздравление с праздником. | классный руководитель, родительский комитет |
Апрель | Индивидуальные консультации для родителей от психолога. Встреча с учителями, преподающими в классе. Участие родителей в неделе Открытых уроков. Подготовка к празднику «Прощай, начальная школа !» | классный руководитель, родительский комитет |
Май | Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе». Встреча с будущим классным руководителем. Проведение родительского собрания «Здравствуй, 5 класс!» Годовой отчёт о работе родительского комитета. | классный руководитель, родительский комитет |
Заключение
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей; умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Валькова Л. Н. « Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса», 2010.
3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М:, 2003.
4. Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2008. № 1. С. 7—9.
5. Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25—29.
6. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
7. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
8. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Назначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руко...
Программа работы с родителями на 2007-2011 гг
Данная программа способствует развитию классного коллектива с активным включением родителей...
Программа работы с родителями
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
Программа работы с родителями "Сотрудничество".
В программе отображены формы и методы совместной работы школы с родителями детей начальной школы, основные задачи и направления, проведён краткий анализ по реализации программы за 1 год работы....
Программа работы клуба"Родители и дети"
Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)
Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются качеством формирования ценностных ориентации де...